Автор: Слободчикова Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №24
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН, МЕДВЕДОВСКАЯ
Наименование материала: Статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
В процессе эколого - краеведческой работы у детей развивается познавательный
интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, то есть
личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в
ФГОС ДО. Главная цель краеведения – воспитание нравственного гражданина,
любящего и знающего свой край.
Краеведение невозможно без экологического воспитания. Чтобы сохранить
природу на планете, нужны образованные люди. Природа – важнейшее средство
воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает
ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им.
Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), которыми
дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и
когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады, когда осень
дарит желтые, красные и оранжевые краски, от которых нельзя отвести глаз, и когда
видят яркие цветы на зелёном лугу. Ни один дидактический материал не сравнится с
природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Любой край неповторим.
Марийский край – это сказочные пейзажи,
множество рек, озёр и заповедных лесов, место, где богатый растительный мир, а
так же царство зверей и птиц. Природа республики поражает своим великолепием и
богатством.
Работа объединения экологии и краеведения, основой которого является
формирование у детей эколого-краеведческого миропонимания, является в течение
ряда лет одним из приоритетных направлений педагогической деятельности
коллектива нашего дошкольного учреждения.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у
него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о
задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой
среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе
родного края.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Труд
детей в природе дает реальные результаты, вызывает у них радость и желание
ухаживать за растениями и животными.
Третья задача – формирование у детей любви к природе родного края.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны
– необходимо рассматривать и решать их в комплексе.
Самым важным воздействием на детей являются наблюдение и целевая
прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение, проходят
через детские сердца. Каждой прогулке придумываем своё название: «Поле в
детском саду, «В гости к клёну и рябине», «Дышим свежим воздухом», «Мы вам
рады, снегири», «Следы на снегу», «По дорогам весенних проталин», «Лесная
больница».
«Кто
живет
в
траве»,
«День
рождения
Земли»,
«Встреча
с
удивительным». Вместе с нами гуляют сказочные герои: Лесовичок Лутошка,
Шуршунчик, Капитошка, Гриб-Боровик.
Обычно перед прогулкой получаем письма, телеграммы, пользуемся схемами -
путешествий и т.п. Свою работу по знакомству с природными явлениями
организуем на территории детского сада. Чтобы заинтересовать детей, составили
карту экологической тропинки, хозяином которой является кот Путяша. Радует, что
дети могут называть и показывать разные деревья, кустарники, травы, ведь на
территории нашего детского сада произрастает более 10 видов деревьев, 15 видов
трав, 6 видов кустарников, есть представители царства грибов, насекомые. Все
объекты на маршруте описаны в специальном паспорте экологической тропы.
Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы тем
самым ненавязчиво учим любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за
родной дом, семью, народ.
С помощью дидактических игр у детей развиваем наблюдательность, речь,
внимание и память, формируем мыслительную деятельность. Большое место в
жизни занимают такие игры как: «Вершки и корешки» (что едят), «Живая – неживая
природа » (живая – растения, животные , насекомые, неживая–вода, воздух, камни,
солнце, почва), «Кто–где живет» (место обитания), «Узнай, какой зверь» (знания
животных, внешний вид, повадки), «Назови травы» (закрепить название растений:
мать-и-мачеха, ландыш, подорожник, крапива, ромашка).
С целью повышения заинтересованности детей, используем аудиоаппаратуру
для слушания музыкальных произведений о Родной земле, мультимедийные
презентации –
«Национальный парк «Марий Чодра», «Природа Марий Эл»,
«Животный мир Марий Эл».
Большую роль в закреплении представлений о природе играет картина. Через
картины
марийских
художников,
С.Подмарёва,
Б.Пушкова,
Н.Карпова,
П.Горбунцова, изображающих пейзажи, мы приучаем детей видеть красоту родной
природы. Имея запас необходимых знаний, они с удовольствием придумывают
рассказы по картине
Значимым в работе методом по ознакомлению с природой является метод
проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской
деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию
материалов
по
взятой
теме.
Тематика
проектов,
над
которыми
работают
воспитатели, разнообразны: «Дорог мне мой край родниковый», «Весёлый огород»,
«Важность чистого воздуха», «Всё о медведях», «Такие разные камни», «Что такое
вода»,
«Озёра
Республики
Марий
Эл».
В
рамках
межгруппового
проекта
«Театральные ладушки» каждая группа подготовила экологическую сказку: старшие
группы – «Морковкин и его друзья», «Под грибком», подготовительные – «Весёлая
Огородия», «В одной сказочной стране», целью , экологических сказок стало
воспитание любви к природе через музыкальные образы.
Мы считаем, что произведения детского литературного творчества способны
обогатить
детей
впечатлениями,
расширить
представления
о
животном
и
растительном
мире,
воспитать
доброту,
отзывчивость.
Мы
читаем
детям
произведения таких
авторов как В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Н.
Павловой, Е. Чарушина, Э. Шима, Г. Скребицкого , а также классиков марийской
литературы С. Чавайна, В. Колумба, М.Казакова.
Углубленная краеведческая работа по изучению природы ведется в кружке
«Незабудка» с детьми старших групп. Мир природы родного края чрезвычайно
интересен и разнообразен, поэтому дети с большим интересом посещают кружок.
Не остаются без внимания и родители. В соответствии с ФГОС ДО, одним из
основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и
семьи. Поэтому родители принимают непосредственное и достаточно активное
участие в нашей деятельности, для них организовываются родительские собрания,
выпускается информационная газета для пап и мам «Незабудка» с рекомендациями,
опытами, играми по развитию экологически грамотного ребенка.
Ежегодно
родители активно участвуют в проведении акций «Спаси дерево», «День
Плюшкина», «Чистый город», «Пластиковым бутылкам - новую жизнь».
Таким
образом,
эколого
–
краеведческая
работа
в
ДОУ
ведется
систематически, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Местный материал
доступен ребенку для освоения, именно на нем он понимает свою связь с
окружающим
миром,
осознает
значимость
наследия
родного
края,
учится
разбираться в проблемах окружающего мира.
Библиографический список
1.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания
дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
2.
Масленникова
О.М.
Экологические
проекты
в
детском
саду/
О.М.Масленникова, А.А.Филипенко, Воронеж,2015,-156 с.
3.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно -
методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Минск:
«Асар» - 1995. - 128с.