Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.


Автор: Слободчикова Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №24
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН, МЕДВЕДОВСКАЯ
Наименование материала: Статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ В

УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

В процессе эколого - краеведческой работы у детей развивается познавательный

интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, то есть

личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в

ФГОС ДО. Главная цель краеведения – воспитание нравственного гражданина,

любящего и знающего свой край.

Краеведение невозможно без экологического воспитания. Чтобы сохранить

природу на планете, нужны образованные люди. Природа – важнейшее средство

воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает

ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им.

Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), которыми

дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и

когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады, когда осень

дарит желтые, красные и оранжевые краски, от которых нельзя отвести глаз, и когда

видят яркие цветы на зелёном лугу. Ни один дидактический материал не сравнится с

природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Любой край неповторим.

Марийский край – это сказочные пейзажи,

множество рек, озёр и заповедных лесов, место, где богатый растительный мир, а

так же царство зверей и птиц. Природа республики поражает своим великолепием и

богатством.

Работа объединения экологии и краеведения, основой которого является

формирование у детей эколого-краеведческого миропонимания, является в течение

ряда лет одним из приоритетных направлений педагогической деятельности

коллектива нашего дошкольного учреждения.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у

него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о

задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой

среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе

родного края.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Труд

детей в природе дает реальные результаты, вызывает у них радость и желание

ухаживать за растениями и животными.

Третья задача – формирование у детей любви к природе родного края.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны

– необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

Самым важным воздействием на детей являются наблюдение и целевая

прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение, проходят

через детские сердца. Каждой прогулке придумываем своё название: «Поле в

детском саду, «В гости к клёну и рябине», «Дышим свежим воздухом», «Мы вам

рады, снегири», «Следы на снегу», «По дорогам весенних проталин», «Лесная

больница».

«Кто

живет

в

траве»,

«День

рождения

Земли»,

«Встреча

с

удивительным». Вместе с нами гуляют сказочные герои: Лесовичок Лутошка,

Шуршунчик, Капитошка, Гриб-Боровик.

Обычно перед прогулкой получаем письма, телеграммы, пользуемся схемами -

путешествий и т.п. Свою работу по знакомству с природными явлениями

организуем на территории детского сада. Чтобы заинтересовать детей, составили

карту экологической тропинки, хозяином которой является кот Путяша. Радует, что

дети могут называть и показывать разные деревья, кустарники, травы, ведь на

территории нашего детского сада произрастает более 10 видов деревьев, 15 видов

трав, 6 видов кустарников, есть представители царства грибов, насекомые. Все

объекты на маршруте описаны в специальном паспорте экологической тропы.

Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы тем

самым ненавязчиво учим любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за

родной дом, семью, народ.

С помощью дидактических игр у детей развиваем наблюдательность, речь,

внимание и память, формируем мыслительную деятельность. Большое место в

жизни занимают такие игры как: «Вершки и корешки» (что едят), «Живая – неживая

природа » (живая – растения, животные , насекомые, неживая–вода, воздух, камни,

солнце, почва), «Кто–где живет» (место обитания), «Узнай, какой зверь» (знания

животных, внешний вид, повадки), «Назови травы» (закрепить название растений:

мать-и-мачеха, ландыш, подорожник, крапива, ромашка).

С целью повышения заинтересованности детей, используем аудиоаппаратуру

для слушания музыкальных произведений о Родной земле, мультимедийные

презентации –

«Национальный парк «Марий Чодра», «Природа Марий Эл»,

«Животный мир Марий Эл».

Большую роль в закреплении представлений о природе играет картина. Через

картины

марийских

художников,

С.Подмарёва,

Б.Пушкова,

Н.Карпова,

П.Горбунцова, изображающих пейзажи, мы приучаем детей видеть красоту родной

природы. Имея запас необходимых знаний, они с удовольствием придумывают

рассказы по картине

Значимым в работе методом по ознакомлению с природой является метод

проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской

деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию

материалов

по

взятой

теме.

Тематика

проектов,

над

которыми

работают

воспитатели, разнообразны: «Дорог мне мой край родниковый», «Весёлый огород»,

«Важность чистого воздуха», «Всё о медведях», «Такие разные камни», «Что такое

вода»,

«Озёра

Республики

Марий

Эл».

В

рамках

межгруппового

проекта

«Театральные ладушки» каждая группа подготовила экологическую сказку: старшие

группы – «Морковкин и его друзья», «Под грибком», подготовительные – «Весёлая

Огородия», «В одной сказочной стране», целью , экологических сказок стало

воспитание любви к природе через музыкальные образы.

Мы считаем, что произведения детского литературного творчества способны

обогатить

детей

впечатлениями,

расширить

представления

о

животном

и

растительном

мире,

воспитать

доброту,

отзывчивость.

Мы

читаем

детям

произведения таких

авторов как В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Н.

Павловой, Е. Чарушина, Э. Шима, Г. Скребицкого , а также классиков марийской

литературы С. Чавайна, В. Колумба, М.Казакова.

Углубленная краеведческая работа по изучению природы ведется в кружке

«Незабудка» с детьми старших групп. Мир природы родного края чрезвычайно

интересен и разнообразен, поэтому дети с большим интересом посещают кружок.

Не остаются без внимания и родители. В соответствии с ФГОС ДО, одним из

основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и

семьи. Поэтому родители принимают непосредственное и достаточно активное

участие в нашей деятельности, для них организовываются родительские собрания,

выпускается информационная газета для пап и мам «Незабудка» с рекомендациями,

опытами, играми по развитию экологически грамотного ребенка.

Ежегодно

родители активно участвуют в проведении акций «Спаси дерево», «День

Плюшкина», «Чистый город», «Пластиковым бутылкам - новую жизнь».

Таким

образом,

эколого

краеведческая

работа

в

ДОУ

ведется

систематически, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Местный материал

доступен ребенку для освоения, именно на нем он понимает свою связь с

окружающим

миром,

осознает

значимость

наследия

родного

края,

учится

разбираться в проблемах окружающего мира.

Библиографический список

1.

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания

дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

2.

Масленникова

О.М.

Экологические

проекты

в

детском

саду/

О.М.Масленникова, А.А.Филипенко, Воронеж,2015,-156 с.

3.

Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно -

методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Минск:

«Асар» - 1995. - 128с.



В раздел образования