Автор: Серафимова Наталья Ивановна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ 26 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-Югра, СУРГУТ
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные подходы к организации и содержанию трудового воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Серафимова Наталья Ивановна
заведующий МБДОУ № 26 «Золотая рыбка»
«Инновационные подходы к организации и содержанию трудового
воспитания дошкольников»
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в
воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»
А. С. Макаренко.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего
возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание
необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд в
его жизнь входит не скучно и навязчиво, а интересно, радостно и увлекательно, то
ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему
делу, радуясь своим успехам.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда
и
творчества
у
детей
дошкольного
возраста
отражены
в
Федеральных
государственных
образовательных
стандартах
дошкольного
образования
в
области «Социально-коммуникативное развитие».
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения
задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного
возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества,
первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при
хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все
представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под
влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой
деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей
детей.
В соответствии с ФГОС ДО трудового воспитания - одно из важных
направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является
формирование положительного отношения к труду через решение следующих
задач:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей
и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать
в различных видах труда и творчества
Образовательный
процесс,
направленный
на
воспитание
позитивных
установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества
будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических
условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
• принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником образовательных отношений
• принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка….
• принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения
(амплификации) детского развития
• принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности
• принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
• принципа развивающего образования (системности и последовательности);
• принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
• принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов
деятельности
друг
в
друга,
взаимное
совмещение
различных
задач
и
образовательных технологий).
Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо
найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит
ребенку быть субъектом своей деятельности. Использование современных форм
работы в трудовом воспитании дошкольников направлено на повышение
эффективности
детского
труда,
его
результативности,
на
формирование
осознанного отношения воспитанников к трудовой деятельности. Какие же
современные педагогические технологии применяются в трудовом воспитании
дошкольников?
Одним из современных инновационных методов обучения является проект.
Применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует
повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению
простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств
как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство
долга и т. д. В процессе реализации проекта трудовой направленности
активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
Технология исследовательской деятельности. Трудовое воспитание, через
познавательно-исследовательскую деятельность раскрывает перед детьми дорогу
к знанию через свой собственный исследовательский путь. Это поможет детям
увидеть, как трудовые умения, новые знания можно использовать в разных
ситуациях на протяжении всей жизни.
Информационно
-
коммуникативная
технология. Предъявление
информации на экране в игровой форме вызывает у дошкольников большой
интерес,
позволяет
увеличить
восприятие
материала
за
счет
увеличения
количества
иллюстративного
материала.
Использование
мультимедийных
презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и
лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное
мышление дошкольников; одновременно используется графическая, текстовая и
аудиовизуальная информация. С помощью компьютера можно смоделировать
такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе
непрерывной
образовательной
деятельности
(людей
разных
профессий).
Вариативность
использования
различных
игр
и
упражнений,
просмотр
презентаций, видеороликов, мультфильмов, игр с применением ИКТ - всё это
позволяет в интересной форме решать задачи трудового воспитания.
Игровая технология. В детском труде ярко обнаруживается связь с игрой.
Формируя у малышей трудовые навыки, следует широко использовать игровые
приемы, мотивирующие детей на предстоящую деятельность. Формирование
целенаправленной трудовой деятельности в игре важно не только то, что и как
делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть
разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение;
потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные
мотивы (приносить пользу другим). Для того чтобы навыки прочно усвоились
целесообразно организовать дидактические, сюжетно- ролевые игры, создавать
игровые ситуации, в которых все действия по освоению трудовых навыков дети
будут выполнять с интересом и желанием.
Перечисленные технологии в организации всех видов детской деятельности, в
том числе и трудовой, применяются интегрировано и взаимосвязаны.
Подводя итог, хочется сказать, что истоки трудового воспитания лежат,
конечно же, в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать
потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и
проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой
потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. На каждом
этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего
поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым
значимым становилось воспитание коллективизма, в другие –патриотизма. В
наше время актуальными стали такие деловые качества, как предприимчивость и
др. Нельзя быть предприимчивым не умея трудиться!.