Напоминание

Инновационные подходы к организации и содержанию трудового воспитания дошкольников


Автор: Серафимова Наталья Ивановна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ 26 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-Югра, СУРГУТ
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные подходы к организации и содержанию трудового воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Серафимова Наталья Ивановна

заведующий МБДОУ № 26 «Золотая рыбка»

«Инновационные подходы к организации и содержанию трудового

воспитания дошкольников»

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в

воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»

А. С. Макаренко.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего

возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание

необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд в

его жизнь входит не скучно и навязчиво, а интересно, радостно и увлекательно, то

ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему

делу, радуясь своим успехам.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда

и

творчества

у

детей

дошкольного

возраста

отражены

в

Федеральных

государственных

образовательных

стандартах

дошкольного

образования

в

области «Социально-коммуникативное развитие».

В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной

образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения

задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного

возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества,

первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при

хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все

представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под

влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной

области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой

деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей

детей.

В соответствии с ФГОС ДО трудового воспитания - одно из важных

направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является

формирование положительного отношения к труду через решение следующих

задач:

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей

и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.

• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать

в различных видах труда и творчества

Образовательный

процесс,

направленный

на

воспитание

позитивных

установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества

будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических

условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

• принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка

полноценным участником образовательных отношений

• принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка….

• принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения

(амплификации) детского развития

• принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности

• принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

• принципа развивающего образования (системности и последовательности);

• принципа новизны (использование новейших информационных технологий);

• принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов

деятельности

друг

в

друга,

взаимное

совмещение

различных

задач

и

образовательных технологий).

Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо

найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит

ребенку быть субъектом своей деятельности. Использование современных форм

работы в трудовом воспитании дошкольников направлено на повышение

эффективности

детского

труда,

его

результативности,

на

формирование

осознанного отношения воспитанников к трудовой деятельности. Какие же

современные педагогические технологии применяются в трудовом воспитании

дошкольников?

Одним из современных инновационных методов обучения является проект.

Применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует

повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению

простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств

как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство

долга и т. д. В процессе реализации проекта трудовой направленности

активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Технология исследовательской деятельности. Трудовое воспитание, через

познавательно-исследовательскую деятельность раскрывает перед детьми дорогу

к знанию через свой собственный исследовательский путь. Это поможет детям

увидеть, как трудовые умения, новые знания можно использовать в разных

ситуациях на протяжении всей жизни.

Информационно

-

коммуникативная

технология. Предъявление

информации на экране в игровой форме вызывает у дошкольников большой

интерес,

позволяет

увеличить

восприятие

материала

за

счет

увеличения

количества

иллюстративного

материала.

Использование

мультимедийных

презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и

лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное

мышление дошкольников; одновременно используется графическая, текстовая и

аудиовизуальная информация. С помощью компьютера можно смоделировать

такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе

непрерывной

образовательной

деятельности

(людей

разных

профессий).

Вариативность

использования

различных

игр

и

упражнений,

просмотр

презентаций, видеороликов, мультфильмов, игр с применением ИКТ - всё это

позволяет в интересной форме решать задачи трудового воспитания.

Игровая технология. В детском труде ярко обнаруживается связь с игрой.

Формируя у малышей трудовые навыки, следует широко использовать игровые

приемы, мотивирующие детей на предстоящую деятельность. Формирование

целенаправленной трудовой деятельности в игре важно не только то, что и как

делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть

разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение;

потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные

мотивы (приносить пользу другим). Для того чтобы навыки прочно усвоились

целесообразно организовать дидактические, сюжетно- ролевые игры, создавать

игровые ситуации, в которых все действия по освоению трудовых навыков дети

будут выполнять с интересом и желанием.

Перечисленные технологии в организации всех видов детской деятельности, в

том числе и трудовой, применяются интегрировано и взаимосвязаны.

Подводя итог, хочется сказать, что истоки трудового воспитания лежат,

конечно же, в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать

потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и

проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой

потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. На каждом

этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего

поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым

значимым становилось воспитание коллективизма, в другие –патриотизма. В

наше время актуальными стали такие деловые качества, как предприимчивость и

др. Нельзя быть предприимчивым не умея трудиться!.



В раздел образования