Напоминание

"Современные подходы к трудовому воспитанию в системе дошкольного образования"


Автор: Безрукова Елена Викторовна
Должность: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБДОУ 26 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, СУРГУТ
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к трудовому воспитанию в системе дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Безрукова Елена Викторовна

заместитель

заведующего

по

учебно-

воспитательной работе

МБДОУ №26 «Золотая рыбка»

«Современные подходы к трудовому воспитанию в системе дошкольного

образования»

Трудовое воспитание и профессиональная подготовка – многогранный

процесс. Существует множество факторов, способствующих трудолюбию у детей:

пример взрослых, образовательные мероприятия, дополнительное обучение, беседы,

чтение книг, просмотр фильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми,

развлечения, игры и т.д. Без собственного практического опыта, личных физических

усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо.

Конечно, начало трудового воспитания происходит в дошкольном возрасте,

когда ребенок прежде всего ощущает потребность в самостоятельной работе,

заявляет о своих намерениях и проявляет себя как субъект своих желаний и

интересов. Воспитание этой потребности и мотивация ребенка всегда были главной

задачей воспитания детей.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и

творчества

у

детей

дошкольного

возраста

отражены

в

Федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области

«Социально-коммуникативное развитие» (п. 3.1). Для успешного решения задач,

предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста

позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное

значение имеет создание необходимых условий. Включаясь в трудовые действия,

ребенок коренным образом меняет все представление о себе и окружающем мире.

Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по

организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности,

мотивации и способностей детей. В соответствии с ФГОС ДО, трудовое воспитание

- одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью

которого является формирование положительного отношения к труду через решение

следующих задач:

1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и

его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.

3. Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать

в различных видах труда и творчества.

Образовательный

процесс,

направленный

на

воспитание

позитивных

установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества,

будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий

и должен строиться с учетом принципов:

- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным

участником образовательных отношений;

-

построения

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных

особенностей каждого ребенка;

-

полноценного

проживания

ребенком

всех

этапов

детства,

обогащения

(амплификации) детского развития;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в

различных видах деятельности;

- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий,

требований, методов возрасту и особенностям развития);

- развивающего образования (системности и последовательности);

- новизны (использование новейших информационных технологий);

- интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг

в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых

требует наличия у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом

конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение -

удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью

взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных

представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде

взрослых. Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело

вступить в самостоятельную жизнь.

Поэтому в перспективе ставятся следующие цели.

1. Формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень

важное место, что труд - это, по сути, основа жизни.

2. Воспитание уважения к людям труда и результатам их деятельности.

3. Знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы.

Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не

на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Интегративный

подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и

практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе

интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности,

подчиненные одной цели - ознакомлению с той или иной профессией.

Данная работа организуется через следующие виды деятельности.

1. Совместная деятельность взрослого с детьми:

- через организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе

организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,

познавательно-исследовательской,

продуктивной,

музыкально-художественной

(групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);

- через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов

(наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной

литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-

печатные игры и т.п.).

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Взаимодействие с семьями воспитанников.

4. Организация взаимодействия с учреждениями социума.

Организация работы с детьми

При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы

работы, как:

-занятия;

- совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических

трудовых действий;

- самостоятельная деятельность ребенка;

- познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;

- наблюдения за трудом взрослых;

- коммуникативная деятельность;

- чтение художественной литературы;

- художественно-творческая деятельность;

- игровая деятельность;

- моделирование;

- целевые прогулки и экскурсии;

- культурно-досуговая деятельность;

- экскурсии и встречи с людьми разных профессий;

- встречи с интересными людьми;

- живой пример окружающих взрослых.

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные

знания и представления о профессии по схеме: название профессии - место работы -

условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции -

результат труда.

В

практике

отмечают

следующие

проблемы

в

реализации

ранней

профориентации детей:

1. Отсутствуют задачи развития интереса к технике и формирования представлений

о людях, работающих с техникой.

2. Трудовые

умения,

формируемые

в

детском

саду

(например,

изготовление объемных игрушек) не получают развития на более поздних звеньях

обучения (в первом классе) и, соответственно, утрачиваются.

3. В

формировании общетрудовых умений

дошкольников

недостаточно

применяется такая форма организации деятельности, как ролевая игра.

4. Узость предоставляемой информации о содержании деятельности взрослых.

Приоритет отдается сфере обслуживания и строительства.

5. Недостаточная работа с мотивационной сферой дошкольника. Могут наблюдаться

такие мотивы «выбора профессии», как «нравится», «хочу быть красивой», «чтобы

денег много получать».

6. Недостаточная реализация регионального компонента: дети не представляют

содержание профессий взрослых конкретного экономического района.

7. Негативное отношение детей к рабочим профессиям, отсутствие понимания их

ценности для общества.

8. Отсутствие представлении об элементах производительного труда (планирование,

организация рабочего места).

9. Отсутствие представлений о связи профессии с социально значимыми качествами

человека (инициативность, эрудиция, находчивость).

Данные характеристики могут быть положены в основу проектирования процесса

ранней профориентации в ДОУ.

Проведенный анализ

работы

позволил

определить

необходимость

обновления подходов в определении позиции взрослого в управлении трудовой

деятельностью

детей,

ориентируя ее на

построение

субъект-субъектного

взаимодействия с ребенком, поиск актуальных средств и методов организации труда

дошкольника.

Список литературы

1.Арнаутова О.Ю. Организация трудовой деятельности детей в процессе

субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми: опыт экспериментально-

педагогической работы педагогов МДОУ/ О.Ю.Арнаутова, И.Н. и др. Под ред.

С.В.Алябушевой. –Челябинск, ООО «Полиграф-Мастер», 20 17. –40с.

2.Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: учебно-

методическое. пособие / Р.С. Буре. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2004.

– 144с.

3. Крулехт М.В.Дошкольник и рукотворный мир: педагогическая технология

целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности /Под ред.

М.В. Крулехт. –СПб.: Детство-Пресс,2003. –153с.



В раздел образования