Автор: Безрукова Елена Викторовна
Должность: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБДОУ 26 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, СУРГУТ
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к трудовому воспитанию в системе дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
Безрукова Елена Викторовна
заместитель
заведующего
по
учебно-
воспитательной работе
МБДОУ №26 «Золотая рыбка»
«Современные подходы к трудовому воспитанию в системе дошкольного
образования»
Трудовое воспитание и профессиональная подготовка – многогранный
процесс. Существует множество факторов, способствующих трудолюбию у детей:
пример взрослых, образовательные мероприятия, дополнительное обучение, беседы,
чтение книг, просмотр фильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми,
развлечения, игры и т.д. Без собственного практического опыта, личных физических
усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо.
Конечно, начало трудового воспитания происходит в дошкольном возрасте,
когда ребенок прежде всего ощущает потребность в самостоятельной работе,
заявляет о своих намерениях и проявляет себя как субъект своих желаний и
интересов. Воспитание этой потребности и мотивация ребенка всегда были главной
задачей воспитания детей.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и
творчества
у
детей
дошкольного
возраста
отражены
в
Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области
«Социально-коммуникативное развитие» (п. 3.1). Для успешного решения задач,
предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста
позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное
значение имеет создание необходимых условий. Включаясь в трудовые действия,
ребенок коренным образом меняет все представление о себе и окружающем мире.
Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по
организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей. В соответствии с ФГОС ДО, трудовое воспитание
- одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью
которого является формирование положительного отношения к труду через решение
следующих задач:
1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и
его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
3. Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать
в различных видах труда и творчества.
Образовательный
процесс,
направленный
на
воспитание
позитивных
установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества,
будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий
и должен строиться с учетом принципов:
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным
участником образовательных отношений;
-
построения
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных
особенностей каждого ребенка;
-
полноценного
проживания
ребенком
всех
этапов
детства,
обогащения
(амплификации) детского развития;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
- развивающего образования (системности и последовательности);
- новизны (использование новейших информационных технологий);
- интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг
в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых
требует наличия у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом
конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение -
удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью
взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных
представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде
взрослых. Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело
вступить в самостоятельную жизнь.
Поэтому в перспективе ставятся следующие цели.
1. Формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень
важное место, что труд - это, по сути, основа жизни.
2. Воспитание уважения к людям труда и результатам их деятельности.
3. Знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы.
Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не
на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Интегративный
подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и
практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе
интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности,
подчиненные одной цели - ознакомлению с той или иной профессией.
Данная работа организуется через следующие виды деятельности.
1. Совместная деятельность взрослого с детьми:
- через организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе
организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкально-художественной
(групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
- через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
(наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной
литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-
печатные игры и т.п.).
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Взаимодействие с семьями воспитанников.
4. Организация взаимодействия с учреждениями социума.
Организация работы с детьми
При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы
работы, как:
-занятия;
- совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических
трудовых действий;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
- наблюдения за трудом взрослых;
- коммуникативная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- художественно-творческая деятельность;
- игровая деятельность;
- моделирование;
- целевые прогулки и экскурсии;
- культурно-досуговая деятельность;
- экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
- встречи с интересными людьми;
- живой пример окружающих взрослых.
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные
знания и представления о профессии по схеме: название профессии - место работы -
условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции -
результат труда.
В
практике
отмечают
следующие
проблемы
в
реализации
ранней
профориентации детей:
1. Отсутствуют задачи развития интереса к технике и формирования представлений
о людях, работающих с техникой.
2. Трудовые
умения,
формируемые
в
детском
саду
(например,
изготовление объемных игрушек) не получают развития на более поздних звеньях
обучения (в первом классе) и, соответственно, утрачиваются.
3. В
формировании общетрудовых умений
дошкольников
недостаточно
применяется такая форма организации деятельности, как ролевая игра.
4. Узость предоставляемой информации о содержании деятельности взрослых.
Приоритет отдается сфере обслуживания и строительства.
5. Недостаточная работа с мотивационной сферой дошкольника. Могут наблюдаться
такие мотивы «выбора профессии», как «нравится», «хочу быть красивой», «чтобы
денег много получать».
6. Недостаточная реализация регионального компонента: дети не представляют
содержание профессий взрослых конкретного экономического района.
7. Негативное отношение детей к рабочим профессиям, отсутствие понимания их
ценности для общества.
8. Отсутствие представлении об элементах производительного труда (планирование,
организация рабочего места).
9. Отсутствие представлений о связи профессии с социально значимыми качествами
человека (инициативность, эрудиция, находчивость).
Данные характеристики могут быть положены в основу проектирования процесса
ранней профориентации в ДОУ.
Проведенный анализ
работы
позволил
определить
необходимость
обновления подходов в определении позиции взрослого в управлении трудовой
деятельностью
детей,
ориентируя ее на
построение
субъект-субъектного
взаимодействия с ребенком, поиск актуальных средств и методов организации труда
дошкольника.
Список литературы
1.Арнаутова О.Ю. Организация трудовой деятельности детей в процессе
субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми: опыт экспериментально-
педагогической работы педагогов МДОУ/ О.Ю.Арнаутова, И.Н. и др. Под ред.
С.В.Алябушевой. –Челябинск, ООО «Полиграф-Мастер», 20 17. –40с.
2.Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: учебно-
методическое. пособие / Р.С. Буре. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2004.
– 144с.
3. Крулехт М.В.Дошкольник и рукотворный мир: педагогическая технология
целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности /Под ред.
М.В. Крулехт. –СПб.: Детство-Пресс,2003. –153с.