Автор: Исламгулова Ильмира Радиковна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ РГИ им. Г. Альмухаметова
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Как укрепить "национальный иммунитет" на уроках истории
Раздел: полное образование
1
Как укрепить «национальный иммунитет» на уроках истории?
Окружающие предметы, впервые пробуждающие
душу ребенка, воспитывающие в нем чувство
красоты, должны быть национальными.
Это поможет детям с самого раннего возраста
понять, что они — часть великого русского народа
Ольга Князева,
современный педагог
Многие годы меня беспокоит проблема, связанная со слепым поклоне-
нием части нашей молодежи перед всем западным, иностранным, порой,
доходящим до безосновательной, необдуманной критики всего, что связа-
но с родной страной. Это проявлялось и ранее, но в большей степени акти-
визировалось в конце 80-90-х годах прошлого века, когда СССР, затем
Россия стали открытыми для мирового сообщества и в полной мере уста-
новилась глобализация. К сожалению, это продолжается и сегодня.
Огромный поток информации, который стал доступен благодаря систе-
ме Интернет, стал проникать из стран Запада. А вместе с этим и дезинфор-
мация в отношении нашей страны, поэтому неподготовленное сознание
молодежи стало воспринимать многое за правду.
В связи с этим я предлагаю ввести понятие «национальный иммунитет»,
которое я определяю, как:
- невосприимчивость личности к чужеродным, вредоносным культурам;
- система, которая защищает личность от разрушительного иностранного
воздействия.
Большая роль, на мой взгляд, в укреплении «национального иммуните-
та» принадлежит нам, педагогам. Для этого необходимо организовать си-
стемную работу по воспитанию
в подрастающем поколении духовно-нрав-
ственных ценностей, патриотизма, раскрывающие творческие способности
ребенка.
Каким же образом я, как учитель истории и обществознания, способ-
ствую укреплению «национального иммунитета?
С самого рождения мы должны формировать в детях любовь к Родине
как к великой стране. К малой родине, где родился человек, в которой он
2
формируется как гражданин, а также модель отношений между индивидом
и обществом, между гражданином и государством.
Большая роль в формировании и укреплении «национального иммуни-
тета», на мой взгляд, принадлежит природным факторам, точнее, влияние
природы на общественные процессы. Эту связь отмечали многие мыслите-
ли.
О влиянии климата и ландшафта на своеобразие, «психологию»,
культуру народов писали еще Гиппократ, Геродот, Страбон, Авиценна,
Аль-Фараби:
Учения об этом известны как:
1.
Географический детерминизм
2.
Пассионарная теория этногенеза
3.
Социоестественная история
4.
Геополитика.
Какие же приемы можно использовать на уроках?
С первых уроков истории начинается активная работа по историче-
ской карте. С пятого класса обучающиеся, работая по карте, выявляют не
только пространственные представления о мире, но и учатся заполнять
сравнительную таблицу стран древнего мира, в которой наряду с геогра-
фическим положением, природно-климатическими условиями и хозяй-
ственной деятельностью, я предлагаю отображать организацию структуры
власти и общее культурное наследие. В процессе работы с картой и после-
довательного заполнения таблицы пятиклассники находят государства со
схожими природными факторами и общественными явлениями, выявляют
схожие закономерности. Выявленные связи ученики используют при изу-
чении следующих исторических этапов.
Данная работа формирует в обучающихся следующий вид деятельно-
сти: умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, определять причинно-следственные связи.
Также данная работа закладывает в сознание ученика понимание то-
го, что человек – часть природы, часть того пространства, где он родился и
живет, а также понимание того, что мир многообразен, как многообразна
природа.
Следующее на что я хотела обратить внимание, что для укрепления
«национального иммунитета» важно научить детей в большом потоке ин-
формации исключать недостоверную информацию.
3
На уроках истории в качестве повторительно-обобщающего урока я
предлагаю организовать работу «Найди правду о событии», которая пред-
полагает предоставление различной информации из Интернета об изучае-
мом событии и выбор той, которая заслуживает доверия. При определения
достоверности информации учащиеся пользуются предоставленными ис-
торическими источниками. После проведенной работы, ученики должны
объяснить свой выбор. Примером фальсификаций для обсуждения в 10
классе являются события Великой Отечественной войны.
Для учеников представляется интересным сайт Российского истори-
ческого общества и их проект «Разбор фальсификаций».
Также у меня в старших классах на уроке работает команда «Анти-
фейк». Как правило, участвует весь класс по очереди. Они получают
опережающее задание и выступают на уроке.
В процессе работы ученики учатся объективно анализировать инфор-
мацию, доказывать ее достоверность и формировать критическое мышле-
ние. Подобная работа углубляет исторические знания, обращает внимание
учеников на то, что объективность информации по истории обеспечивает-
ся фактами и формирует невосприимчивость к дезинформации.
Я работаю в гимназии-интернате с дополнительным музыкальным
образованием. Этот бесценный ресурс я использую на своих уроках. Через
классические произведения, музыкальные композиции можно создать
определенный эмоциональный фон, внутренний настрой, погрузиться в ис-
торическую эпоху, передать образ выдающихся деятелей и народа.
По-особому воспринимаются произведения на историческую тему че-
рез игру на музыкальных инструментах. В процессе разучивания дети по-
гружаются в события и чувственно воспроизводят их. Особое место зани-
мают народные инструменты. Например, я использую на уроках в качестве
регионального компонента башкирские исторические песни в исполнении
самих же учеников.
В известной башкирской народной песне «Урал» отражены историче-
ские события, связанные с образованием Союза семи башкирских племён.
Игра на курае не только переносит нас в те времена, но и позволяет ощу-
тить природу Урала.
4
Заметное место занимает в песенном жанре военная тематика. Баш-
кирскую народную песню «Любизар», относящуюся к временам Отече-
ственной войны 1812 года, оригинально воспроизводят кыл-кубыз и курай.
Приобщение к слушанию народной музыки и игре на народных
инструментах включает детей в систему народной культуры и сложивших-
ся многовековых духовно-нравственных ценностей.
Наконец, важную роль в укреплении «национального иммунитета» иг-
рают внеклассные мероприятия, посвященные важным историческим стра-
ницам нашей страны, например, научно-практические конференции, по-
священные важным историческим событиям.
Понятие «национальный иммунитет» имеет право на существование,
так как включает в себя очень важный воспитательный момент - формиро-
вание в личности российской гражданской идентичности.