Напоминание

Как укрепить "национальный иммунитет" на уроках истории


Автор: Исламгулова Ильмира Радиковна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ РГИ им. Г. Альмухаметова
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Как укрепить "национальный иммунитет" на уроках истории
Раздел: полное образование





Назад




1

Как укрепить «национальный иммунитет» на уроках истории?

Окружающие предметы, впервые пробуждающие

душу ребенка, воспитывающие в нем чувство

красоты, должны быть национальными.

Это поможет детям с самого раннего возраста

понять, что они — часть великого русского народа

Ольга Князева,

современный педагог

Многие годы меня беспокоит проблема, связанная со слепым поклоне-

нием части нашей молодежи перед всем западным, иностранным, порой,

доходящим до безосновательной, необдуманной критики всего, что связа-

но с родной страной. Это проявлялось и ранее, но в большей степени акти-

визировалось в конце 80-90-х годах прошлого века, когда СССР, затем

Россия стали открытыми для мирового сообщества и в полной мере уста-

новилась глобализация. К сожалению, это продолжается и сегодня.

Огромный поток информации, который стал доступен благодаря систе-

ме Интернет, стал проникать из стран Запада. А вместе с этим и дезинфор-

мация в отношении нашей страны, поэтому неподготовленное сознание

молодежи стало воспринимать многое за правду.

В связи с этим я предлагаю ввести понятие «национальный иммунитет»,

которое я определяю, как:

- невосприимчивость личности к чужеродным, вредоносным культурам;

- система, которая защищает личность от разрушительного иностранного

воздействия.

Большая роль, на мой взгляд, в укреплении «национального иммуните-

та» принадлежит нам, педагогам. Для этого необходимо организовать си-

стемную работу по воспитанию

в подрастающем поколении духовно-нрав-

ственных ценностей, патриотизма, раскрывающие творческие способности

ребенка.

Каким же образом я, как учитель истории и обществознания, способ-

ствую укреплению «национального иммунитета?

С самого рождения мы должны формировать в детях любовь к Родине

как к великой стране. К малой родине, где родился человек, в которой он

2

формируется как гражданин, а также модель отношений между индивидом

и обществом, между гражданином и государством.

Большая роль в формировании и укреплении «национального иммуни-

тета», на мой взгляд, принадлежит природным факторам, точнее, влияние

природы на общественные процессы. Эту связь отмечали многие мыслите-

ли.

О влиянии климата и ландшафта на своеобразие, «психологию»,

культуру народов писали еще Гиппократ, Геродот, Страбон, Авиценна,

Аль-Фараби:

Учения об этом известны как:

1.

Географический детерминизм

2.

Пассионарная теория этногенеза

3.

Социоестественная история

4.

Геополитика.

Какие же приемы можно использовать на уроках?

С первых уроков истории начинается активная работа по историче-

ской карте. С пятого класса обучающиеся, работая по карте, выявляют не

только пространственные представления о мире, но и учатся заполнять

сравнительную таблицу стран древнего мира, в которой наряду с геогра-

фическим положением, природно-климатическими условиями и хозяй-

ственной деятельностью, я предлагаю отображать организацию структуры

власти и общее культурное наследие. В процессе работы с картой и после-

довательного заполнения таблицы пятиклассники находят государства со

схожими природными факторами и общественными явлениями, выявляют

схожие закономерности. Выявленные связи ученики используют при изу-

чении следующих исторических этапов.

Данная работа формирует в обучающихся следующий вид деятельно-

сти: умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и

интерпретировать информацию, определять причинно-следственные связи.

Также данная работа закладывает в сознание ученика понимание то-

го, что человек – часть природы, часть того пространства, где он родился и

живет, а также понимание того, что мир многообразен, как многообразна

природа.

Следующее на что я хотела обратить внимание, что для укрепления

«национального иммунитета» важно научить детей в большом потоке ин-

формации исключать недостоверную информацию.

3

На уроках истории в качестве повторительно-обобщающего урока я

предлагаю организовать работу «Найди правду о событии», которая пред-

полагает предоставление различной информации из Интернета об изучае-

мом событии и выбор той, которая заслуживает доверия. При определения

достоверности информации учащиеся пользуются предоставленными ис-

торическими источниками. После проведенной работы, ученики должны

объяснить свой выбор. Примером фальсификаций для обсуждения в 10

классе являются события Великой Отечественной войны.

Для учеников представляется интересным сайт Российского истори-

ческого общества и их проект «Разбор фальсификаций».

Также у меня в старших классах на уроке работает команда «Анти-

фейк». Как правило, участвует весь класс по очереди. Они получают

опережающее задание и выступают на уроке.

В процессе работы ученики учатся объективно анализировать инфор-

мацию, доказывать ее достоверность и формировать критическое мышле-

ние. Подобная работа углубляет исторические знания, обращает внимание

учеников на то, что объективность информации по истории обеспечивает-

ся фактами и формирует невосприимчивость к дезинформации.

Я работаю в гимназии-интернате с дополнительным музыкальным

образованием. Этот бесценный ресурс я использую на своих уроках. Через

классические произведения, музыкальные композиции можно создать

определенный эмоциональный фон, внутренний настрой, погрузиться в ис-

торическую эпоху, передать образ выдающихся деятелей и народа.

По-особому воспринимаются произведения на историческую тему че-

рез игру на музыкальных инструментах. В процессе разучивания дети по-

гружаются в события и чувственно воспроизводят их. Особое место зани-

мают народные инструменты. Например, я использую на уроках в качестве

регионального компонента башкирские исторические песни в исполнении

самих же учеников.

В известной башкирской народной песне «Урал» отражены историче-

ские события, связанные с образованием Союза семи башкирских племён.

Игра на курае не только переносит нас в те времена, но и позволяет ощу-

тить природу Урала.

4

Заметное место занимает в песенном жанре военная тематика. Баш-

кирскую народную песню «Любизар», относящуюся к временам Отече-

ственной войны 1812 года, оригинально воспроизводят кыл-кубыз и курай.

Приобщение к слушанию народной музыки и игре на народных

инструментах включает детей в систему народной культуры и сложивших-

ся многовековых духовно-нравственных ценностей.

Наконец, важную роль в укреплении «национального иммунитета» иг-

рают внеклассные мероприятия, посвященные важным историческим стра-

ницам нашей страны, например, научно-практические конференции, по-

священные важным историческим событиям.

Понятие «национальный иммунитет» имеет право на существование,

так как включает в себя очень важный воспитательный момент - формиро-

вание в личности российской гражданской идентичности.



В раздел образования