Автор: Мирошникова Майя Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: Ставропольский край, Предгорный район
Наименование материала: Статья
Тема: Активизация речи у неговорящих детей с ДЦП.
Раздел: дошкольное образование
Активизация речи у неговорящих детей с ДЦП.
Краевой реабилитационный центр «Орлёнок» принимает в своих стенах
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Практика работы с детьми с
ДЦП показывает, что как правило, сопутствующий диагноз – расстройство
артикуляционной моторики. И, чем раньше начинается коррекционная работа с
ребенком,
тем
большего
результата
удаётся
добиться,
избежать
многих
интеллектуальных, эмоциональных и речевых проблем.
Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной
системы, когда ведущим является поражение двигательных зон и двигательных
проводящих путей головного мозга.
Нарушения речи у детей с ДЦП может быть выражено в различной степени:
от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.
Недоразвитие артикуляционной моторики при детском церебральном
параличе затрудняет формирование произносительной речи ребёнка, часто
приводит к нарушению фонематического слуха. Это может вызвать у ребенка
проблемы в освоении звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой
структуры.
Создать атмосферу заинтересованности в познании окружающего мира,
пополнении активного и пассивного словаря, развития речи у детей помогает
логопедическая копилка дидактических материалов с большим разнообразием
игр, методических пособий, диагностик.
Для активизации речи у неговорящих детей применяются различные
варианты гимнастики (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая,
голосовые
упражнения), логопедические упражнения по лексико-грамматическим темам
(времена года, овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы и т. д.), логоритмические
упражнения и другие техники:
Артикуляционная
гимнастика через упражнения «Лопатка», «Блинчик»,
«Жало», «Иголочка», «Заборчик», «Трубочка», «Хоботок», «Ветерок», «Горка»,
«Чашечка», «Качели», «Лошадка», «Грибочек».
Голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного
голоса и на модуляцию голоса по высоте и силе: «Вьюга», «Снежинки летят»,
«Подул ветерок».
Упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного
выдоха:
«Гарью
пахнет!
Тревога»!,
«Полуприседы»,
«Большой
маятник»,
«Обними плечи» с целью нормализации речевого дыхания.
Пальчиковая
гимнастика,
направленная
на
выработку
тонких,
дифференцированных движений в пальцах обеих рук: «Разжигаем огонь», «Моем
ручки», «Фонарики», «Пальчики», «Лепестки», «Выкручиваем винтики».
Особенностью работы по обогащению словарного запаса выступает
сочетание коррекционных мероприятий по усовершенствованию восприятия и
представлений с словесным обозначением предметов и явлений окружающей
действительности.
Детей
с
первым
уровнем
речевого
развития
обучаем
понимать
и
произносить названия окружающих предметов и действий с ними, различать и
называть части предметов (части лица и тела человека; части у предметов
обихода, игрушек и т. д.).
При втором уровне речевого развития у обучающихся уточняем и
пополняем словарь названиями предметов, с которыми дети сталкиваются в быту,
учим их понимать и называть слова, обозначающие предметы обихода (посуда,
мебель, одежда, игрушки).
При третьем уровне речевого развития расширяем содержание словарной
работы, развиваем понимание и введение в активный словарь ребёнка названий
окружающих его предметов (предметов обихода, продуктов питания и др.),
ориентирование в пространстве (вперёд, назад, далеко, близко),
формируем
временные представления (утро, вечер, сначала, потом и т. д.) с использованием
соответствующего словаря.
В
коррекционно-развивающих
играх,
которые
служат
прекрасным
подспорьем в работе по активизации лексического запаса у детей с ДЦП,
применяем красочный деревянный сортёр «Фрукты, овощи, ягоды» с большими и
удобными деталями, которыми легко манипулируют детские руки. Кроме того,
яркие и привлекательные изображения помогают развивать воображение и
творческое мышление обучающихся.
Сортёры являются эффективным средством развития различных навыков у
детей:
способствуют
развитию
логического
мышления,
пространственного
воображения, мелкой моторики, улучшают концентрацию внимания.
Широко используются в логопедической работе сортёры «Животные фермы
и леса», «Волшебный комодик», «Развивайка», «Гномики», «Паровозики», а так
же
звучащие и музыкальные игрушки: «квакающие» лягушки, «пищащие»
птички, погремушки, гармошки, «говорящие» куклы в нарядной одежде, яркие
пирамидки и мячи.
Разрабатывая игру или упражнение, логопедический состав специалистов
отделения планирует цели, средства достижения результата, методы и приёмы
работы, наглядность, исходя из реальных возможностей каждого ребёнка, уровня
его развития на момент обучения, с учётом зоны ближайшего развития. Только так
можно достигнуть наибольшей эффективности в работе по обогащению словаря у
детей с ДЦП.
Учитель-логопед Мирошникова М.С.