Напоминание

Активизация речи у неговорящих детей с ДЦП.


Автор: Мирошникова Майя Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: Ставропольский край, Предгорный район
Наименование материала: Статья
Тема: Активизация речи у неговорящих детей с ДЦП.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Активизация речи у неговорящих детей с ДЦП.

Краевой реабилитационный центр «Орлёнок» принимает в своих стенах

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Практика работы с детьми с

ДЦП показывает, что как правило, сопутствующий диагноз – расстройство

артикуляционной моторики. И, чем раньше начинается коррекционная работа с

ребенком,

тем

большего

результата

удаётся

добиться,

избежать

многих

интеллектуальных, эмоциональных и речевых проблем.

Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной

системы, когда ведущим является поражение двигательных зон и двигательных

проводящих путей головного мозга.

Нарушения речи у детей с ДЦП может быть выражено в различной степени:

от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.

Недоразвитие артикуляционной моторики при детском церебральном

параличе затрудняет формирование произносительной речи ребёнка, часто

приводит к нарушению фонематического слуха. Это может вызвать у ребенка

проблемы в освоении звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой

структуры.

Создать атмосферу заинтересованности в познании окружающего мира,

пополнении активного и пассивного словаря, развития речи у детей помогает

логопедическая копилка дидактических материалов с большим разнообразием

игр, методических пособий, диагностик.

Для активизации речи у неговорящих детей применяются различные

варианты гимнастики (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая,

голосовые

упражнения), логопедические упражнения по лексико-грамматическим темам

(времена года, овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы и т. д.), логоритмические

упражнения и другие техники:

Артикуляционная

гимнастика через упражнения «Лопатка», «Блинчик»,

«Жало», «Иголочка», «Заборчик», «Трубочка», «Хоботок», «Ветерок», «Горка»,

«Чашечка», «Качели», «Лошадка», «Грибочек».

Голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного

голоса и на модуляцию голоса по высоте и силе: «Вьюга», «Снежинки летят»,

«Подул ветерок».

Упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного

выдоха:

«Гарью

пахнет!

Тревога»!,

«Полуприседы»,

«Большой

маятник»,

«Обними плечи» с целью нормализации речевого дыхания.

Пальчиковая

гимнастика,

направленная

на

выработку

тонких,

дифференцированных движений в пальцах обеих рук: «Разжигаем огонь», «Моем

ручки», «Фонарики», «Пальчики», «Лепестки», «Выкручиваем винтики».

Особенностью работы по обогащению словарного запаса выступает

сочетание коррекционных мероприятий по усовершенствованию восприятия и

представлений с словесным обозначением предметов и явлений окружающей

действительности.

Детей

с

первым

уровнем

речевого

развития

обучаем

понимать

и

произносить названия окружающих предметов и действий с ними, различать и

называть части предметов (части лица и тела человека; части у предметов

обихода, игрушек и т. д.).

При втором уровне речевого развития у обучающихся уточняем и

пополняем словарь названиями предметов, с которыми дети сталкиваются в быту,

учим их понимать и называть слова, обозначающие предметы обихода (посуда,

мебель, одежда, игрушки).

При третьем уровне речевого развития расширяем содержание словарной

работы, развиваем понимание и введение в активный словарь ребёнка названий

окружающих его предметов (предметов обихода, продуктов питания и др.),

ориентирование в пространстве (вперёд, назад, далеко, близко),

формируем

временные представления (утро, вечер, сначала, потом и т. д.) с использованием

соответствующего словаря.

В

коррекционно-развивающих

играх,

которые

служат

прекрасным

подспорьем в работе по активизации лексического запаса у детей с ДЦП,

применяем красочный деревянный сортёр «Фрукты, овощи, ягоды» с большими и

удобными деталями, которыми легко манипулируют детские руки. Кроме того,

яркие и привлекательные изображения помогают развивать воображение и

творческое мышление обучающихся.

Сортёры являются эффективным средством развития различных навыков у

детей:

способствуют

развитию

логического

мышления,

пространственного

воображения, мелкой моторики, улучшают концентрацию внимания.

Широко используются в логопедической работе сортёры «Животные фермы

и леса», «Волшебный комодик», «Развивайка», «Гномики», «Паровозики», а так

же

звучащие и музыкальные игрушки: «квакающие» лягушки, «пищащие»

птички, погремушки, гармошки, «говорящие» куклы в нарядной одежде, яркие

пирамидки и мячи.

Разрабатывая игру или упражнение, логопедический состав специалистов

отделения планирует цели, средства достижения результата, методы и приёмы

работы, наглядность, исходя из реальных возможностей каждого ребёнка, уровня

его развития на момент обучения, с учётом зоны ближайшего развития. Только так

можно достигнуть наибольшей эффективности в работе по обогащению словаря у

детей с ДЦП.

Учитель-логопед Мирошникова М.С.



В раздел образования