Напоминание

Квест "Сокровища Карибского моря" 9 класс


Автор: Костюковская Юлия Сергеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 16 - Центр образования р. п. Первомайский"
Населённый пункт: Тульская обл., Щекинский район
Наименование материала: Методическая разработка внеурочного мероприятия по химии
Тема: Квест "Сокровища Карибского моря" 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 16 – Центр образования р. п. Первомайский»

Квест «Сокровища Карибского моря» (9 класс)

Автор:

Костюковская Юлия Сергеевна

учитель химии

Информационная справка

Наименование

внеурочного

мероприятия

Квест «Сокровища Карибского моря»

9 класс

Цель

Закрепить

знания

по

темам:

«Электролитическая

диссоциация», «Реакции ионного обмена», «Гидролиз

солей», «Водородный показатель»; научиться применять

знания, полученные на уроках естественнонаучного цикла

для решения нестандартных задач.

Задачи

Образовательные

(направлены

на

достижение

предметных

результатов

обучения):

обобщить

и

закрепить знания о процессе гидролиза солей; отработать

навык составления уравнений реакций гидролиза солей в

молекулярном и ионном виде, определять реакцию среды

раствора

электролита

на

основании

состава

соли;

показать практическое значение гидролиза; продолжить

формирование общенаучных и предметных умений и

навыков (общаться на языке химической науки, умение

планировать свой ответ, извлекать информацию при

слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым

химическим явлениям);

Развивающие

(направлены

на

достижение

метапредметных

результатов

обучения):

развитие

интереса к предмету химии, аналитических способностей:

умение выделять и запоминать главное, анализировать и

сравнивать, делать выводы, компактно и логически

последовательно излагать свои мысли; развивать навыки

исследовательской деятельности, интеллектуальные и

коммуникативные умения.

2

Воспитательные (направлены на достижение личностных

результатов

обучения):

воспитание

положительной

мотивации

учения,

правильной

самооценки,

чувства

ответственности, уверенности и требовательности к себе;

содействовать реализации мировоззренческих идей о

познаваемости мира и его закономерностей, причинно-

следственной взаимосвязи между явлениями; продолжить

формирование химической картины мира, используя

межпредметные

связи

с

историей,

биологией

и

географией,

содействовать

реализации

культурологического воспитания.

Методические

приемы

Объяснение, химический эксперимент, создание проблем-

ной ситуации, проблемное изложение, применение ин-

формационных технологий.

Ключевые

мероприятия

(перечислить)

- Выполнение химического эксперимента;

- Работа с презентацией;

- Работа у доски;

- Работа с дидактическим материалом;

- Выполнение заданий РЭШ

- Рефлексия

Результаты

Личностные результаты:

-формирование

мотивации

учебной

деятельности

и

реализация творческого потенциала;

-научный

взгляд

на

мир

в

его

целостности

и

разнообразии;

-позитивное

отношение

к

своим

способностям

и

возможностям;

-продуктивное сотрудничество с учащимися и взрослыми

при решении нестандартных задач.

Метапредметные результаты:

3

Познавательные УУД:

-осведомленность

о

многообразии

окружающей

действительности;

-применение разнообразных источников для получения

научной информации;

-готовность

к

осуществлению

логических

операций:

анализу, синтезу, сравнению, обобщение, установлению

причинно-следственных связей, систематизация, поиск

аналогов;

-способность

осознавать

многообразие

окружающего

мира в умение социальном, природном и культурном

аспектах.

Регулятивные УУД:

-овладение

умением

воплощать

творческие

идеи,

осознавая цели и выбирая методы для решения задач,

связанных с поиском информации;

-планирование,

контроль

и

оценка

своих

учебных

действий, понимание их успешности или возможных

трудностей, и способность корректировать свои действия

-способность генерировать идеи и определять ресурсы

для их воплощения.

Коммуникативные УУД:

-использование

знаково-символических

и

речевых

средств для решения коммуникативных познавательных

задач;

-

участие

в

совместной

деятельности

на

основе

сотрудничества, поиска компромиссов и распределения

функций и ролей.

Предметные результаты:

4

-развитие устойчивого интереса к химии;

-формирование практических умений и навыков работы с

лабораторным оборудованием и реактивами;

-соблюдение

правил

техники

безопасности

при

выполнении химического эксперимента;

-формулировать определения изученным понятиям;

-описывать самостоятельно проведённые эксперименты;

-систематизировать изученные объекты и явления;

-делать выводы и заключения на основе наблюдений,

изученных химических закономерностей, прогнозировать

свойства

неизученных

веществ

по

аналогии

со

свойствами изученных;

-структурировать химические данные, полученные в ходе

изучения теоретического материала.

Материально-

техническое

обеспечение

1.Технические средства обучения: компьютер, проек-

тор, экран, презентация «Химический квест «Сокровища

Карибского моря»».

2. Лабораторное оборудование: штатив для пробирок,

пробирки, пробки с газоотводными трубками, универ-

сальная индикаторная бумага.

3. Реактивы: NaOH, KOH, H

2

SO

4

, HCl, CuO.

4. Дидактический материал: конверты с частями карты,

монеты с химическими формулами, клей – карандаш, ко-

робка «Сундук» для монет, магнитные жетоны для выпол-

нения рефлексии.

Структура и ход внеурочного мероприятия

5

п/п

Эта-

пы

меро-

прия-

тия

Содержание

деятельности учителя/препо-

давателя

Содержание деятельности обу-

чающихся/студентов

1.

Орга-

низа-

цион-

ный

этап

Здравствуйте

ребята,

садитесь. Сегодня мы с вами

проведем

необычный

мероприятие

квест

по

мотивам известной франшизы

«Пираты Карибского моря».

Слушают учителя

2.

Актуа

лизаци

я

опорн

ых

знаний

Я уверена, что каждый из вас

знаком с главными героями

серии

приключенческих

фильмов. Действие событий

разворачивается на Карибах в

первой половине XVIII века. В

ходе участия в квесте, мы с

вами

попробуем

помочь

главному герою – капитану

Джеку

Воробью

преодолеть

долгий

путь

в

поиске

сокровищ, а также разобрать

химический

процесс,

с

которым будут связаны все

задания

и

эксперименты

путешествия.

Слушают учителя. Настраивают-

ся на плодотворное сотрудниче-

ство

3.

Мотив

ация

учебн

В Порт - Роял Джек Воробей

случайно

находит

обрывок

карты, на обратной стороне

Открывают первый конверт и

рассматривают обрывок карты с

изображением морской волны.

6

ой

деятел

ьности

учащи

хся.

которой изображен рисунок –

подсказка.

Давайте

посмот-

рим, что это за подсказка. Она

напрямую имеет отношение к

теме квеста.

4.

Твор-

ческое

при-

мене-

ние

и

добы-

вание

знаний

в

но-

вой

ситуа-

ции

Среди

пришвартованных

кораблей,

Джек

находит

корабль,

на

котором

нет

команды, и для того, чтобы

отправится в путешествие, ему

необходимо

разблокировать

штурвал и набрать команду.

Перед вами в лотках стоят

реактивы, задание следующее:

С

помощью

имеющихся

реактивов получите:

K

2

CO

3

;

CuCl

2

;

Na

2

SO

4

Проведите

эксперимент

и

запишите

молекулярные

и

ионные уравнения реакций.

Пожалуйста,

выходите

к

доске,

выполняйте

эксперимент

и

записывайте

молекулярные, полные ионные

и

сокращенные

ионные

уравнения

химических

реакций (вызываю к доске по

очереди трех учеников).

Записывают

молекулярные,

полные ионные и сокращенные

ионные уравнения.

Проводят

химический

эксперимент. (Приложение 3)

Так как карбонат калия – это

соль слабой угольной кислоты,

получить

ее

можно

из

кислотного оксида (углекислого

газа),

растворением

в

воде.

Проведем ряд последовательных

реакций.

CaCO

3

+ 2HCl = CaCl

2

+ CO

2

+

H

2

O

H

2

CO

3

+ 2KOH = K

2

CO

3

+ 2H

2

O

CuO + 2HCl = CuCl

2

+ H

2

O

2NaOH + H

2

SO

4

= Na

2

SO

4

+ H

2

O

7

Штурвал

запущен,

и

Джек предлагает нам стать его

командой.

Отправляемся

в

увлекательное путешествие.

Второй обрывок карты

Джек

Воробей

находит

в

трюме

корабля.

На

его

обратной

стороне

также

изображен

рисунок

подсказка.

Давайте

посмотрим, что это за рисунок.

Открывают второй конверт и

рассматривают обрывок карты с

изображением

органоидов

клетки.

Внезапно начинается шторм. И

сквозь морские глубины на

поверхность воды всплывает

гигантский осьминог, который

пытается напасть на корабль

Джека и поглотить его. В

одной из щупалец осьминога

находится свернутая таблица,

которая

поможет

Джеку,

приблизится

к

заветным

сокровищам.

В борьбе с ним, мы ребята,

можем

помочь

капитану

Джеку Воробью и выполнить

задание,

решение

которого

полностью

нейтрализует

морского великана и поможет

заполучить

подсказку.

Вспомним

понятие

Выполняют

задания.

Записывают

уравнения

диссоциации электролитической

диссоциации.

Электролитическая диссоциация

это

процесс

распада

электролита на ионы в растворе

или расплаве.

Электролитами

могут

быть:

кислоты, основания и щелочи.

K

2

CO

3

= 2K

+

+ CO

3

2-

CuCl

2

= Cu

2+

+ 2Cl

-

Na

2

SO

4

= 2Na

+

+ SO

4

2-

8

электролитической

диссоциации,

какие

электролиты

существуют,

и

запишем

уравнение

диссоциации

полученных

солей. Отлично!

Мы

справились,

и

теперь

таблица

с

последней

подсказкой у нас в руках.

Итак, перед вами таблица, на

обратной

стороне

которой

изображен греческий алфавит.

Три

подсказки,

которые

связывают

нас

с

разгадкой

химического термина: вода в

виде морской волны, клетка с

основными

органоидами

частности указанием лизосом)

и

греческий

алфавит.

Подумайте,

как

можно

объединить все эти подсказки.

Открывают третий конверт с

подсказкой.

Какую функцию в клетке

выполняют лизосомы?

Отвечают на вопрос.

Основные

функции

лизосом:

переваривание разных веществ

внутри

клетки;

уничтожение

клеточных структур, которые не

нужны;

участие

в

процессах

реорганизации клеток.

Формулируем

химический

термин.

Формулируют

химический

термин:

вода

в

переводе

с

9

греческого языка – гидро, а

лизио – разрушаю, то есть если

перевести на русский язык –

разложение

солей

водой.

Химический

термин

ГИДРОЛИЗ.

Давайте посмотрим на

оборотную сторону подсказки.

На ней изображена таблица

растворимости

кислот,

оснований и солей в воде. Но

из – за долгого пребывания в

воде, часть символов исчезла.

Попробуем

восстановить

первоначальные

надписи.

Итак,

заполните

пустые

ячейки

таблицы,

используя

уже

известную

вам

информацию

о

сильных

и

слабых электролитах.

Возьмите клей и приклейте

таблицу

растворимости

на

обложку рабочей тетради по

химии.

Восстанавливают символы:

OH

-

Cl

-

SO

4

2-

CO

3

2-

Приклеивают

таблицу

растворимости

на

обложку

рабочей тетради по химии.

Долгий путь капитана

продолжается.

Свирепый

шторм

утих

и

сменился

палящей жарой. В поисках

пресной воды, Джек воробей

спустился в трюм и обнаружил

Слушают учителя. Знакомятся с

информацией презентации.

10

там

три

бутылки

с

жидкостями. Этикетки от этих

бутылок лежали рядом (CuCl

2

,

К

2

CO

3

, Na

2

SO

4

).

Но как понять, в какой из

бутылок

находится

то

или

иное

вещество.

В

ящиках,

Джек нашел красную цветную

капусту, мелко ее нарезав, он

стал

кипятить

ее

в

воде,

добившись

испарения

части

жидкости

и

процедив

оставшуюся

часть

через

марлю, он пропитал бумагу

этим раствором и высушил

бумагу,

после

чего

она

приобрела бледно – сиреневый

оттенок. Джек разорвал бумагу

на

кусочки

и

смочил

их

жидкостью

из

бутылок.

В

первой бутылке бумага стала

синей, во второй – красной, а в

третьей осталась фиолетовой.

Как вы считаете, для чего

капитан

проделал

данный

эксперимент? И почему для

своей

работы

он

выбрал

красную цветную капусту?

Так

как

события

разворачивались в конце XVIII

Отвечают на вопрос:

(Джек изготовил индикатор для

определения

кислотности

или

уровня

рН).

В

этом

овоще

присутствует пигмент антоциан,

который

относится

к

11

века, это понятие было еще

неизвестно. Только в 1909 г.

шведским

ученым

Сьюренсеном

было

введено

понятие

водородного

показателя (обозначается как

рН) и оно означает - сила

водорода.

В

воде

концентрация ионов водорода

и гидроксильных групп равна

и равна по 10 в -7 степени.

Если

взять

отрицательный

логарифм этого числа, то он

равен 7. И если взять ионное

произведение

этих

концентраций,

то

произведение воды равно 14.

Таким

образом,

величина

водородного показателя может

меняться

от

0

до

14.

В

нейтральной среде рН равен 7.

Значение рН от 0 до 7 будет

означать, что среда кислая,

здесь

уменьшается

концентрация гидроксильных

групп.

При

значении

рН

больше 7 (от 7 до 14), среда

будет

щелочной.

В

этом

случае

концентрация

гидроксильных

групп

флавоноидам.

Именно

он

отвечает за цвет капустного сока

и

изменяет

оттенки

в

зависимости

от

уровня

кислотности.

Кислая среда придает антоциану

красный оттенок, щелочная –

синий,

нейтральная

фиолетовый. Такие же свойства

характерны

для

пигмента,

присутствующего в свекле.

12

увеличивается, следовательно

увеличивается

значение

водородного

показателя,

то

есть рН будет выше 7.

К какому классу веществ

относятся

все

представленные соединения?

Отвечают на вопрос:

Это средние соли.

Но

почему

самодельный

индикатор

изменил

цвет?

Нам с вами хорошо известно,

что

соли

это

продукты

взаимодействия

кислоты

и

основания

(реакция

нейтрализации).

Логично

предположить,

что

индикатор

не

должен

был

изменить

своей

окраски.

Однако изменение произошло.

Как вы думаете, почему?

Отвечают на вопрос у доски.

В

водных

растворах

солей,

помимо

ионов

самой

соли,

присутствуют

и

катионы

водорода и гидроксид – ионы,

образующиеся

в

ходе

диссоциации воды. HOH

H

+

+

OH

-

Эти

ионы

вступают

во

взаимодействие

с

солями,

причем

вода

выступает

атакующим

агентом

и

направлено

ее

действие

на

слабый компонент.

Первая

соль,

которую

мы

получили в начале занятия –

K

2

CO

3

(карбонат калия). Данная

соль

образована

сильным

основанием (гидроксидом калия)

и слабой кислотой (угольной).

На доске записано уравнение

диссоциации:

K

2

CO

3

=2K

+

+ CO

3

2-

13

Слабым компонентом является

карбонат

ион.

С

ним

взаимодействует ион водорода,

образуя устойчивые ионы.

2K

+

+ CO

3

2-

+ HOH

2K

+

+

HCO

3

-

+ OH

Ионы калия не участвуют в

реакции.

Уравнение имеет вид: CO

3

2-

+

HOH

HCO

3

-

+ OH

K

2

CO

3

+ HOH

KHCO

3

+ KOH

В

правой

части

уравнения

накапливаются

ионы

гидрокарбоната и гидроксид –

ионы,

среда

становится

щелочной.

Подтвердим

данное

предположение

экспериментом.

Возьмите

универсальную индикаторную

бумагу

и

поместите

ее

в

пробирку

с

раствором

карбоната

натрия.

Цвет

индикатора стал синим – среда

щелочная (рН>7).

Выполняют эксперимент.

Обратимся к таблице, которую

Джеку

удалось

добыть

из

щупалец морского чудовища.

Найдем компоненты соли, и

определим

как

протекает

Определяют тип гидролиза.

Гидролиз

идет

по

аниону.

Следовательно,

в

первой

бутылке

находится

карбонат

калия.

14

гидролиз.

Во второй бутылке находится

соединение, которое окрасило

индикатор в красный цвет.

Какие

частицы

образуют

данную соль?

Отвечают на вопрос.

На доске записано уравнение

диссоциации хлорида меди (II).

СuCl

2

= Cu

2+

+ 2Cl

-

В

данном

случае,

слабым

звеном является катион меди,

значит,

гидролиз

идет

по

катиону. Катион меди является

слабым компонентом, так как

образовался от нерастворимого

основания Cu(OH)

2

, а хлорид –

ион – сильный компонент, так

как вошел в состав соли от

сильного электролита – соляной

кислоты.

Действие

воды

направлено

на

слабый

компонент.

В

правой

части

уравнения

накапливаются

ионы

гидроксомеди

и

ионы

Н

+

,

следовательно, среда становится

кислой.

Гидоксид – ион взаимодействует

с

ионом

меди

и

образует

устойчивые ионы.

Cu

2+

+ 2Cl

-

+ HOH

CuOH

+

+

2Cl

-

+ H

+

Ионы

хлора

в

реакции

не

участвуют. Их можно сократить,

15

тогда уравнение будет выглядеть

следующим образом:

Cu

2+

+ HOH

CuOH

+

+ H

+

CuОНCl + HOH

Cu(OH)

2

+

HCl

Давайте

подтвердим

это

предположение

экспериментом. У вас в лотках

есть

универсальная

индикаторная

бумага.

Опустите ее в пробирку с

раствором хлорида меди (II),

который вы получили в начале

нашего занятия. Какого цвета

стала полоска индикаторной

бумаги?

Выполняют

эксперимент.

Отвечают на вопрос.

Индикатор стал красным – среда

кислая (рН<7). В первой бутылке

находится хлорид меди (II).

Гидролиз по катиону.

Как вы думаете, существуют

ли

соли,

которые

не

подвергаются гидролизу?

Отвечают на вопрос.

Существуют соли, которые не

подвергаются гидролизу. Это все

нерастворимые соли, например

карбонат кальция.

Помимо нерастворимых солей,

гидролизу

не

подвергаются

соли, образованные сильным

основанием

и

сильной

кислотой, например сульфат

натрия, который находится в

бутылке под номером 3.

Возьмите

в

руки

полоску

Выполняют эксперимент.

16

универсального индикатора и

определите

среду

раствора

сульфата натрия.

Как и у Джека Воробья, цвет

индикатора не изменился. Как

вы думаете почему?

Отвечают на вопрос.

Сульфат

калия

это

соль,

образованная

сильным

основанием (гидроксидом калия)

и сильной кислотой (серной).

Na

2

SO

4

2Na

+

+ SO

4

2-

Как мы видим из уравнения

диссоциации,

оба

компонента

соли являются сильными, а вода

атакует слабое звено. Делаем

вывод – гидролиз не идет (рН =

7).

Как

вы

думаете

какую

бутылку с раствором соли,

Джеку следовало выбрать,

чтобы утолить жажду?

Отвечают на вопрос:

Бутылку с раствором сульфата

натрия.

Сульфатные

минеральные

воды

тормозят

кислотообразование в желудке и

это

является

основанием

для

применения их у пациентов с

патологией

печени

и

сопутствующими заболеваниями

желудка,

протекающими

с

повышенной кислотностью.

Мы с вами исследовали рН

трех растворов солей, которые

Записывают

уравнение

17

представлены в штативе. Но

остался

один

тип

соли,

который мы не разобрали.

Для примера возьмем соль –

Сульфид алюминия (Al

2

S

3

).

Предположите,

какова

окраска индикатора данного

раствора соли?

гидролиза сульфида алюминия.

Сульфид алюминия – это соль,

образованная

слабым

основанием

(гидроксидом

алюминия) и слабой кислотой

(сероводородной).

Запишем

уравнение

диссоциации

электролита:

Al

2

S

3

2Al

3+

+

3S

2-

.

Слабым

звеном

является

как

катион,

так

и

анион

соли,

поэтому молекула воды атакует

обе этих частицы.

Al

3+

+

HOH

AlOH

2+

+

H

+

(гидролиз по катиону);

S

2-

+

HOH

H

2

S

+

OH

(гидролиз по аниону);

Al

2

S

3

+6HOH

2Al(OH)

3

+ 3H

2

S.

Среда

раствора

близка

к

нейтральной.

И

вот

на

пути

следования корабля показался

небольшой

остров

тот

самый, где зарыт сундук с

сокровищами.

Хранители

острова – люди из небольшого

племени,

находились

в

глубокой

тоске

из

за

длительного

отсутствия

урожая. Жители острова очень

Выполняют задание.

Определенные

виды

растений

являются

естественными

индикаторами

кислотности

почвы

(на

слабощелочной

и

щелочной

земле

могут

произрастать облепиха, вишня и

слива, а вот для картофеля и

томатов

наиболее

предпочтительна кислая среда

18

хотели вырастить на своих

угодьях картофель и томаты,

но побеги были слабыми и

быстро погибали, хотя условия

среды (температура, давление,

количество

осадков)

были

идеальными.

Капитан

Джек

Воробей обратил внимание на

то, что на острове очень много

облепихи,

вишневых

и

сливовых деревьев.

грунта).

Но

Джек

решил

подтвердить

свои

предположения опытным путем,

воспользовавшись самодельным

индикатором.

Индикаторная

бумага стала синей. На корабле

было

несколько

бочек

с

удобрениями (сульфат аммония,

нитрат кальция, карбонат калия).

Как

вы

думаете,

какие

догадки посетили капитана?

Отвечают на вопрос.

Почва

на

острове

является

щелочной.

А

томаты

и

картофель растут в кислой среде

грунта.

Джек решил исследовать среду

грунта

с

помощью

самодельного

индикатора.

Индикаторная

бумага

стала

синей.

На

корабле

было

несколько

бочек

с

удобрениями

(сульфат

аммония,

нитрат

кальция,

карбонат калия).

Слушают учителя. Знакомятся с

информацией презентации.

Какие

удобрения

должны

применяться

в

данных

условиях?

Отвечают на вопрос.

Нужно внести в почву удобрение

-

сульфат

аммония,

которое

способствует

повышению

кислотности,

благодаря

19

гидролизу

по

катиону,

происходящему в почве.

(NH

4

)

2

SO

4

2NH

4

+

+ SO

4

2-

NH

4

+

+ HOH

NH

4

OH + Н

+

5

Перви

чное

закреп

ление

в

знако

мой

ситуац

ии

(типов

ые)

в

измен

енной

ситуац

ии

(конст

руктив

ные)

В

благодарность,

жители

острова

показали

Джеку

дорогу

к

сундуку

с

сокровищами.

Но, чтобы открыть замок,

необходимо решить тестовые

задания. Перед вами онлайн –

задания (1). Для того, чтобы

открыть сундук, необходимо

выполнить все задания верно.

Фронтально выполняют задания

теста

(РЭШ)

совместно

с

учителем.

6

Рефле

ксия

(подве

дение

итогов

заняти

я)

Клад, наконец, у нас в руках. И

Джек

Воробей

хочет

поделиться

с

вами

сокровищами. А самое ценное

сокровище – это знания! Вы

получаете

монеты,

на

обратной

стороне

которых

изображены

формулы

для

Приклеивают монеты на форзац

рабочей тетради.

20

решения расчетных задач.

Приклейте,

пожалуйста,

монеты

на

форзац

рабочей

тетради.

Ребята, мы с вами отлично

поработали

сегодня!

Молодцы! Давайте подведем

итоги нашего мероприятия.

У вас на партах есть жетоны с

магнитами разных цветов, на

доске

изображено

круговое

поле, которое разделено на 3

сектора: было интересно; я всё

понял,

было

трудно,

но

интересно,

было

трудно

и

неинтересно, каждому сектору

соответствует

свой

цвет.

Выберите

соответствующий

цвет и прикрепите в поле на

доске.

Учащиеся

выбирают

сектора,

которым соответствует работа на

прошедшем уроке (учащиеся с

первых парт собирают жетоны и

крепят их в соответствующие

части поля на доске).

21

22



В раздел образования