"Организация учебного процесса с использованием элементов дистанционных образовательных технологий в Смоленском государственном училище олимпийского резерва"
Автор: Борисенкова Лилия Ивановна Должность: методист Учебное заведение: ФГБУ ПОО "Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва" Населённый пункт: г.Смоленск, Смоленская область Наименование материала: статья Тема: "Организация учебного процесса с использованием элементов дистанционных образовательных технологий в Смоленском государственном училище олимпийского резерва" Раздел: среднее профессиональное
Организация учебного процесса с использованием элементов
дистанционных образовательных технологий в Смоленском
государственном училище олимпийского резерва
Л.И.Борисенкова, методист ФГБУ ПОО
«Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва»
На сегодняшний день, важным инновационным направлением является
внедрение
в
образовательный
процесс
современных
педагогических
технологий.
Любая
педагогическая
технология
-
это
информационная
технология.
Если
рассматривать
педагогические
технологии
как
организационно-методический
инструментарий,
то
наличие
различных
образовательных
технологий,
постоянное
появление
новых
требуют
от
преподавателя гибкости, творчества, высокого педагогического мастерства.
С егодня
каждый
педагог
ищет
наиболее
эффективные
п у т и
усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и
роста успеваемости учащихся.
Во
многих
образовательных
учреждениях
России
использование
дистанционных образовательных технологий уже занимает достойное
место в учебном процессе. При
внедрении
в
учебную деятельность
дистанционных образовательных технологий, образовательные учреждения
сталкиваются с рядом проблем:
отсутствие электронного контента;
неготовность большинства преподавателей к работе с электронной
системой обучения;
отсутствие специалистов в сфере электронного обучения, готовых
обеспечить квалифицированную помощь педагогическому составу
и студентам;
авторские
права
преподавателей
на
методические
материалы
собственной разработки и отсутствие желания их публикации в
открытом доступе.
Достоинствами электронного обучения являются:
свобода доступа к обучающим ресурсам,
гибкость
обучения:
продолжительность
и
последовательность
изучения
материалов
обучающийся
выбирает
сам,
полностью
выстраивая процесс обучения для себя;
возможность оперативного обновления учебных материалов;
возможность
выставлять
четкие
критерии,
для
оценивания
знаний, полученных студентом в процессе обучения;
разнообразие
форм
обучения:
интерактивные
лекции,
интерактивные тесты, виртуальные практические работы и т.д.;
реализация
потребности
в
самообучении
и
постоянном
профессиональном самосовершенствовании.
В
современном
обществе
важную
роль
играет
умение
работать
самостоятельно,
при
работе
онлайн
увеличение
доли
самостоятельного
освоения материала обеспечивает выработку у обучающихся необходимых
учебных умений и навыков. Кроме того, благодаря электронному обучению
увеличивается
коммуникативная
составляющая
образовательной
деятельности,
что
способствует
формированию
межкультурной
коммуникативной компетенции,
В
Смоленском
государственном
училище
олимпийского
резерва
(СГУОР)
обучаются
студенты-спортсмены,
активно
участвующие
в
тренировочной и соревновательной деятельности вне учебного заведения.
Поэтому
использование
элементов
дистанционных
образовательных
технологий – одно из важных звеньев учебного процесса. Перспективным
направлением, открывающим новые возможности, является использование
форм организации обучения, основанных на применении в учебном процессе
училища элементов дистанционного обучения на основе системы Moodle.
Moodle
—
это
свободная
система
управления
обучением,
ориентированная
прежде
всего
на
организацию
взаимодействия
между
преподавателем
и
учениками,
хотя
подходит
и
для
организации
традиционных дистанционных курсов, а
так
же поддержки очного
обучения.
Используя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их
содержимым
в
виде
текстов,
вспомогательных
файлов,
презентаций,
опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь web-браузер,
что
делает
использование
этой
учебной
среды
удобной
как
для
преподавателя,
так
и
для
обучаемых.
По
результатам
выполнения
обучающимися заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать
комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного
материала
и
обеспечения
интерактивного
взаимодействия
между
участниками учебного процесса.
Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем
управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Система имеет
удобный
интуитивно
понятный
интерфейс,
что
позволяет
работать
с
оболочкой преподавателям, не имеющим специальных знаний в области ИКТ.
Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной
системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Можно
вставлять таблицы, схемы, графику, видео.
Редактирование
содержания
курса
проводится
автором
курса
в
произвольном
порядке
и
может
легко
осуществляться
прямо
в
процессе
обучения.
Очень
легко
добавляются
в
электронный
курс
различные
элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, wiki, чат и т.д. Для каждого
электронного
курса
существует
удобная
страница
просмотра
последних
изменений в курсе.
Таким образом, Moodle дает преподавателю обширный инструментарий
для
представления
учебно-методических
материалов
курса,
проведения
теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности
как индивидуальной, так и групповой.
Участники
курса
(преподаватели
и
студенты
училища)
являются
зарегистрированными
пользователями
образовательного
портала
сайта
дистанционного обучения СГУОР. Для регистрации в системе необходим
адрес
электронной
почты
пользователя.
Регистрация
осуществляется
администратором
системы.
Каждому
пользователю
присваивается
индивидуальный логин и пароль. Единственным условием для пользователя
является наличие доступа в Интернет.
Чтобы попасть на образовательный портал сайта дистанционного обучения
необходимо выйти на официальный сайт СГУОР
или сразу на портал образовательных ресурсов ФГБУ ПОО «СГУОР»
Преподаватель
вводит
свой
логин
и
пароль,
полученный
у
администратора и входит в систему дистанционного обучения.
При
входе
в
систему,
открывается
страница
курса
только
его
дисциплины
.
Опираясь
на
разработанную
рабочую
программу
по
дисциплине,
согласно
календарно-тематического
плана,
формируется
образовательный
контент данной дисциплины на семестр обучения. Электронный курс имеет
блочную
структуру,
где
каждый
блок
–
материал
одной
темы.
К
теоретическому
материалу
каждого
блока
добавляются
презентации,
соответствующие
изучаемой
тематике;
составляются
тестовые
задания,
которые
позволяют
проконтролировать
получение
знаний
по
каждой
теме
дисциплины
и
выявить
те
вопросы,
которые
остались
недостаточно
изученными, оценить, насколько хорошо усвоен теоретический материал.
Преподаватель самостоятельно управляет работой курса, может вносить
дополнения
в
образовательный
контент,
справочные
материалы
в
виде
презентаций и ссылок на сторонние ресурсы, размещать видеолекции для
качественного усвоения материала.
Каждый
студент
сможет
в
любое
время
просмотреть
результаты
выполнения своих тестовых заданий по дисциплинам. Преподаватель, в свою
очередь также видит оценки студентов.
Кроме этого, в курсе предусмотрен ресурс «Новостной форум», где
студенты могут совместно разрешать какие-либо вопросы по темам курса или
дисциплине, задать вопрос преподавателю, сообщить об ошибке и т.д.
Применение
элементов
дистанционных
образовательных
технологий
значительно
повышает
эффективность
самостоятельной
работы
студентов
СГУОР, становится одним из важнейших путей повышения результативности
учебного
процесса,
порождает
динамичный
познавательный
интерес
у
многих обучающихся.
Эффективность реализации современной электронной образовательной
среды проявляется в повышении качества образования за счет эффективного
использования современных педагогических технологий и ИКТ, обеспечении
доступа
педагогов
и
студентов
к
информационным
ресурсам,
наличие
информационной культуры педагогов и обучающихся , повышение их уровня
профессиональной
подготовки
в
области
современных
информационных
технологий, постоянное повышение уровня компетентности в овладении и
использовании новых технологий.
Использованная литература:
1.
Лебедева
Т.Е.,
Охотникова
Н.В.,
Потапова
Е.А.
Электронная
образовательная
среда:
требования,
возможности,
опыт
и
перспективы
использования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2
2. Мещерякова О.И. Организация самостоятельной работы студентов в
смешанной
технологии
обучения//Научный
журнал
«Дистанционное
и
виртуальное обучение». 2016, № 10.
3 . Гаевская,
Е.Г.
Технологии
сетевого
дистанционного
обучения:
Учебное пособие. СПб.: Ф-т филологии и искусств СпбГУ , 2007. 55 с.