Напоминание

"Организация учебного процесса с использованием элементов дистанционных образовательных технологий в Смоленском государственном училище олимпийского резерва"


Автор: Борисенкова Лилия Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: ФГБУ ПОО "Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва"
Населённый пункт: г.Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация учебного процесса с использованием элементов дистанционных образовательных технологий в Смоленском государственном училище олимпийского резерва"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Организация учебного процесса с использованием элементов

дистанционных образовательных технологий в Смоленском

государственном училище олимпийского резерва
Л.И.Борисенкова, методист ФГБУ ПОО «Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва» На сегодняшний день, важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий. Любая педагогическая технология - это информационная технология. Если рассматривать педагогические технологии как организационно-методический инструментарий, то наличие различных образовательных технологий, постоянное появление новых требуют от преподавателя гибкости, творчества, высокого педагогического мастерства. С егодня каждый педагог ищет наиболее эффективные п у т и усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости учащихся. Во многих образовательных учреждениях России использование дистанционных образовательных технологий уже занимает достойное место в учебном процессе. При внедрении в учебную деятельность дистанционных образовательных технологий, образовательные учреждения сталкиваются с рядом проблем:  отсутствие электронного контента;  неготовность большинства преподавателей к работе с электронной системой обучения;  отсутствие специалистов в сфере электронного обучения, готовых обеспечить квалифицированную помощь педагогическому составу и студентам;  авторские права преподавателей на методические материалы собственной разработки и отсутствие желания их публикации в открытом доступе. Достоинствами электронного обучения являются:  свобода доступа к обучающим ресурсам,  гибкость обучения: продолжительность и последовательность изучения материалов обучающийся выбирает сам, полностью выстраивая процесс обучения для себя;  возможность оперативного обновления учебных материалов;
 возможность выставлять четкие критерии, для оценивания знаний, полученных студентом в процессе обучения;  разнообразие форм обучения: интерактивные лекции, интерактивные тесты, виртуальные практические работы и т.д.;  реализация потребности в самообучении и постоянном профессиональном самосовершенствовании. В современном обществе важную роль играет умение работать самостоятельно, при работе онлайн увеличение доли самостоятельного освоения материала обеспечивает выработку у обучающихся необходимых учебных умений и навыков. Кроме того, благодаря электронному обучению увеличивается коммуникативная составляющая образовательной деятельности, что способствует формированию межкультурной коммуникативной компетенции, В Смоленском государственном училище олимпийского резерва (СГУОР) обучаются студенты-спортсмены, активно участвующие в тренировочной и соревновательной деятельности вне учебного заведения. Поэтому использование элементов дистанционных образовательных технологий – одно из важных звеньев учебного процесса. Перспективным направлением, открывающим новые возможности, является использование форм организации обучения, основанных на применении в учебном процессе училища элементов дистанционного обучения на основе системы Moodle. Moodle — это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения. Используя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения обучающимися заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс, что позволяет работать с оболочкой преподавателям, не имеющим специальных знаний в области ИКТ.
Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео. Редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Очень легко добавляются в электронный курс различные элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, wiki, чат и т.д. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе. Таким образом, Moodle дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности как индивидуальной, так и групповой. Участники курса (преподаватели и студенты училища) являются зарегистрированными пользователями образовательного портала сайта дистанционного обучения СГУОР. Для регистрации в системе необходим адрес электронной почты пользователя. Регистрация осуществляется администратором системы. Каждому пользователю присваивается индивидуальный логин и пароль. Единственным условием для пользователя является наличие доступа в Интернет. Чтобы попасть на образовательный портал сайта дистанционного обучения необходимо выйти на официальный сайт СГУОР или сразу на портал образовательных ресурсов ФГБУ ПОО «СГУОР»
Преподаватель вводит свой логин и пароль, полученный у администратора и входит в систему дистанционного обучения. При входе в систему, открывается страница курса только его дисциплины . Опираясь на разработанную рабочую программу по дисциплине, согласно календарно-тематического плана, формируется образовательный контент данной дисциплины на семестр обучения. Электронный курс имеет блочную структуру, где каждый блок – материал одной темы. К теоретическому материалу каждого блока добавляются презентации, соответствующие изучаемой тематике; составляются тестовые задания, которые позволяют проконтролировать получение знаний по каждой теме дисциплины и выявить те вопросы, которые остались недостаточно изученными, оценить, насколько хорошо усвоен теоретический материал. Преподаватель самостоятельно управляет работой курса, может вносить дополнения в образовательный контент, справочные материалы в виде презентаций и ссылок на сторонние ресурсы, размещать видеолекции для качественного усвоения материала.
Каждый студент сможет в любое время просмотреть результаты выполнения своих тестовых заданий по дисциплинам. Преподаватель, в свою очередь также видит оценки студентов. Кроме этого, в курсе предусмотрен ресурс «Новостной форум», где студенты могут совместно разрешать какие-либо вопросы по темам курса или дисциплине, задать вопрос преподавателю, сообщить об ошибке и т.д. Применение элементов дистанционных образовательных технологий значительно повышает эффективность самостоятельной работы студентов СГУОР, становится одним из важнейших путей повышения результативности учебного процесса, порождает динамичный познавательный интерес у многих обучающихся. Эффективность реализации современной электронной образовательной среды проявляется в повышении качества образования за счет эффективного использования современных педагогических технологий и ИКТ, обеспечении доступа педагогов и студентов к информационным ресурсам, наличие информационной культуры педагогов и обучающихся , повышение их уровня профессиональной подготовки в области современных информационных технологий, постоянное повышение уровня компетентности в овладении и использовании новых технологий. Использованная литература: 1. Лебедева Т.Е., Охотникова Н.В., Потапова Е.А. Электронная образовательная среда: требования, возможности, опыт и перспективы использования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 2. Мещерякова О.И. Организация самостоятельной работы студентов в смешанной технологии обучения//Научный журнал «Дистанционное и виртуальное обучение». 2016, № 10. 3 . Гаевская, Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебное пособие. СПб.: Ф-т филологии и искусств СпбГУ , 2007. 55 с.


В раздел образования