Напоминание

Мастерская методов и приемов развития учащихся на уроках иностранного языка в рамках системно-деятельностного подхода


Автор: Наметова Илаха Рамиз Кызы
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ ЦО №37
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: статья
Тема: Мастерская методов и приемов развития учащихся на уроках иностранного языка в рамках системно-деятельностного подхода
Раздел: среднее образование





Назад




МАСТЕРСКАЯ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Современное образование требует от педагога не только передачи

знаний,

но

и

формирования

у

учащихся

универсальных

учебных

действий (УУД),

способности к

саморазвитию и

самостоятельному

освоению

новых

компетенций.

Особенно

это

актуально

на уроках

иностранного языка, где важно не просто запоминать слова и правила,

но и развивать коммуникативные навыки, критическое мышление и

умение работать в команде.

Системно-деятельностный подход (СДП), лежащий в основе ФГОС,

предполагает, что ученик является активным субъектом обучения, а

учитель

выступает

в

роли

организатора

его

познавательной

деятельности.

В

этой

статье

рассмотрим

эффективные

методы

и

приёмы, которые можно использовать на уроках иностранного языка

для реализации данного подхода.

1. Проблемное обучение

Создание

проблемных

ситуаций

мотивирует

учащихся

искать

решения, используя языковые средства.

Приёмы:

"Мозговой

штурм"

обсуждение

открытых

вопросов

(например, "Как бы вы решили эту ситуацию в чужой стране?").

Кейс-метод – анализ реальных или смоделированных ситуаций с

необходимостью высказать мнение на иностранном языке.

"Проблемный вопрос" – вместо готовых ответов учитель задаёт

вопросы, требующие размышления ("Почему в английском есть

неправильные глаголы?").

2. Проектная деятельность

Проекты

развивают

самостоятельность,

креативность

и

умение

применять язык в реальных условиях.

Примеры проектов:

"Путешествие

в

страну

изучаемого

языка"

создание

виртуального тура с презентацией.

"Школьная газета" – выпуск издания на иностранном языке.

"Соцопрос" – интервьюирование одноклассников на актуальные

темы.

3. Игровые технологии

Игры снижают языковой барьер и делают обучение увлекательным.

Идеи:

Ролевые игры (например, "В аэропорту", "В ресторане").

Настольные игры (адаптированные "Alias" или "Scrabble").

Квесты с заданиями на языке (поиск "сокровищ" по подсказкам).

4. Интерактивные методы

Взаимодействие между учениками повышает речевую практику.

Приёмы:

"Think-Pair-Share" – индивидуальное размышление, обсуждение

в паре, презентация идеи классу.

Дебаты – обсуждение спорных тем с аргументацией.

"Jigsaw"

каждый

изучает

часть

материала,

затем

обучает

других.

5. Использование ИКТ

Цифровые инструменты делают уроки динамичными.

Сервисы и приложения:

Quizlet – для лексических игр.

Padlet – совместные онлайн-доски.

LinguaLeo, Duolingo – интерактивное закрепление материала.

Заключение

Системно-деятельностный подход

на уроках иностранного языка

позволяет превратить пассивное усвоение знаний в активный процесс.

Сочетание проблемных, проектных, игровых и интерактивных методов

формирует не только языковые навыки, но и soft skills, необходимые в

современном мире.

Главное

создать

среду,

где

каждый

ученик

сможет

проявить

инициативу,

а

иностранный

язык

станет

не

просто

школьным

предметом, а инструментом для познания и общения.



В раздел образования