Напоминание

Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Времена года"


Автор: Огурцова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 91
Населённый пункт: г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.
Наименование материала: проект
Тема: Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Времена года"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Долгосрочный познавательно-творческий проект

для детей средней группы «Времена года»

Тип проекта: творческий, познавательный.

Срок реализации: 1 год (сентябрь - май)

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность:

В настоящее время дети стали меньше общаться с природой, замечать её красоту и

неповторимость. Всё больше времени они проводят за компьютерными играми, сотовым

телефоном, телевизором.

В ходе проекта дети познакомятся с сезонными изменениями природы, с цветовой

гаммой, присущей тому или иному времени года, научатся отражать в рисунках признаки

природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения.

Актуальность проекта состоит в том, что он охватывает многие стороны

образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления детей

о живой и неживой природе, и об ее изменениях в процессе смены времени года.

Цель проекта:

воспитание у детей эмоционального, положительного отношения к

природе, умения видеть прекрасное в разное время года.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого временигода;

Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;

Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями природы;

Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, через различные виды

деятельности;

Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в

сотрудничестве с детским садом;

Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, к ее красоте вразное время года.

Ожидаемые результаты проекта:

- дети умеют определять время года, как на картинке, так и в природе, знают отличительные

признаки каждого времени года;

- у детей развит познавательный интерес к миру природы;

- дети и родители уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями природы;

- у детей и родителей развиты творческие способности;

- родители являются активными участниками образовательного процесса;

- у участников проекта сформировано бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-

коммуникативное развитие».

Этапы работы над проектом:

1 этап: Подготовительный (сентябрь)

Цель: создание необходимых условий для реализации проекта.

- Составление перспективного плана проектной деятельности на год.

- Подбор методической, художественной литературы по выбранной теме проекта.

- Подбор наглядного материала, пособий, дидактических игр.

2 этап: Практический (с 1 октября – по 15 мая)

Цель:

реализация творческих и познавательных способностей всех участников проекта

всовместной деятельности.

3 этап: Заключительный (с 15 мая – 31 мая)

Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной

целью и ожидаемыми результатами:

защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе;

ознакомление родителей с результатами проведения проекта;

фото выставок поделок, подготовка благодарностей за поделки семьям;

выставки детских работ по теме проекта;

итоговое мероприятие по проекту. Викторина «Знатоки природы».

Перспективный план реализации проекта «Времена года»

Октябрь

1. Наблюдения за природой и погодой на улице (понижение температуры воздуха, стало больше

пасмурных и дождливых дней). Цель: Формировать представления об осенних изменениях.

2. Д/и «Овощи и фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист»,

«Узнай на вкус». Цель: Расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах, деревьях,

о месте их произрастания.

3. Лепка «Овощи на грядке». Цель: Совершенствовать умения лепить круглые и овальные

формы.

4. Аппликация «Консервируем овощи». Цель:

закрепить представления детей о заготовке

овощей на зиму.

5. Выставка поделок из природного материала «Осенняя сказка». Цель: Развивать творческие

способности участников проекта.

6. Целевая прогулка «Деревья нашего сада». Цель: Учить узнавать и называть деревья.

7. Чтение сказки «Вершки и корешки». Цель: Формировать знания детей о съедобных и

несъедобных частях растений.

8. П/и «Ветерок», «Листопад». Цель: Учить выполнять движения согласно тексту.

9. Беседа «Чем занимаются люди осенью». Цель: Дать представления о жизни и особенностях

труда осенью.

10. Проблемная ситуация «Найди картинки, где изображена осень и почему». Цель:

Формировать представления об осенних изменениях.

Работа с родителями:

- Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей» - проинформировать

родителей о необходимости экологического воспитания.

- Участие родителей совместно с детьми в выставке поделок из природного материала.

- Привлечение родителей к созданию части макета «Осень»

- Папка-передвижка на тему «Осень»

Ноябрь

1. Наблюдения за природой и погодой, за птицами в ноябре. Цель: Учить замечать и называть

изменения в природе.

2. Рисование «Осенние деревья». Цель: Учить отражать в рисунках собственные наблюдения.

3. Д/и «Оденем куклу на прогулку». Цель: Закреплять знания о последовательности одевания, о

названии одежды.

4. Чтение стихотворения «Заглянула осень в сад» В. Степанов. Цель: Развивать интерес к

художественному слову.

5. Рассматривание картинок «Птицы» и рассказ воспитателя о перелётных птицах. Цель: Дать

представления, что некоторые птицы улетают на юг (закрепить названия птиц).

6. Загадывание загадок об осени, осенних явлениях. Цель: Закреплять осенние признаки.

7. Просмотр презентации «Как животные в лесу готовятся к зиме». Цель: Знакомить с

особенностями жизнедеятельности диких животных в осенний период.

8. Музыкальное развлечение «Праздник осени». Цель: Обобщить представление детей о

времени года осень, доставить радостное настроение.

9. Лепка «Грибочки для белочки». Цель: Закреплять приёмы лепки.

10. Слушание: Времена года в музыке. Вивальди « Осень».

11. Разучивание песен об осени.

Работа с родителями:

- Продолжение работы по макету «Осень»

- Пополнение с помощью родителей уголка природы бросовым материалом.

- Закреплять с детьми названия осенних месяцев.

Декабрь

1. Знакомство с искусством - рассматривание зимних пейзажей. Цель: Закрепить знания детей о

сезонных изменениях в природе, дать понятие о жанре искусства – пейзаж.

2. Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в зимний лес».

3. Наблюдения за погодой и природой в декабре. Цель: Учить замечать и называть изменения в

природе, обратить внимание на «засыпание» природы с наступление зимы.

4. Д/и «Бывает – не бывает?». Цель: Закреплять особенности времен года.

5. Д/и «Какой, какая, какое?». Цель: Учить подбирать прилагательные к словам.

6. Рисование «Первый снег». Цель: Закрепить умение передавать в рисунке снег приемом

примакивания кисти.

7. Аппликация «Ёлка». Цель: Формировать умение создавать картинку

8. П/и «Снежинки», «Два мороза». Цель: Развивать двигательную активность детей, ловкость,

внимание.

9. Чтение художественной литературы Я. Аким «Первый снег», Г. Скребицкий «Четыре

художника». Цель: Развивать интерес к слову в литературном произведении.

10. Экспериментальная деятельность «Цветные льдинки». Цель: Развивать первичные навыки

исследовательской деятельности.

11. Рисование «Морозные узоры». Цель: Вызвать интерес к зимним явлениям природы.

12. Выставка совместного творчества детей и родителей «Мой любимый снеговик»

Работа с родителями

-

Консультация для родителей «Наблюдения в природе зимой» - знакомить родителей о

способах организации наблюдений с детьми в зимнее время

- Привлечение родителей к созданию макета «Зима»

- Предложить родителям стихотворение для заучивания с детьми дома «К нам опять пришла

зима» М. Дружинина, «Зима» И. Суриков.

Январь

1. Д/и «Когда это бывает», «Времена года», «Найди ошибку». Цель: Закреплять знания

признаков времён года и явления природы.

Вызвать желание оказывать посильную помощь.

2. Рисование «Мои волшебные снежинки». Цель: Познакомить со способом изображения

снежинок с помощью восковой свечи и акварели.

3. Зимние постройки из снега.

4. Экспериментальная деятельность «Свойства снега. Цель: Формировать у детей

представления о свойствах снега.

5. Составление рассказа по картине «Зимние забавы». Цель: Упражнять в составлении рассказа

по картине.

6. Наблюдения за погодой, за птицами, за людьми зимой. Цель: Учить устанавливать

простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

7. Аппликация «Снеговик». Цель: Закреплять умения детей вырезать детали для аппликации.

8. Беседа «Одежда людей зимой». Цель: Закрепить название зимней одежды людей,

устанавливать взаимосвязь выбора одежды людей с сезоном.

Работа с родителями

-

Папка-передвижка «Зима»

- Помощь родителей в сооружении на участке д/с построек из снега.

- Закреплять с детьми названия зимних месяцев.

- Предложить родителям в выходные прогуляться по зимнему лесу, понаблюдать за красотой

природы зимнего леса

Февраль

1. Наблюдения за погодой, за одеждой людей, за играми детей. Цель: Учить замечать и

называть изменения в природе.

2. Лепка сюжетной композиции «Зайчики катаются с горы». Цель: Закреплять умения лепить

предметы из нескольких частей.

3. Д/и «Чем накормим птиц зимой?». Цель: Формировать у детей знания о зимующих птицах, и

помощи человека природе

4. Опыты по замораживанию воды в разных формах. Цель: Подвести к понятию, что

происходит с водой с понижением температуры.

5. Рисование «Заснеженные деревья». Цель: Формировать умение рисовать сюжетные

композиции.

6. Д/и «Что было бы, если...». Цель: Развивать логическое мышление, воображение.

7. Чтение художественной литературы В. Калинина «Про снежный колобок». Цель: Развивать

интерес к слову в литературном произведении.

8. Рассматривание плаката «Времена года». Цель: Формировать представление о цикличности

времен года.

9. Чтение загадок о зиме.

10. Экспериментальная деятельность «Тающий лед». Цель: Выяснить, что лед в тепле тает и

превращается в воду.

11. Беседа «Зима. Что ты о ней знаешь?». Цель: Уточнить знания о зимнем времени года.

12. П/и «Снежная баба». Цель: Развивать двигательную активность.

Работа с родителями

- Предложить родителям пополнить демонстрационным материалом папки по временам года.

- Продолжение работы по изготовлению макета «Зима».

- Закреплять с детьми названия зимних месяцев

Март

1. Беседа о празднике «Масленица - проводы зимы». Составление рассказа по картине

«Масленичные гулянья». Цель: Дать представление детям о празднике, упражнять в

рассказывании по картине

2. Наблюдения за погодой в марте (за солнцем, небом, продолжительностью дня и ночи и т. д.).

Цель:

Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи.

3. Чтение художественной литературы «Весна» Е. Карганова, «Пришла весна» А. Леонтьев.

Цель: Учить внимательно слушать произведение, понимать его смысл.

5. Аппликация «Цветок к празднику 8 марта.

Цель:

Развивать организованность,

инициативность.

Продолжать развивать творческие способности.

6. Посадка семян цветов для клумбы. Цель: Поощрять желание детей помогать взрослым.

7. Д/и «Бывает - не бывает», «Что было бы, если...». цель: Учить соотносить природные явления

с временем года.

8. Беседа «Куда делся снег?». Цель: Продолжать знакомить с сезонными изменениями в

природе.

9. Наблюдение за рассадой цветов в уголке природы. Цель: Развивать наблюдательность,

активизировать речь детей.

10. Прослушивание песни «Весенняя капель» (Любознайки). Цель: Вызвать интерес к

музыкальным произведениям.

Работа с родителями

- Папка-передвижка «Весна»

- Помощь в оформлении уголка природы к весне.

Апрель

1. Наблюдения за погодой, объектами природы, птицами. Цель: Учить замечать и называть

изменения в природе.

2. Чтение художественной литературы Л. Аким «Апрель» и заучивание стих. о весне. Цель:

Развивать интерес к слову в литературном произведении.

3. Д/и «Когда это бывает?». Цель: Закреплять знания характерных признаков времен года.

4. Беседа «Солнышко-колоколнышко» (с потешками). Цель: Уточнить значение солнца для

всего живого на земле, развивать мышление, активизировать речь.

5. Рисование «Подснежники», «Ветка вербы». Цель: Развивать творческие способности, приемы

рисования красками.

6. Уход за рассадой цветов для клумбы. Цель: Поощрять желание детей помогать взрослым.

7. Беседа с детьми «Весна. Что ты знаешь о ней?». Цель: Уточнять представления о явлениях

весны.

8. Труд в природе: уборка на участке мусора, опавших листьев. Цель: Воспитывать

трудолюбие, желание содержать свой участок в чистоте.

9. Д/и «Угадай весенний цветок». Цель: Закреплять названия цветов.

10. П/и «Медведь проснулся». Цель: Развивать двигательную активность.

11. Опыт с веточками березы, с почками. Цель:

Показать значение воды в жизни растений.

Работа с родителями

- Предложить родителям стихотворение для заучивания с детьми «Весна» Е. Карганова.

- Консультация для родителей «Наблюдения за природой весной»

- Предложить родителям оказать помощь в пополнении рассады цветов в группе.

- Привлечь родителей к участию вместе с детьми в выставке рисунков первых цветов

Май

1. Наблюдения за погодой, растениями, деревьями, трудом взрослых, насекомыми, цветами в

мае. Цель: Учить замечать изменения в природе, устанавливать связи между явлениями живой

и неживой природы.

2. Рассматривание альбома «Первоцветы». Цель: Расширять представления о некоторых

цветах.

3. Чтение художественной литер. «Весной» Т. Шорыгина, Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

Цель: Развивать интерес к слову в литературном произведении.

4. Лепка «Цветы». Цель: Упражнять в передаче строения цветка – формы, размера, цвета.

5. Уход за рассадой цветов для клумбы. Цель: Поощрять желания детей помогать взрослым

ухаживать за растениями.

6. Целевая прогулка по территории детского сада. Цель:

Развивать наблюдательность путём

выявления признаков весны.

7. Просмотр презентации «Мир насекомых». Цель:

Расширять представление о насекомых.

8. Лепка «Жук». Цель:

Передавать в лепке образ жука.

9. Д/и «Придумай рассказ». Цель:

Развивать связную речь.

10. Рассказ о труде людей весной. Цель:

Дать детям знания о труде взрослых в весенний

период.

11. Работа с макетом «Времена года». Цель: Формировать умения работать с макетом.

12. Коллективная работа «Поляна с цветами». Цель: Развивать творческие способности детей.

Работа с родителями

- Предложить родителям закрепить с детьми названия весенних месяцев.

- Консультация для родителей «Осторожно, насекомые»

- Помощь в оформлении части макета «Лето»

Заключительный этап

Итоговое мероприятие по временам года – Викторина «Знатоки природы». Цель: Обобщить и

закрепить знания детей о временах года, об их отличительных особенностях.

Презентация проекта «Времена года» для родителей.

Обсуждение итогов проекта.

Список литературы:

1.

Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.

2.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» (Методическое пособие).

3.

Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.

4.

Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература»

5.

Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.

6.

Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.

7.

Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г

8.

Интернет ресурсы.



В раздел образования