Автор: Змановская Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района "Центр развития ребенка – детский сад "Сказка" г. Белоярский"
Населённый пункт: г.Белоярский ХМАО
Наименование материала: Развитие речи детей
Тема: Интервьюирование, как один из методов развития диалогической речи у детей с ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -
ДЕТСКОГО САДА «СКАЗКА» Г. БЕЛОЯРСКИЙ
Интервьюирование, как один из методов развития
диалогической речи
у детей с ОВЗ.
Воспитатель Змановская Т.В.
г. Белоярский
1
Слайд 1: Интервьюирование, как один из методов развития
диалогической речи
у детей с ОВЗ.
Социализация
детей
с ограниченными
возможностями
здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного
образования. Ее цель — приобщить «особых» детей к основам
культуры
и цивилизации,
обеспечить
включение
в общество,
подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ
могут
успешно
усвоить
и реализовать
навыки
общения,
нормы/правила
поведения,
ценности,
установки,
характерные
обществу здоровых людей. Одной из актуальных проблем развития
таких детей остается проблема развития диалогической речи.
Для решения этой задачи целесообразно подбирать такие
игровые методы, которые могли бы развивать речевую активность,
повышать мотивацию, развивать коммуникацию и социализацию
детей с ОВЗ.
В своей работе для развития диалогической речи у детей я
использую метод интервьюирования.
Слайд 2: метод интервьюирования, поможет усилить речевую
мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а
также к
построению ими самостоятельных высказываний и
рассуждений и выполнит множество коррекционных задач
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и
систематическое общение педагога и детей.
Слайд 3: Преимущества интервьюирования для детей с ОВЗ:
1.
Развитие
коммуникативных
навыков:
Интервьюирование
требует от ребенка умения слушать собеседника, задавать
вопросы и отвечать на них. Это формирует у него основы
диалогового общения.
2.
Стимулирование когнитивного развития: Процесс подготовки
к интервью, формулирование вопросов и ожидаемых ответов
развивает мышление, учит анализировать информацию.
2
3.
Создание
безопасной
атмосферы:
Интервью
может
проводиться в комфортной обстановке, что позволяет ребенку
чувствовать себя более расслабленно и уверенно.
4.
Развитие эмпатии: Во время интервьюирования ребенок
учится понимать и учитывать эмоции и точку зрения другого
человека,
что
способствует
развитию
эмоционального
интеллекта.
Слайд 4:
В работе с дошкольниками я использую два вида
интервью: стандартное и неформализованное.
Слайд
5:
Неформализованное
интервью
ориентировано
на
познание
объекта
не
имеет
четкой
структуры,
вопросы
определяются
темой
разговора,
обстановкой
беседы,
кругом
обсуждаемых проблем.
Слайд 6: Я
хочу подробно рассказать о подготовке детей к
стандартному
интервью. Оно
имеет четкую структуру, при
которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все они
вместе подчинены общему замыслу.
Слайд 7: Интервьюирование проводится по определённому плану
вопросов. В которой респондент и исследователь выступают
собеседниками,
вопросы
построены
в
определённой
последовательности, задаёт их только исследователь, а респондент
отвечает на них.
Слайд 8: Этапы проведения стандартного интервью:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный
Слайд 9: Подготовительный этап:
Изучение лексической темы. В течение недели проводится
работа по активизации и расширению словарного запаса детей по
определенной лексической теме. Например, прежде чем взять
интервью по теме: «Мой край. Мой город», проводим беседы с
детьми на эту тему, дидактические игры “Чем богат наш край?”,
Слайд 10: “Достопримечательности нашего города”, “Что растёт в
нашем лесу? “Водоёмы нашего края” и т. д.
3
Слайд 11: И только после того как дети получили достаточное
количество сведений о нашем крае, городе, становится возможным
обсуждение
круга
вопросов,
которые
можно
задать
ее
представителю.
Слайд 12: Дети самостоятельно выбирают объекты, о которых они
будут спрашивать своего собеседника. Уточняются вопросы,
которые они будут задавать своему респонденту.
Слайд 13: Дети – корреспонденты, проводят беседы не только в
своей группе, но и самостоятельно проводят беседы в соседних
группах. Знакомят и рассказывают им то, что они узнали в течении
недели.
Слайд 14: Беседуют с детьми, используя накопленный материал,
который они собрали с родителями. Беседы проводятся в виде игры
«Что? Где? Когда?».
Слайд 15:
Для
эффективного развития диалогической речи
использую
моделирование
и
метод
мнемотехники.
При
использовании моделирования
детям предлагаются карточки с
изображенными
и
картинками
-
символами.
Использование
визуальных материалов помогает ребёнку с ОВЗ в преодолении
трудностей с вербальным общением.
Слайд
16:
Далее
проводится
совместное
проговаривание
возможных вариантов вопросов, которые можно задать, опираясь
на них.
Слайд 17:
Для этого используются вопросительные схемы,
создается предметно-развивающая среда, в которой воспитанники
устанавливают причинно-следственные связи, побуждающие к
возникновению детских вопросов.
Слайд 18: Опираясь на лексические темы, с детьми проводится
цикл
игр,
направленных
на
формирование
умения
задавать
вопросы.
Слайд 19: Развитие поисковой активности в форме вопросов с
помощью игр и упражнений являются основополагающими в
педагогической
работе.
Для
этого
провожу
игры:
«Будь
внимательным», где дети делятся на две команды, каждой команде
4
даётся игрушка. Дети внимательно рассматривают их, игрушки
убираются.
Слайд 20: На первоначальном этапе вопросы задаю сама. Важно
подбирать простые и понятные вопросы, которые помогут ребенку
выразить свои мысли и чувства.
Слайд 21: Затем игроки команды по очереди задают вопросы друг
другу.
Слайд 22:
Игра «Кто Я» - способствует умению
задавать
вопросы, одновременно удерживая и предмет обсуждения, и
собеседников
Слайд 23:
В ходе самого интервью, ребенок – корреспондент
строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов, а
другой ребенок отмечает на карточке – схеме ответ. Интервью
проводится в форме игры, вовлекая ребенка в процесс активного
участия.
Слайд 24:Прием «Мнемотехники» заметно облегчает овладение
детьми связной речью,
Слайд 25: кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает
диалог четким, связным и последовательным,
Слайд 26: обеспечивая эффективное запоминание, сохранение и
воспроизведение информации.
Слайд 27: Мнемотаблицы использую для составления
описательного рассказа о человеке, предметах, животном мире, о
природных явлениях.
Слайд 28:
Для ведения интервью
так же составляю схемы,
согласно лексическим темам.
Задача педагога не только добиваться от дошкольников
большого
количества
вопросов,
но
и
получать
на
них
содержательные ответы.
Слайд 29: Основной этап:
Проведение интервьюирования. (Дети берут интервью у гостей
семинара)
5
Слайд 30: На первоначальном этапе важно донести до понимания
детей логичность интервью. Как только дети начинают понимать
важность соблюдения логики в беседе, задания усложняются за
счет введения рисунков, условных знаков: что сначала — что
дальше — чем закончится диалог. Дети учатся соблюдать
последовательность вести диалог, планировать как вести интервью
и выделять смысловые звенья диалога.
Слайд 31: После усвоения последовательности ведения интервью
по условным знакам работа усложняется: после предварительной
беседы
демонстрационный
материал
убирается,
и
дети
самостоятельно ведут интервью. При закреплении лексической
темы очень важна четкая постановка вопросов, необходимых для
ведения интервью. Собственный сенсорный и практический опыт
ребенка уточняется, обогащаясь представлениями в ответах других
сверстников, что в дальнейшем отражается на качестве его
пересказа, рассказа.
Заключительный этап:
Слайд 32:Обработка результатов. (Просмотр фильмов о ведении
интервью). Обсуждаем с детьми -
удалось ли им задать все
вопросы, которые они планировали задать. Получили ли они
полные ответы на свои вопросы. Что бы они изменили в ведении
интервью. Как они себя чувствовали, когда шли в другую группу к
не знакомым детям?
По завершении интервью важно хвалить
ребёнка за смелость и оригинальность, а также предоставить
конструктивную обратную связь.
Слайд 33: Метод интервьюирования не только облегчает наш труд,
но и увеличивает эффективность занятий. Интервью увеличивает
уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его
развитию как личности.
В заключении хочется отметить, что регулярность игр с
использованием данного метода позволит ребенку постепенно
развивать свои навыки коммуникации.
6
Интервьюирование, как метод развития диалогической речи у детей
с ОВЗ представляет собой мощный инструмент, который не только
помогает в обучении, но и способствует общему развитию
личности. Важно подходить к этому процессу с любовью и
терпением, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свой потенциал и
научиться общаться с окружающими.
7