Напоминание

Травматизм на уроке физической культуры в школе


Автор: Яманова Ольга Владимировна
Должность: помощник педагога дополнительного образования специалист
Учебное заведение: Международная школа "Алабуга"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Елабуга
Наименование материала: Травматизм на уроке физической культуры в школе
Тема: Травматизм на уроке физической культуры в школе
Раздел: среднее образование





Назад




Яманова Ольга Владимировна

Помощник педагога дополнительного образования (Специалист)

Международная школа «Алабуга»

ТРАВМАТИЗМ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Травматизм на уроках физической культуры в школах является актуальной проблемой,

которая влияет на здоровье и безопасность школьников. В статье рассматриваются основные

причины

травматизма,

анализируются

способы

его

предотвращения

и

предлагаются

практические рекомендации для учителей и администрации образовательных учреждений.

Физическая культура занимает важное место в образовательном процессе, способствуя

укреплению здоровья, физическому развитию и формированию жизненно важных навыков у

детей. Однако уроки физкультуры сопряжены с определёнными рисками, включая травмы

различной степени тяжести. Травмы, полученные на уроках физической культуры, могут быть

физическими и психологическими. Физические травмы включают: ушибы, растяжения,

переломы и другие повреждения. Психологические последствия могут проявляться в виде

страха перед участием в спортивных занятиях, снижения уверенности в своих силах и даже

отказа от физической активности.

По

данным

Министерства

образования,

на

уроках

физической

культуры

зарегистрировано около 15 000 случаев травм, из которых 40% составляют лёгкие травмы

(ушибы, растяжения), 35% — средней тяжести (вывихи, переломы) и 25% — тяжёлые

повреждения,

требующие

госпитализации.

Эти

данные

подчеркивают

необходимость

усиления мер безопасности.

Изучение факторов, приводящих к травматизму, и разработка мер профилактики

являются ключевыми задачами для обеспечения безопасной образовательной среды.

Основные причины травматизма

1) Нарушение правил безопасности: не соблюдение инструкций учителем или

учениками, что часто связано с недостаточным вниманием к разъяснению правил и их

практическому применению; нарушение правил использования спортивного оборудования и

отсутствие регулярных проверок инвентаря на безопасность;

2) Физическое и эмоциональное состояние учеников: переутомление из-за неправильно

организованных занятий или недостаточного времени на отдых; не полноценные разминки

перед основной физической нагрузкой, что приводит к увеличению риска растяжений и

других травм; низкий уровень физической подготовки или отсутствием опыта;

3)

Неадекватные

условия

проведения

уроков:

некачественное

или

устаревшее

спортивное

оборудование,

которое

может

быть

повреждено

или

небезопасно

для

использования; плохое состояние спортивного зала или площадки: скользкий пол, отсутствие

необходимой разметки, неровности покрытия; несоответствие условий занятий погодным или

климатическим условиям;

4) Ошибки педагогов: недостаточный контроль за техникой выполнения упражнений,

что приводит к травмам из-за неправильного выполнения движений;

перегрузка учащихся сложными заданиями без учёта их уровня подготовки, что увеличивает

риск травм; недостаточное внимание к индивидуальным особенностям учеников, например,

их физическим или эмоциональным возможностям; отсутствие внимания к дисциплине и

контролю за безопасностью во время игр и соревнований;

5) Психологические факторы:

стресс, вызванный излишней конкуренцией между

учащимися, что может приводить к поспешным и небезопасным действиям; страх перед

ошибкой, особенно у детей, которые боятся осуждения со стороны учителя или сверстников;

наличие учащихся с признаками девиантного поведения.

Меры профилактики травматизма

1)

Организационные

меры:

регулярное

техническое

обслуживание

спортивного

оборудования и проведение инструктажа по технике безопасности перед началом урока.

2)

Образовательные меры: повышение квалификации учителей физической культуры, а также

введение курсов по оказанию первой медицинской помощи для педагогов и учеников.

3)

Индивидуальный подход: учет физической подготовки и состояния здоровья каждого

ученика; подбор упражнений, соответствующих возрасту и возможностям детей.

4)

Контроль и мониторинг: постоянный контроль за соблюдением техники выполнения

упражнений и проведение анализа случаев травматизма; корректировка учебного процесса.

Практические рекомендации для учителей

1) Устанавливайте чёткие правила поведения в спортивном зале и на площадке, объясняя их

значение для безопасности;

2) Используйте положительное подкрепление для стимулирования соблюдения дисциплины;

3) Постоянно поддерживайте контакт с учениками, разъясняя их роль в создании безопасной

обстановки;

4) Регулярно проводите беседы на тему ответственности за своё поведение и поведение

окружающих;

5) Вовлекайте учеников в планирование уроков и принятие решений, что повысит их

осознание важности дисциплины;

6) Всегда начинать урок с разминки;

7) Обеспечивать наличие аптечки и уметь оказывать первую помощь;

8)

Создавать

доброжелательную

атмосферу

на

уроках,

исключающую

излишнее

соревнование;

9)

Регулярно

обновлять

знания

о

профилактике

травматизма

и

новых

методиках

преподавания.

Предотвращение травматизма на уроках физкультуры — это задача, требующая

комплексного подхода, включающего технические, организационные и педагогические меры.

Создание безопасной среды для занятий физической культурой не только снижает риск травм,

но и способствует формированию у учащихся позитивного отношения к спорту и физической

активности.

Список литературы

1.

Иванов И.И., Петров П.П. "Безопасность в образовательных учреждениях".

Москва: Образование, 2020. Издательство "Наука", 240 стр.

2.

Смирнова А.В. "Методика преподавания физической культуры". Санкт-Петербург:

Спорт и здоровье, 2019. Издательство: "Физкультура и спорт", 320 стр.

3.

Национальные

рекомендации

по

профилактике

травматизма

в

школах.

Издательство "Просвещение", 150 с.



В раздел образования