Автор: Капустина Ольга Александровна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: МБДОУ г.Астрахани "Детский сад № 54 Полянка"
Населённый пункт: г.Астрахань Астраханская область
Наименование материала: Конспект занятия для детей 5-6 лет
Тема: Занятие в старшей группе по теме : "Наша Родина - Россия"
Раздел: дошкольное образование
Занятие в старшей группе по теме :
"Наша Родина - Россия"
Цель: уточнить знания детей о государственных и неофициальных символах
России и города Самары.
Задачи:
1.
Развивающие: развитие
творческих
способностей
детей,
образных
движений посредством игры (хоровод, песни), высших психических функций
(логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика)
(музыка, коммуникация, физическая культура).
2. Образовательные: расширить представления детей о символах России,
познакомить с понятием «неофициальные символы России» (социализация),
расширить словарный запас, совершенствовать лексико-грамматический
строй речи (познание).
3. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству,
декоративно-прикладному
искусству
(познание);
воспитывать
навык
свободного
общения
в
процессе
продуктивной
и
познавательно-
исследовательской
деятельности
(коммуникация,
художественное
творчество).
Интеграция
образовательных
областей: познание,
социализация,
художественное творчество, музыка, коммуникация, физическая культура.
Оборудование и материалы: проектор, слайды с видами России, коробка с
сюрпризом, разрезные картинки с изображение флага, герба России, поляна
из ромашек, разных по размеру, матрешки, заготовки для композиции.
Предварительная работа: слушание и разучивание песен, стихотворения
З.Александровой «Родина», знакомство детей с предметами народно-
прикладного искусства России.
Взаимодействие воспитателя с родителями: анкетирование «Что мы знаем
о родной стране?», консультирование о знакомстве детей с символикой РФ,
стендовая
информация,
изготовление
автопортретов
детей
способом
оригами, рубрика «Почитайте детям» (список произведений о Родине в
родительском уголке).
Ход образовательной деятельности:
1.Мотивация
Дети входят в зал. Приветствие. Звучит музыка. (2 команды
«Добрые молодцы» и «Красные девицы» в русских национальных костюмах).
Девиз: «Один за всех и все за одного».
Воспитатель: предлагает определить о чём поётся в этой песне (О Родине-
России) обращает внимание детей на красивую коробочку и предлагает всем
посмотреть ее содержимое. Внутри дети находят игру (пазлы) - символы
России (Герб, Флаг). Дети собирают Герб и Флаг России.
2.Сообщение темы
Игра-викторина: «О чём рассказал символ?»
Воспитатель:
Ребята, вспомните, какие три отличительных знака – три
символа есть у любой страны, в том числе и у России? (Герб, флаг, гимн)
Какие символы у вас получились? (Герб, флаг). Назовите третий. (гимн). Все
это государственные символы России, нашей Родины. Любой русский
человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и
представляет что-то свое, очень-очень родное. Я предлагаю вам сегодня
совершить небольшое виртуальное путешествие по бескрайним просторам
нашей родной страны – России. (Дети рассаживаются на ковре).
Чтение стихотворения «Родина» З.А.Александровой, сопровождающееся
демонстрацией слайдов.
Пословицы о Родине: «Родина любимая, что мать родная»,
«Всякому мила родная сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»,
«Человек без Родины -что соловей без песни».
Что мы Родиной зовём?
Дом в котором мы живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Воспитатель: «В какой стране мы живём»? (Наша Родина Россия) Игра:
«Какая наша Родина?» (Великая, могучая, многонациональная, красива
Нет на свете Родины красивей
Вот она по имени Россия
От морей простёрлась до морей.
Воспитатель: Какой город мы называем столицей нашей Родины? (Город
Москва – столица нашей Родины). Как называется наш родной город? (Наш
город называется Самара).
3.Работа по теме. В Москве работают президент страны, правительство
России, государственная дума. Все страны мира ,все государства и города
имеют свои гербы, флаги и гимны.
Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим и сравним герб России и герб
Самары.
Дети: Герб России.
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он - России дух свободный.
Герб
— это эмблема, символ власти нашей страны. На нем изображён
двуглавый орёл с тремя коронами. В одной лапе у него скипетр (оружие с
драгоценными камнями), в другой держава (страна). На груди орла, в
красном щите – всадник в сине плаще на серебряно коне, поражающий копьё
дракона. Это говорит о том, что Родина защищает нас.
Герб г. Астрахани.
В 1556 году в знак присоединения Астраханского царства к Русскому
государству местные воеводы, имевшие русское происхождение, стали
изображать корону на своих печатях. У Астраханского царства, в общем, и у
Астрахани, в частности, была особая миссия – охрана границ России. Сам
город играл роль пограничной крепости, охранявшей устье Волги, одной из
главных водных артерий страны.
Первоначально на геральдическом символе города изображалась обнаженная
сабля. Позднее она была заменена восточным мечом. Это еще один символ
защиты, обороны южных границ России. Символическое значение в том, что
на гербе изображался восточный меч, который тонко указывал на источник
опасности, то есть на государства, расположенные восточнее России.
Интересно, что герб города идентичен геральдическому символу
Астраханской области, у которого есть еще один, важный элемент. Сверху
над щитом расположена так называемая Астраханская шапка, богато
декорированная золотом и драгоценными камнями.
Флаг России.
Флаг России имеет три цвета (триколор)
Белый цвет - берёзка
Синий - неба цвет
Красная полоска- солнечный рассвет.
Воспитатель.
Из
глубины
веков
пришёл
в
наши
дни
Российский
государственный флаг. Он бело – синего – красного цвета. Символизирует
нашу Родину с её очень непростой судьбой, которую во все времена
приходилось защищать.
Белый – белый конь.
Синий - синий плащ.
Красный – поле боя.
Под Российским флагом ведутся переговоры с другими государствами,
соревнуются спортсмены, плавают морские суда.
Воспитатель. Флаг г. Астрахани.
Флаг г. Астрахани представляет собой прямоугольное полотнище белого
цвета, посредине – золотая корона, под короной серебряный меч с золотой
рукоятью. Внизу полотнища расположены две волны лазоревого цвета.
Гимн России.
Это торжественная песня, славящая Родину. При исполнении гимна, люди
встают и слушают стоя, с гордостью за свою Родину – Россию.
Воспитатель.
Государственный
гимн
исполняют
в
особых
случаях,
например при награждении победителей соревнований, во время парада, в
День Победы 9 мая, по радио в 6 часов утра. Создателями гимна являются
композитор А.В. Александров и поэт С.В. Михалков.
Гимн славит Родины просторы,
Гимн славит мой родной народ,
Поля, леса, моря и горы.
Гимн нас к свершениям зовёт!
Звучит гимн России (дети слушают стоя).
У нашего города есть гимн, прославляющий город Самара.
Воспитатель: живут в России разные, народы с давних пор
Дети: Одним - тайга по нраву
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит
Другой - надел халат.
Один- рыбак с рожденья
Другой оленевод.
Один- кумыс готовит
Другой готовит мед.
Одним милее осень
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна!
Воспитатель: как повезло тебе и мне
Мы родились в такой стране
Где люди все одна семья
Куда не глянь – кругом друзья. (Я. Аким)
Ребята назовите, каких национальностей люди живут в нашей стране?
Дети: русские, татары, мордва, чуваши, чукчи, башкиры, марийцы и другие
(показ костюмов). Более 60 национальностей.
- Каких только народов нет в России! А живут они все дружно. Об этом
говорят русские пословицы:
«Один за всех и все за одного»
«Новых друзей наживай, а старых не забывай»
«Сам погибай, а товарищей выручай»
«Не имей сто рублей - а имей сто друзей»
Хоровод дружбы: «Травушка муравушка…»
Игры: «Ручеек», «Карусель».
Воспитатель: для многих людей Россия славится широкими просторами,
голубыми васильками, белоствольными березками, мудрыми сказками,
разудалыми песнями – это тоже символы нашей Родины. Показ слайдов с
изображением неофициальных символов России (берез, березовых рощ,
самовара, русской тройки и т.д.).
Воспитатель:
Матрешка, наверное, самая популярная русская национальная
игрушка. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты. А о самой
матрешке написано много загадок, частушек, стихов. Давайте послушаем
наших девочек и повеселимся все вместе.
Девочки стихи:
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.
Воспитатель:
хорошо повеселились. Но наше путешествие подходит к
концу. А чтобы оно надолго запомнилось нам, я предлагаю вам сделать
композицию, в которой останутся те самые символы, которые всегда
напоминают нам о Родине и о которых мы сегодня говорили.
(Дети с педагогом создают композицию с использованием заготовок,
сделанных совместно с родителями).
Итог викторины:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
Звучит музыка, детей награждают медалями. («Самый веселый», «Самый
активный», «Самый находчивый» и т.д.)
Литература:
1.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России». Гражданско-
патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа)-М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2010.
2.
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском
саду: Практическое пособие.-М.:АРКТИ,2007.
3.
Логинова Л.В. Что герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы
работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию) -М.:
«Издательство Скрипторий 2003»,2008.
Разработчик: Воспитатель МДОУ №54 Капустина Ольга Александровна