Автор: Малякина Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО АДШИ им. К.М. Щедрина
Населённый пункт: г. Алексин, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка.
Тема: "Анималистические образы в народной лоскутной игрушке"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АЛЕКСИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. К.М. ЩЕДРИНА
Методическая разработка по теме:
«Анималистические образы
в народной лоскутной игрушке»
Выполнила:
Преподаватель высшей категории
МАУ ДО АДШИ им. К.М. Щедрина
Малякина Татьяна Михайловна
г. Алексин 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Первое наше знакомство с миром, его познание, понимание проходят
через игрушку. Игра в куклы – это своеобразная школа чувств, которая
активизирует
память,
фантазию,
речь,
эмоции,
прививает
любовь
к
прекрасному и служит целям нравственного и эстетического воспитания. В
кукле сочетаются различные элементы рукоделия: вышивка, аппликация,
шитье. Куклы появились рядом с человеком много веков назад, в древности
они служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные
волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на
себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Когда нам рассказывают про народную куклу, как правило, мы имеем в
виду образ человекаберегени, хозяюшки. Я хочу обратить внимание на
создании образов птиц, животных.
В русском крестьянском искусстве
животные и птицы всегда были излюбленными персонажами. То полные
символизма и условности, то полные реализма и жизни, они украшают
крестьянскую вышивку, набойку, резьбу по дереву, роспись, керамику.В
игрушке мы встречаемся с теми же старыми знакомыми: лошадь, корова,
петух, собака, кошка занимают главное место, за ними идут баран, козел,
гусь, утка и другие.
В
настоящее
время
традиционная
тряпичная
кукла
переживает
подлинное возрождение. Растет интерес, как к самой кукле, так и способам её
изготовления.
Изготовление народных кукол является прекрасным средством:
• развития мелкой моторики рук и тактильно-двигательного восприятия
объектов окружающего мира;
• приобщения детей к народным традициям;
• формирования позитивных установок к ручному труду и творчеству.
Работа над народной куклой помогает ребенку развить воображение,
чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с
традициями народного художественного творчества. Кукла, выполненная
своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка.
Игрушка, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию,
любовь, особенно дорога ему.
Таким
образом,
работа
над
созданием
куклы-оберега
является
творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового
воспитания, развивает вкус.
Занятия по изготовлению народных игрушек проводятся в нашей
школе в рамках уроков Прикладного творчества.
Методическая
цель
разработки:
совершенствование
профессионально-педагогической компетентности в области проектирования
учебного занятия в соответствии с современными требованиями.
Задача: оказание практической помощи педагогам в приобретении и
освоении знаний при работе с традиционными и нетрадиционными видами
лоскутной куклы.
Практическая значимость методической разработки состоит в том,
что в ней определены организационные условия проведения занятия,
содержание учебного материала, подобраны оптимальные формы, методы,
средства обучения, которые могут быть использованы другими педагогами.
Особенностью данной разработки являются:
- подача учебного материала с учётом индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся;
Материально-техническое обеспечение:
1. Столы
2. Компьютер
3. Мультимедиа оборудование
4.Материалы и инструменты( ножницы, лоскуты ткани, крепкие нитки
и т.д)
5. Раздаточный материал
6.Набор наглядностей для выполнения изделий по рисунку, эскизу,
схеме
7.Образцы готовых кукол
Методическое обеспечение:
1. Сборник «Народные куклы-обереги» (автор Т. Денисова)
2. Инструкционные карты
3. Слайд-презентация
4. Готовые образцы работ в виде фотографий
1 класс
Изготовление игрушки «Зайчик на пальчик»
«Зайчик на пальчик» -такого зайчика на пальчик много веков делали
русские мамушки и нянюшки своим малышам. Как и все тряпичные куклы-
закрутки был он не просто игрушкой, а оберегом. Поэтому делали его из
старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик – и
зайка всегда с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и
выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные.
Кстати, в психотерапевтических целях его и сегодня можно использовать.
Как и у всех русских национальных тряпичных кукол, у зайки нет
«лица».
Необходимые
материалы:цветной
лоскут
(10х15),
немного
наполнителя(ваты или синтепона), крепкие нитки.
Схема последовательности выполнения игрушки
2 класс
Лоскутная кукла «Птичка»
Такие птички украшали куклу «Птица Радость». Данная традиция
зародилась еще в древние времена, когда весну на Руси встречали
славянским обрядом «закликания весны». Женщины с девочками выходили в
поле, кликали Весну. Если в это время птица садилась на женщину, то
считали, что в этот год она будет счастливой.
Необходимые материалы:
- лоскуток ткани (ситец или бязь, 25*25 см);
- нитки любого цвета;
- набивка (вата или синтепух);
Последовательность работы:
1. Сложить пополам по диагонали тканевый квадрат
2.Отвернуть один угол получившегося треугольника к середине, потом
второй угол.
3. Еще раз сложить боковые уголки к середине.
4. Получившуюся фигуру сложить пополам внутрь сгибами.
5. Сформировать клюв птицы, перевязав нитью уголок.
6.Сформировать тело,поместив еще вату (синтепух)и расправив в стороны
крылышки, перевязать нитью.
7. Перевязать спину птицы в виде креста и обмотать каждое крыло.
Птичка готова.
3 класс.
Изготовление куклы «СОРОКА»
Схема последовательности работы по изготовлению куклы
Необходимые материалы и инструменты
Лоскут для тела 20х15 или на 20см.
Лоскут для клюва 10х10см
Квадрат или треугольник на нижний платок размер можно взять по
желанию. Если треугольник побольше. Получится имитация крыльев.
Большой платок 16х16см.
Прямоугольник для юбки 10х14см.
Лоскутки или тесемка для фартука.
Нитки красного цвета
Ножницы
Последовательность работы:
1.
Сложить лоскут 20х20в трубочку, краями к середине.
2.
Перегибаем скрутку пополам
3.
Квадрат 10х10 для клюва складываем пополам
4.
Нижние углы треугольника складываем к верхней, чтобы получился
квадрат.
5.
Углы получившегося квадратика сложите конвертиком, получается
клювик.
6.
Получившийся клювик вкладываем в тело и приматываем в тело и
приматываем нитью.
7.
Одеваем нижний платок удобным способом. Можно примотать нитью на
уровне шее, свободные концы будут имитировать крылья.
8.
Фартук надеваем выворотным способом. Можно сверху повязать поясок.
9.
Надеваем юбку.
10. Надеваем на куклу верхний платок.
11. Кукла готова.
Творческое задание: изготовление лоскутной лошадки.
В
качестве
творческого
задания
для
группы
заинтересованных
учеников можно предложить выполнить лоскутную лошадку по фотографии.
Необходимые материалы: лоскуты прямоугольной формы и крепкие
цветные нитки, творческая смекалка.
Список литературы:
1.
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое
пособие - СПб ООО Издательство Детство пресс, 2011г.
2.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. -
М.: Педагогическое общество России, 2005г.
3.
Котова, И.Н., Котова, А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла
/ И.Н. Котова, А.С. Котов. - СПб.: Паритет, 2003г. - 240 с.
4.
Дайн, Г.Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,
технологии / Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007г. -
119 с.
5.
Андреева, И.В. Традиционная и авторская игрушка / И. В. Андреева //
Народное искусство: сквозь века. - Челябинск, 2007г. - С. 137-154