Авторы: Фирсова Татьяна Михайловна, Мошарева Екатерина Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №92 "Ивушка"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: Познавательная викторина
Тема: "В мире птиц"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 92 «Ивушка»
г. Вологда
Сценарий познавательной викторины
для детей старшего дошкольного возраста
«В мире птиц»
Подготовили: воспитатели
Фирсова Татьяна Михайловна,
Мошарева Екатерина Николаевна
Цель: систематизация знаний детей о птицах посредством вовлечения их в
соревновательную игру-викторину.
Задачи:
образовательные:
- способствовать формированию целостного представления о птицах; особенностях их
внешнего вида, повадках, многообразии птиц;
- создать условия для обогащения словарного запаса детей.
развивающие:
- развивать умение анализировать и устанавливать простейшие причинно-следственные
связи;
- активизировать умение детей отвечать на вопросы; делать выводы;
- развивать быстроту реакции, внимание, мышление.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к птицам и живой природе;
- воспитывать умение действовать в команде, уважение друг к другу и сопернику, чувство
взаимовыручки, поддержки.
Материал:
Слайды на мультимедиа с изображение птиц, картинки с изображением птиц, записи голосов
птиц, музыка «В мире животных», песня «Что я за птица».
Предварительная работа:
Чтение книг о птицах: Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?», произведения Т. Нуждиной:
«Сова»,
«Сорока», «Цапля», «Ястреб», «Снегирь», «Кукушка», «Журавли», «Дятел»,
«Воробьи», «Аист». А.Тамбиева: «Кто в кустарниках живет?»; Г. Снегирева «Лесная речка»,
В.Бианки «Лесные домишки», «Птичьи домишки», «Синичкин календарь»; М. Алыбаева
«Как птицы спасли дуб». Отгадывание загадок о птицах, рассматривание иллюстраций.
Наблюдение за птицами на прогулке, изготовление кормушек, подкармливание птиц. Беседы
о
птицах,
рассматривание
иллюстраций,
энциклопедий,
рисование
и
лепка
птиц,
дидактические и подвижные игры данной тематики.
Накануне викторины разделить детей на две команды, каждая придумывает название,
эмблему, девиз, подготавливает одежду для участия и т.п.
Ход мероприятия
Дети входят в зал под музыку.
Занимают свои места
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело! -
Звенят пичужек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут -
Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, зяблики, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки -
Их желторотые птенцы.
Ведущий:
Ребята, скажите, о ком это стихотворение?
Дети:
О птицах!
Ведущий:
Какие птицы нам встретились в этом стихотворении?
Ответы детей
Ведущий:
Вы совершенно правы! Ребята, на нашей планете живет огромное множество птиц и у
каждой птицы есть свои особенности. Ни одна птица не похожа на другую. 1 апреля
отмечается праздник — Международный день птиц. Впервые День птиц у нас в стране был
проведен в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал
общепризнанным праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но
постепенно об этом празднике забыли. Весной 1998 года детский журнал о природе
«Муравейник» предложил возродить день птиц. Теперь его приурочили к 1 апреля.
Ведущий:
Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Дню
птиц. В викторине участвуют две команды.
Представления команд
Капитаны представляют команды, называют девиз и т.п.
Ведущий:
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За ответами команд будет следить
жюри и подсчитывать баллы. В состав жюри входят …(представить членов жюри).
Давайте начнем нашу викторину со сказочного конкурса. Каждой команде я буду задавать
вопрос, посовещавшись, команда дает мне ответ.
1 конкурс
«В мире сказок»
1 команда
2 команда
Какие птицы служили Бабе — Яге? (гуси-
лебеди)
Какая птица снесла бабе с дедом золотое
яичко? (курица)
Какая птица помогла Дюймовочке спастись
от крота? (ласточка)
В какую птицу превратился гадкий утенок?
(лебедь)
Какая птица трепала за ухо зайца хвасту?
(ворона)
С какой птицей дружит Вини-пух? (сова)
В
гости
к
какой
птице
лиса
ходила?
(журавль)
Какая
птица,
когда
стучали
в
дверь,
спрашивала: «Кто там?» (галчонок)
2 конкурс
«Угадай, что за птица»
Капитан каждой команды подходит и вытаскивает по три карточки с изображением птиц.
Команда должна узнать по внешнему виду птицу и назвать ее.
3 конкурс «Узнай по голосу»
Каждая команда слушает голос птицы и угадывает его. В случае, если команда не угадывает,
возможность предоставляется соперникам.
Игра «Индюк»
Ходит по двору индюк
(Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача
(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал
(Потопать ногами)
Крыльями захлопал
(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар
(Надуть щеки, руки на поясе)
Или медный самовар
(Сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою
(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала»),
И понесся стрелою.
(Бег на месте)
4 конкурс «Собери птицу»
Командам выдаются разрезные картинки с изображением птицы, команды собирают их,
выигрывает та команда, которая быстрее соберет и назовет птицу.
5 конкурс «Узнай по описанию»
Как только команда правильно назовет птицу, она появляется на мультимедийном экране.
Описание птиц зачитывается командам поочередно.
1 команда
2 команда
Эта птица крупнее воробья. Она остается
зимовать около плодово-ягодных деревьев в
городах и селах. У нее черная шапочка,
крылья, хвост и спина голубовато-серая, низ
красный. (снегирь)
Птица крупнее воробья. Замечательна
она
своеобразным
строением
клюва.
Надклювье
и
подклювье
скрещиваются
между собой, и их острые концы выдаются
по бокам клюва.
Клюв
используют
для
лазанья.
Самцы
красные
или
красно-малиновые,
нижняя
часть брюха серовато-белая. Крылья и хвост
бурые. (клест)
Одна из самых нарядных птиц. Она имеет
красновато-бурый хохолок, короткий хвост с
Эта птица стройная и грациозная. Спинка и
бока у нее серые, брюшко белое, верхняя
поперечной желтой каймой. Верх каштаново-
бурый,
низ
красновато-бурый,
горло
и
полозка через глаз чёрные.
(свиристель)
часть
грудки,
хвост
и
крылья
черные,
блестящие, украшенные по краям белыми
перышками. Гнезда устраивает в кустах по
берегам рек и ручьев. В народе эту птичку
называют «ледоломка». (трясогузка)
Крупная,
красивая
птица
с
блестящим
черным оперением. Осень и зимой часто в
белых крапинах. У нее прямой длинный
клюв, черный у самочки и ярко-желтый у
самца. Мамы самки учат своих птенцов
летать
таким
образом:
они
выманивают
малышей из домика, показывая лакомство
птенцу. Он тянется за ним, высовывается,
перевешивается и летит вниз. (скворец)
Эта птица водоплавающая. У взрослых птиц
белое
оперение,
очень
длинная
шея,
вытянутое туловище, тело и голова средней
величины с оранжево-красным клювом. В
сезон гнездования, который начинается в
марте, самцы становятся агрессивными и
защищают
свою
территорию,
издавая
шипящие звуки. (лебедь)
6 конкурс «Назови больше птиц»
Команды поочередно называют по одной птице. Выигрывает та команда, которая назовет
больше.
7 конкурс «Загадки»
1 команда
2 команда
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится.
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. (сова)
Кто там прыгает, шуршит
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым -
«Кле-кле-кле!» - поет со свистом? (клест)
Эта птица хоть куда!
Не летает никогда,
Только бегает, как ветер.
Знают птицу все на свете. (страус)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков. (пеликан)
Скажи ты мне, какой чудак
И днем и ночью носит фрак? (пингвин)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами. (петух)
Музыкальная пауза
Все дети под музыку «В мире животных» имитируют движения птиц.
Жюри подводят итоги конкурсов, распределяют места, награждают участников.