Напоминание

"Мимика и пантомимика как средство развития невербальной коммуникации у детей с нарушением зрения в рамках реализации театрального кружка "Цветик-семицветик".


Авторы: Васильева Антонина Калистратовна, Гордеева Надежда Николаевна
Должность: учитель-логопед, учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ "Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ" Минобразования Чувашии
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Мимика и пантомимика как средство развития невербальной коммуникации у детей с нарушением зрения в рамках реализации театрального кружка "Цветик-семицветик".
Раздел: начальное образование





Назад




«Мимика и пантомимика как средство развития невербальной коммуникации

у детей с нарушением зрения в рамках реализации театрального кружка

«Цветик-семицветик».

Социализация и коммуникативное развитие детей с нарушениями зрения ограничены

или лишены возможности овладеть неречевыми средствами коммуникации по зрительному

подражанию.

Сокращение или отсутствие возможности зрительно воспринимать и

непосредственно

подражать

внешним

выразительным

движениям

окружающих

отрицательно сказывается на понимании ситуативной, сопровождаемой мимикой и

пантомимикой устной речи, а также на внешнем оформлении речи. Дети не воспринимают

или недостаточно хорошо воспринимают массу мимических движений и жестов,

придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения. Не

пользуясь в своей речи этими средствами, ученики существенно обедняют свою речь,

которая

становится

маловыразительной.

В

специфику

развития

речи

слепых

и

слабовидящих детей включаются особенности усвоения и использования ими неязыковых

средств общения – мимики, пантомимики, интонации, являющихся неотъемлемым

компонентом устной речи. Но если в школе после уроков вдруг начинает действовать театр, то

жизнь школы постепенно изменяется. А если учителям удается театральные подходы

"принести" с собой и на урок, то такая школа вынуждена задумываться о полной перестройке

механизма своей работы. Так театр, спускаясь с театральных подмостков, продолжает не только

отражать, но и переустраивать жизнь вокруг себя.

Использование различных видов творчества, культурно-досуговой деятельности

для устранения речевых нарушений и формирование эмоциональных нравственных

чувств пока не нашло широкого применения в логопедической практике. Вместе с тем,

создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной

ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное

желание высказаться, поделиться своими впечатлениями, эмоциями.

Большое внимание в учреждениях для обучения и воспитания детей с нарушением

зрения должно уделяться формированию коммуникативных навыков, преодолению

социальной недостаточности. То есть важное место занимает работа по социальной

реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовке их к

самостоятельной жизни в обществе.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи,

касающиеся

формирования

выразительной

речи

ребенка,

интеллектуального

и

художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития

чувств, переживания и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному

богатству.

Театральный

кружок

«Цветик-семицветик»

работает

третий

год

в

рамках

реализации проекта с соответствующим названием. Решает 7 задач из 7 цветов: развитие

высших психических функций, диалогическая и монологическая речь, мимика и

пантомимика, моторика, эмоциональная сфера, коммуникативные навыки, ориентировка в

пространстве. В этой театрализованной постановке «Доброе сердце» показана реализация

задачи мимика и пантомимика. Мимикой, жестами и пластикой тела, без использования

слов дети с ОВЗ - слепые и слабовидящие, постарались отразить хорошие и плохие

поступки, проявление щедрости, сопереживание и сочувствие другим людям, желание

помочь и делиться добром с окружающими.

Развитие неречевых средств общения у ребенка с нормальным зрением происходит

по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с глубокими

нарушениями зрения резко ограничены или лишены возможности овладеть неречевыми

средствами коммуникации по зрительному подражанию. В результате некоторые слепые и

слабовидящие дети в 7-8 лет не владеют неречевыми способами общения даже на уровне

трехлетних

зрячих

детей.

Поэтому

коррекционная

работа

тифлопедагога

по

формированию неречевых средств общения является для них основным источником

познания значения и способов общения с помощью выразительных движений.

В работе со слепыми и слабовидящими детьми первостепенное внимание следует

уделять обучению тем общепринятым внешним проявлениям эмоций, которые повышали

бы взаимопонимание инвалидов по зрению с нормальными видящими. Выразительные

движения человека слагаются из жестов, мимики и поз. Их необходимо сначала

отрабатывать в отдельности.

Закрепление и отработку выразительных движений лица и тела целесообразно

осуществлять в этюдах и в играх, в театральных представлениях.

Детский театр призван помочь в формировании неречевых средств выражения

эмоций у детей с глубокими нарушениями зрения, призван помочь адаптироваться таким

детям в обществе зрячих, призван помочь социализации незрячих и слабовидящих детей.

Мимика

и

пантомимика

детей

с

нарушением

зрения

неадекватны

тому

эмоциональному состоянию, которое они испытывают! Детей с нарушенной функцией

зрения просто не поймут! Это очень осложнит их коммуникативную деятельность,

приведет к изоляции от своих зрячих сверстников, а дефицит общения сформирует

комплекс неполноценности!

У слепого ребенка без посторонней помощи, спонтанно, навыки невербального

общения не формируются. Работа должна вестись с учетом индивидуальных особенностей

поэтапно:

1 этап – развитие мышц лица, тела.

2 этап – ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их

выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения.

3 этап – упражнение и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой

деятельности.

4 этап – перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную

деятельность.

В первую очередь появляется необходимость проведения упражнений на развитие и

укрепление

мышечного

аппарата,

участвующего

в

воспроизведении

мимических,

жестовых и пантомимических движений, то есть на развитие зоны бровей, мышц губ, щек,

языка, шеи, плеч, моторики пальцев; на формирование умений напрягать и расслаблять

мышцы ног, рук, туловища, шеи и лица.

Много внимания необходимо уделить обучению жестам. Жесты – результат

социального научения. Они требуют активного зрительного контроля, четких словесных

инструкций и постоянной тренировки. «Сожмите пальцы в кулак, кроме указательного

пальца. Указательный поднимите вертикально вверх и прижмите к губам. Этот жест

обозначает: «Тихо!». Так необходимо познакомить с жестами «это я», «да», «нет»,

«нельзя», «до свидания», «там», «здравствуйте», «низкий», «высокий», «не знаю», «иди ко

мне» и т.д.

У некоторых детей присутствуют навязчивые движения (покачивание головой,

корпусом). Важно тактично объяснить им, что некоторые движения (навязчивые),

которые они используют в повседневной деятельности, могут быть неправильно поняты

окружающими как признак интеллектуальной неполноценности. Чтобы не попасть в

неловкую ситуацию, нужно избавляться от них.

Проведя диагностическое занятие у десятерых учеников начальных классов, в

котором дети воспроизводили различные эмоциональные состояния с помощью мимики,

получились следующие результаты:

Таблица №1

Эмоция

Качество выполнение заданий

Выразительная

Маловыразительная

Амимия

Улыбка

6

2

2

Удивление

2

6

2

Боль

4

4

2

Раскаяние

0

0

10

Горе

4

4

2

Таким образом, детям с нарушением зрения наиболее доступна для выражения

эмоция радости. С выражением всех остальных видов эмоций дети испытывали

значительные затруднения.

Далее

последовало

задание:

«Воспроизвести

жестами

некоторые

общеупотребляемые понятия и действия.

Таблица №2

Жест

Качество выполнения заданий

Выразительная

Маловыразительная

Хаотично или не

знают этого

движения

«Это я»

0

2

8

«Да»

8

0

2

«Нет»

2

2

6

«До свидания»

4

4

2

«Тихо»

0

0

10

«Иди сюда»

2

2

6

«Отлично»

0

0

10

«Нельзя»

0

0

10

«Поклон»

0

4

6

Из таблицы №2 видно, что легче всего дается жест согласия. Обращают на себя

внимание

высокие

показатели

последнего

столбца

таблицы.

Дети

отказываются

выполнять действия, поскольку они им не знакомы.

Таким образом, без специального обучения при глубоких нарушениях зрения все

выразительные движения ослаблены, что не раз подчеркивалось учеными-тифлологами

(В.З. Денискина, Г.В. Григорьева, Л.И. Плаксина). Многие мимические структуры

формируются на безусловно-рефлекторной основе, в то время как жестовые движения

являются

результатом

длительного

социального

научения

и

требуют

активного

зрительного контроля.

Работа по формированию неречевых средств выражения эмоций осуществляется на

занятиях детского школьного театра, на уроках чтения, а также специальных занятиях по

развитию мимики и пантомимики. За основу взяты методика и программа, составленные

В.З. Денискиной (1997 г.).

По итогам третьего года обучения был проведен зачет с последующим анализом

качества движений.

Таблица №3

Эмоция

Качество выполнение заданий

Выразительная

Маловыразительная

Амимия

Улыбка

10

0

0

Удивление

8

2

0

Боль

10

0

0

Раскаяние

6

3

1

Горе

9

1

0

Таблица №4

Жест

Качество выполнения заданий

Выразительная

Маловыразительная

Хаотично или не

знают этого

движения

1

1

2

2

3

3

4

4

«Это я»

10

0

0

«Да»

10

0

0

«Нет»

10

0

0

«До свидания»

10

0

0

«Тихо»

8

2

0

«Иди сюда»

7

3

0

«Отлично»

8

2

0

«Нельзя»

7

1

0

«Поклон»

10

0

0

Результаты, отраженные в таблицах №3 и 4 показывают, что при целенаправленной

работе с незрячими детьми можно добиться определенных результатов по формированию

неречевых средств выражения эмоций. Но дать слепым и слабовидящим детям

определенный набор жестовой речи – не самоцель. Важно, чтобы постепенно дети

усвоили, что характер мимики и жестов – это индикатор отношения к тем, с кем они

взаимодействуют, общаются в данную минуту, что от их манеры держаться в обществе

зрячих зависит, насколько правильно они будут поняты окружающими. Именно в этом

развитии может немаловажную роль сыграть детский школьный театр.

На занятиях по театру приобретение знаний детьми происходит через их

собственный опыт и самостоятельное творчество. Выполняя любое упражнение, ребенок

проделывает тот же путь, что и большой актер при работе над ролью. Особенно важен сам

процесс овладения искусством, не стоит ожидать немедленного результата. Воспитание в

детях самостоятельности, активности, инициативности, желания творить, пробовать имеет

первостепенное значение.

У

многих

детей

обнаружились

и

развились

творческие

способности:

художественные, музыкальные, поэтические. Иными словами, результаты обучения в

начальном классе показывают, что у многих детей их способности стали формироваться в

творческие

потребности.

Объединяя в себе различные виды искусства, театр создает благоприятную почву для

занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи. А при

комплексном воздействии различных видов искусства решение задач эстетического

воспитания становится более эффективным, что способствует успешному социально-

художественному развитию учащихся через художественно-творческую деятельность. Из

вышесказанного можно сделать вывод, что театральное искусство имеет огромные

возможности для социально-художественного и коммуникативного развития детей.



В раздел образования