Автор: Мирошникова Евгения Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Надежда"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: " Коррекционный час с пользой для нас"
Тема: Дидактические игры и упражнения для коррекционной работы с детьми ТНР
Раздел: дошкольное образование
Коррекционный час –одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей
дошкольного возраста с ТНР. Одной из форм взаимодействия логопеда и воспитателя по
преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ТНР, является проведение
воспитателем коррекционного часа (логопедического часа, или вечерней НОД воспитателя по
заданию логопеда). Целесообразность коррекционного часа продиктована необходимостью
закрепления или отработки нарушенных звеньев коррекции речи ребенка с ТНР. При ведущей
роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений у детей,
коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, при проведении
коррекционного часа тесно связаны с задачами логопеда. Целью коррекционного часа является
коррекция речевых нарушений через развитие речевых и неречевых психических функций.
Особые требования при подготовке к коррекционному часу Воспитатель: 1. Должен четко
представлять уровень общего и речевого развития детей и их возможности на данный период. 2.
Знать коррекционные задачи и технологии их решения. 3. Выстраивать работу на интересном
материале и в игровой форме. 4. Работать во взаимосвязи со всеми участниками единого
коррекционного процесса. 5. Вносить коррекционные занятия в план работы, помнить, что оно
должно быть многоструктурным: включать части на развитие общей, мелкой, артикуляционной
моторики, развитие психических процессов, мимики, речевого дыхания, фонетико-
фонематическое, лексико грамматическое и связной речи. 6. Материал должен быть доступным,
но и рассчитан на зону ближайшего развития ребенка. 7. Использовать разнообразный
дидактический материал, повышающий интерес у детей и способствующий их развитию. 8.
Использовать речевой материал на закрепление в других видах образовательной деятельности и в
режимных моментах. Исходя из цели определяем задачи коррекционного часа:- закрепление,
уточнение и активизация лексического материала по изучаемым лексическим темам;-закрепление
сформированных логопедом грамматических категорий;-формирование диалогической и
монологической форм связной речи;-развитие слухового внимания, слуховой памяти и
фонематического восприятия;-совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики,
отработка артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного
аппарата;-закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков,
автоматизация навыков дифференциации звуков;-работа по закреплению правильной слоговой
структуры слова и его звуконаполняемости;-закрепление навыка звуко-слогового анализа и
синтеза;-подготовка детей к письму, формирование графических навыков;-развитие ВПФ.
Принципы организации коррекционного часа: Принцип занимательности. Необходимо его
использовать с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них
желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного
результата. Принцип новизны. Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая
интерес к работе, активизируя познавательную сферу дошкольников. Принцип динамичности.
Заключается в постановке таких целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, которые
постоянно углублялись и расширялись, т.к. необоснованное дублирование занятий логопеда-одна
из причин снижения внимания и интереса детей к обучению. Принцип комплексности. Решение
любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи необходимо планировать с учетом
взаимодействия всех факторов: состояние здоровья, оказывающего влияние на
работоспособность, сложности задания, времени проведения занятий, формы проведения и
интенсивности работ. Принцип полезности. Предусматривает получение не только
положительной, но и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к
реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения). Принцип сотрудничества.
Позволяет в ходе деятельности создать атмосферу доброжелательности, эмоциональной
раскрепощенности