Напоминание

Дидактические игры и упражнения для коррекционной работы с детьми ТНР


Автор: Мирошникова Евгения Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Надежда"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: " Коррекционный час с пользой для нас"
Тема: Дидактические игры и упражнения для коррекционной работы с детьми ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционный час –одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей

дошкольного возраста с ТНР. Одной из форм взаимодействия логопеда и воспитателя по

преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ТНР, является проведение

воспитателем коррекционного часа (логопедического часа, или вечерней НОД воспитателя по

заданию логопеда). Целесообразность коррекционного часа продиктована необходимостью

закрепления или отработки нарушенных звеньев коррекции речи ребенка с ТНР. При ведущей

роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений у детей,

коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, при проведении

коррекционного часа тесно связаны с задачами логопеда. Целью коррекционного часа является

коррекция речевых нарушений через развитие речевых и неречевых психических функций.

Особые требования при подготовке к коррекционному часу Воспитатель: 1. Должен четко

представлять уровень общего и речевого развития детей и их возможности на данный период. 2.

Знать коррекционные задачи и технологии их решения. 3. Выстраивать работу на интересном

материале и в игровой форме. 4. Работать во взаимосвязи со всеми участниками единого

коррекционного процесса. 5. Вносить коррекционные занятия в план работы, помнить, что оно

должно быть многоструктурным: включать части на развитие общей, мелкой, артикуляционной

моторики, развитие психических процессов, мимики, речевого дыхания, фонетико-

фонематическое, лексико грамматическое и связной речи. 6. Материал должен быть доступным,

но и рассчитан на зону ближайшего развития ребенка. 7. Использовать разнообразный

дидактический материал, повышающий интерес у детей и способствующий их развитию. 8.

Использовать речевой материал на закрепление в других видах образовательной деятельности и в

режимных моментах. Исходя из цели определяем задачи коррекционного часа:- закрепление,

уточнение и активизация лексического материала по изучаемым лексическим темам;-закрепление

сформированных логопедом грамматических категорий;-формирование диалогической и

монологической форм связной речи;-развитие слухового внимания, слуховой памяти и

фонематического восприятия;-совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики,

отработка артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного

аппарата;-закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков,

автоматизация навыков дифференциации звуков;-работа по закреплению правильной слоговой

структуры слова и его звуконаполняемости;-закрепление навыка звуко-слогового анализа и

синтеза;-подготовка детей к письму, формирование графических навыков;-развитие ВПФ.

Принципы организации коррекционного часа: Принцип занимательности. Необходимо его

использовать с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них

желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного

результата. Принцип новизны. Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая

интерес к работе, активизируя познавательную сферу дошкольников. Принцип динамичности.

Заключается в постановке таких целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, которые

постоянно углублялись и расширялись, т.к. необоснованное дублирование занятий логопеда-одна

из причин снижения внимания и интереса детей к обучению. Принцип комплексности. Решение

любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи необходимо планировать с учетом

взаимодействия всех факторов: состояние здоровья, оказывающего влияние на

работоспособность, сложности задания, времени проведения занятий, формы проведения и

интенсивности работ. Принцип полезности. Предусматривает получение не только

положительной, но и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к

реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения). Принцип сотрудничества.

Позволяет в ходе деятельности создать атмосферу доброжелательности, эмоциональной

раскрепощенности



В раздел образования