Напоминание

Использование педагогических приемов и методов для создания ситуации успеха на уроке


Автор: Сергунина Надежда Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "ООШ с.Островное"
Населённый пункт: Чукотский автономный округ Билибинский район с.Островное
Наименование материала: статья
Тема: Использование педагогических приемов и методов для создания ситуации успеха на уроке
Раздел: среднее образование





Назад




Использование педагогических приемов и методов для создания

ситуации успеха на уроке

Фамилия, имя, отчество педагога: Сергунина Надежда Николаевна

Использование педагогических приемов и методов для создания ситуации

успеха на уроке.

Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился

охотно.

Л.Н.Толс

той

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка,

рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

В.А. Сухомлинский.

Актуальность

темы

«Педагогические

приёмы

создания

ситуации

успеха» обусловлена рядом факторов:

Низкий уровень учебной мотивации у большинства учащихся, который может

быть связан с отсутствием ощущения успеха в учёбе. Создание ситуации успеха

помогает повысить мотивацию и интерес к познанию.

Ухудшение здоровья детей. Одной из причин заболеваемости школьников

является частое пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания

неуспеха.

Применение

методов

и

приёмов,

которые

помогают

ученику

почувствовать

себя

успешным,

способствует

заботе

о

здоровье

каждого

обучающегося.

Важность работы с детьми, поведение которых осложнено. Ситуация успеха

позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. 1

Таким образом, актуальность темы связана с необходимостью применения

педагогических приёмов, которые помогают ученикам почувствовать уверенность

в собственных силах и внутреннее удовлетворение от учебной деятельности.

Новизна темы «Использование педагогических приёмов для создания ситуации

успеха» заключается в том, что

она позволяет гуманизировать процесс обучения

и воспитания

.

Переживание ребёнком ситуации успеха повышает мотивацию учения и развивает

познавательные интересы, позволяет почувствовать удовлетворение от учебной

деятельности, стимулирует к высокой результативности труда, корректирует личностные

особенности (тревожность, неуверенность, самооценку), развивает инициативность,

креативность, активность, поддерживает в группе благоприятный психологический

климат.

Также новизна темы заключается в том, что

ситуация успеха не возникает на пустом

месте

, её нужно долго и терпеливо готовить, показывая ребёнку связь между тем, что он

достиг, и тем, чего пока достичь не удалось.

Таким образом, новизна темы заключается в том, что она помогает помочь учащимся

осознать себя полноценной личностью и способствует проявлению и развитию

активности в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и самоформированию.

Для себя я определила цель: дать каждому ученику возможность пережить

радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя, добиться успеха

в учении.

Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Развитие познавательных способностей учащихся

2. Организация и управление учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся

полностью проявить свои способности

3. Создание на занятиях положительного психологического климата, без которого

невозможна ситуация успеха

4. Создание условий для творческого развития каждого учащегося

5. Обеспечить условия для сохранения здоровья учащихся, т.к. успех без здоровья

ничто

6. Формирование информационных компетентностей развитие коммуникативных

навыков у учащихся

В настоящее время многое изменилось в образовании. Много говорят о

внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического

комфорта. Ни один ребенок не приходит в школу двоечником. Он приходит

преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него

мире под названием «школа».

Только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению

появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в

овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не

переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес

учиться. Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать

детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и

собственного достоинства за свои достижения. В.А.Сухомлинский утверждал, что

методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у

ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой

радости –радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет

главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и

в дальнейшей взрослой жизни.

Используемые мною приемы, которые помогают в создании ситуации успеха

1. Прием "Следуй за нами "

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему

возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция

окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и

стимулом познания, и результатом усилий

.

2. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета

могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям

иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют

на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них

хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются

симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников –

быстрое привыкание к успеху, превращение уверенности в самоуверенность. Для

таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

3. Прием "Обмен ролями "

Обмен

ролями

дает

возможность

высветить

скрытый

до

сих

пор

потенциал

интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают

важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты "обмена

ролями", превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации

успеха.

4.«Отсроченная отметка»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок

заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при

этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть

разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о

движении вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими

отметками,

ребенку

нужно

дать

шанс!

При использовании данного приема предоставляю

учащимся возможность

улучшить результат работы на уроке ("Тот, кто хочет улучшить работу за этот

день, может остаться в классе/ подойти после уроков»)

На своих уроках я использую следующие методы создания ситуации успеха

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того,

что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием

окружающего, чертами характера. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы

дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество,

избавить

от

чувства

страха

и

вселить

уверенность

в

свои

силы.

Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем

темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению

интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Коллективный способ обучения (КСО)

Эффективной педагогической технологией является «Коллективный способ

обучения» (КСО). Аторы этой технологии Ривин А. Г. и Дьяченко В. К.

На уроках при изучении несложного материала использую методику Ривина А.Г.

«Изучение текста по абзацам».

В процессе работы каждый ребенок должен изучить

текст так, чтобы суметь рассказать изученный материал и ответить на все вопросы.

В результате вся учебная информация

последовательно проработана каждым

ребенком сначала с позиции слушателя, а затем в роли учителя. Рассмотренную

форму работы можно практиковать для изучения различных школьных предметов.

Главное в методике поабзацной проработки текста, автором которой является А. Г.

Ривин, в том, что каждый обучающийся работает над собственной полученной

темой не в одиночку, а в парах (поочередно с другими одноклассниками).

Технология «Коллективный способ обучения» предполагает совместное решение

поставленных задач и требует временного разделения класса на малые группы.

Предлагаю

обучающимся

алгоритм

действий:

обсудить

учебную

задачу,

определить способы ее решения, реализовать намеченное на практике, представить

совместно полученный результат.

Описанная форма работы эффективнее фронтальной, так как позволяет

осуществлять

дифференцированный

подход

учитывает

индивидуальные

особенности

каждого

ученика,

предоставляет

широкие

возможности

для

кооперирования

и

формирования

навыков

коллективной

познавательной

деятельности.

По теории В. К. Дьяченко, коллективный способ обучения может быть

комбинированным

иметь

различную

организационную

структуру:

индивидуальную, парную, групповую. Обучающиеся работают в динамически

меняющихся парах и по очереди выступают то в роли ученика, то учителя. Детям

очень интересна такая форма деятельности, они с удовольствием включаются в

процесс.

Коллективный способ обучения имеет свои плюсы и минусы – позволяет

обсуждать ход и результаты работы, взаимно консультировать друг друга, но также

требует серьезной организации и тщательной подготовки.

Технология наиболее эффективна и целесообразна для решения основных

дидактических задач, проведения практических и лабораторных работ, научных

практикумов.

Методика

КСО

получила

широкое

применение

на

уроках

иностранного языка при отработке навыков разговорной речи в парах, трудового

обучения

и

технологии

при

решении

конструктивно-технических

задач;

естественно-научного цикла при выполнении практических работ, гуманитарного

цикла при изучении текстов, исторических документов

Современная психологическая наука утверждает: мышление и речь тесно

взаимосвязаны, таким образом, коллективный способ обучения (КСО) является

эффективной педагогической технологией. Работа в парах сменного состава по

определенному алгоритму позволяет развивать у школьников самостоятельность,

ответственность и коммуникативные навыки.

Сочетание

репродуктивных,

проблемно

поисковых

и

творчески

воспроизводящих методов обучения.

Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания

репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов

обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса

обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её

решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы,

устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации

на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет

ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

Проектный метод .

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию

фактических

знаний,

а

на

их

применение

и

приобретение

новых,

это

самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя.

Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.

Диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно -

воспитательного процесса.

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном

коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные

достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог

подводит

учащихся,

подводя

итоги

урока,

использование

самооценки

и

взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, с

необычного начала урока. С создания психологического климата, обстановки

жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С

предвкушения необычности, способности учителя удивлять.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке.

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.

Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они

приступят к реализации поставленной задачи.

Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?

Реальная помощь в продвижении к успеху.

Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение

(Успехов! За дело! И т.д.)

Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы

Вывод

Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм

самосовершенствования, саморазвития школьника.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для

преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе

и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в

учебе – завтрашний успех в жизни!

Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха. Я

придерживаюсь определения, что Успех – это умение добиваться поставленных

целей, получая от этого удовольствие. И тогда ты воспитаешь успешного ученика!



В раздел образования