Напоминание

Методическая разработка


Автор: Данилова Валентина Виталиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Стерлитамакский филиал Уфимский Университет Науки и Технологий
Населённый пункт: Стерлитамак,Республика Башкортостан
Наименование материала: "Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы"
Тема: Методическая разработка
Раздел: высшее образование





Назад




Данилова В.В.

Методическая разработка

«Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и

литературы»

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…..…3

Глава I. Теоретические основы проектного обучения в современной

школе……………………………………………………………………..………....6

1.1.Методика организации проектной деятельности …………………………... 6

1.2.Требования, предъявляемые к учебному проекту………………………..... 10

1.3.Виды проектов ……………………………………………………………... ..14

1.4.Организация проектной деятельности учащихся …………………………..17

1.5. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом……….…..19

1.6.Представление «конечного продукта» проектной деятельности

учащихся ……………………………………………………………………….…24

Глава II. Реализация проектной деятельности на уроках литературы……..… 27

2.1.Практическое применение проектов на уроках литературы ……………... 27

2.2. Разработки проектов ………………………………………………………. .5

Заключение …………………………………………………………………….... 44

Список литературы ………………………………………………………..……. 48

2

Введение

На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования

разных программ по русскому языку и литературе акцент переносится на

воспитание подлинно свободной личности, формирование у учащихся

способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,

тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия,

эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах,

быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В настоящее время наметился поворот от знаниевой парадигмы к

личностно ориентированной, найдены такие компетенции, которые наиболее

предпочтительны в современных условиях. Достичь их формирования при

традиционных

подходах

к

построению

процесса

образования,

когда

доминирующей деятельностью учащихся является восприятие и репродукция

большого объёма информации, сложно и возможно только частично. Из

этого

противоречия

возникает

проблема

поиска

средств

и

методов

формирования у учащихся необходимых компетенций.

Перспективной для современной школы представляется проектная

деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе

социализации. В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие

требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к

поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том

числе

и

к

применению

проектов.

Данный

вид

деятельности

многофункционален в большей степени, чем другие.

Проект

пробуждает

учащегося

проявить

интеллектуальные

способности,

нравственные

и

коммуникативные

качества,

продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями,

целеполагание,

способность

к

самообразованию

и

самоорганизации.

Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в

процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В

процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска,

3

интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные

пути решения задач проекта, общаются друг с другом.

Как известно в основе метода проектов лежит развитие познавательных

навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания,

умения

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие

критического

и

творческого

мышления.

Это

путь

познания,

способ

организации процесса познания. На уроках русского языка и литературы

необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать

проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать

умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в

исследовательском,

творческом

плане

проблемы,

требующей

интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить

необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность,

познавательную и творческую активность. Применение метода проектов

позволяет осваивать новые формы методы работы и в значительной мере

способствует повышению качества знаний учащихся.

Анализ изученной литературы по теме «Проектная деятельность» ещё

раз подчеркнул необходимость широкого внедрения в образовательный

процесс

альтернативных

форм

и

способов

ведения

образовательной

деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст

учебных

заведений

методов

и

технологий

на

основе

проектной

и

исследовательской деятельности обучающихся. Актуальность данной работы

заключатся в том, что проектирование охватывает все сферы человеческой

жизни,

способствует

развитию

познавательных

навыков,

творческого

мышления, умению ориентироваться в информационном пространстве,

применять знания на практике.

Цель данной работы: изучение использования технологии проектной

деятельности

на

уроках

русского

языка

и

литературы

в

условиях

общеобразовательной школы, развитие творческого потенциала школьников.

Задачи:

4

проанализировать

научную

литературу

по

технологиям

проектной деятельности;

систематизировать методические формы и приёмы проектной

деятельности;

апробировать элементы проектной деятельности на практике;

представить полученные результаты.

Актуальность метода проектов состоит прежде всего в том, что эта

работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащиеся становятся

самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима:

ребята, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи,

самостоятельно и охотно приобретают знания, используя разные источники

информации. Школьники учатся пользоваться знаниями для решения

познавательных и практических задач; работая в творческих группах и

индивидуально,

приобретают

коммуникативные

умения;

став

исследователями, учатся выявлять проблемы, вести сбор необходимой

информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-

обобщения. В процессе работы над проектом развивается системное

мышление учеников.

Оригинальность его состоит в заложенном в его основу активном

творческом начале, за подобными инновациями будущее, так как они

пробуждают мысль, «заставляют» исследовать, искать различные пути

решения проблем, отстаивать своё мнение:

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список

литературы, приложение. В первой главе рассмотрены теоретические основы

формирования ключевых компетенций в современной школе, во второй главе

даны практические рекомендации по применению метода проектов на уроках

литературы.

5

Глава I. Теоретические основы проектного обучения в школе

1.1.

Методика организации проектной деятельности

Проект – это цепь действий или мероприятий, связанных одной целью

или задачами, направленных на определенные результаты, достигаемые

именно

благодаря

действиям

именно

этого

конкретного

проекта,

ограниченные во времени, выполняемые определенным кругом людей.[3]

Учебный

проект

это

одна

из

личностно

ориентированных

технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся,

интегрирующая

в

себе

проблемный

подход,

групповые

методы,

рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие

методики.

Метод проектов активно разрабатывается и используется в практике

преподавания русского языка. В отечественной

педагогике этот метод

принято рассматривать

либо как самостоятельный, либо как целую

технологию, включающую в себя

другие творческие методы (М.Ю.

Бухаркина,

М.В.

Моисеева,

А.Е.

Петров,

Н.Ю.

Пахомова,

С.А.

Красносельский, Л.Б. Переверзев, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, И.С. Сергеев и

др.). ФГОС уделяет особое внимание приобретению учащимися опыта

участия в проектной деятельности.

Для планирования проектной и исследовательской деятельности

учителю необходимо представлять, какое место в учебном процессе они

будут занимать и в какой форме подходить.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной

деятельности становится поиск способов решения проблемы.

Проектная

деятельность

педагогическая

технология,

ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение

и приобретение знаний путём самообразования.

Проектная работа

– способ организации учебно-познавательной

деятельности учащихся, направленной на получение результата, который

нужно представить и защитить.

6

Современные

исследования,

практика

использования

заданий

проектного типа

показывают, что этот вид работы способствует более

глубокому усвоению программного материала, планированию собственной

учебной деятельности, формированию умений и навыков практического

использования

изучаемого

предмета,

развивает

собственно

проектные

умения и навыки, которые являются необходимыми качествами личности в

современных условиях.

Однако все перечисленные широкие педагогические возможности

использования проектной деятельности на уроках русского языка получат

свою реализацию только в условиях соблюдения общедидактических

принципов обучения (сознательности, активности, самостоятельности при

руководящей

роли

учителя;

систематичности

и

последовательности;

наглядности; доступности и посильности; учета возрастных особенностей

обучаемых; научности и т.д.) и определенных требований к организации

деятельности учителя.

Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога,

подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную

мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я

знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить

девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся

самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и

учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские

навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её,

обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и

заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче

будет ориентироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую

профессию, будет жить творческой жизнью.

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод

учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ

7

организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на

решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный

подход,

групповые

методы,

рефлексивные,

презентативные,

исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект, с точки зрения учащегося, - это возможность делать

что-то интересное самостоятельно, в группе и самому, максимально

используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя,

попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать

публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на

решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в

виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ

решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное

значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект, с точки зрения учителя, - это интерактивное

дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет

вырабатывать и развивать следующие компетенции старшеклассника:

анализа

проблемного

поля,

выделение

подпроблем,

формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

целеполагания и планирования деятельности;

самоанализ

и

рефлексия

(самоанализ

успешности

и

результативности решения проблемы в рамках проекта);

презентации

(самопредъявления,

формирования

имиджа)

деятельности и ее результатов;

готовить материал для проведения презентации в наглядной

форме,

используя

для

этого

специально

подготовленный

продукт

проектирования;

поиска

необходимой

информации,

ее

систематизации

и

структуризации

(«вычленение»

и

усвоение

необходимого

знания

из

информационного поля);

8

применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе

и нестандартных ситуациях;

выбора,

освоения

и

использования

технологии

адекватной

проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

проведения

исследования

(анализу,

синтезу,

выдвижению

гипотезы, детализации и обобщению).

В работе представлена методика организации проекта, предложенная

И.В.Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов

общеобразовательных

учреждений

г.

Москвы:

1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями

по теме, интересами):

высказывание пожеланий и возможных путей разрешения сорных

вопросов;

обсуждение возникших идей;

перечисление интересующих учащихся тем проектов;

формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2.Аналитический

этап

(этап

исследовательской

работы

учащихся

и

самостоятельного получения новых знаний):

уточнение намеченной цели и задач;

поиск и сбор информации с помощью специальной литературы,

средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных

знаний и опыта учащихся;

обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями,

родителями, консультантами и т.д.);

интерпретация данных;

сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3.Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и

интеграции полученных знаний, умений, навыков):

систематизация полученных данных;

9

построение

общей

логической

системы

выводов

для

подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов,

мультимедийной презентации и т.д.);

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской

деятельности школьников):

осмысление

полученных

данных

и

способ

достижения

результата;

обсуждение и организация презентации результатов работы над

проектом.

1.2. Требования, предъявляемые к учебному проекту

Основными требованиями, которые предъявляются к учебному проекту

являются:

1.

Наличие

значимой

в

исследовательском,

творческом

плане

проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска

для ее решения.

2.

Практическая,

теоретическая,

познавательная

значимость

предполагаемых результатов.

3. Самостоятельный характер (индивидуальная, парная, групповая)

деятельности учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием

поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих

определенную последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования

(использование

в

ходе

совместного

обсуждения

метода

«мозговой атаки», «круглого стола»);

выдвижение гипотез решения поставленных задач;

обсуждение методов исследования (анализ информации, фактов,

статистические методы, экспериментальные, наблюдения и т. д.);

10

обсуждение

вариантов

оформления

конечных

результатов

(презентация, ролевая игра, книга, видеоклип, доклад, пр.);

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Критерии оценки проектных работ:

1.

самостоятельность работы над проектом;

2.

актуальность и значимость темы;

3.

полнота раскрытия темы;

4.

оригинальность решения проблемы;

5.

презентация содержания проекта;

6.

использование средств наглядности, технических средств;

7.

ответы на вопросы.

Требования к оформлению текстового варианта проектной работы

Структура

Требования к содержанию

1. Информационный раздел

1.1. Титульный лист

-Название учебного заведения (указывается в верхней части

титульного листа).

-Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).

-Область научных знаний, рассмотренных проекте.

-Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа).

-Данные о руководителе.

-Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой

имеется).

-Название населенного пункта и год написания (внизу по

центру).

1.2. Оглавление

-Наименование всех глав, разделов с указанием номеров

страниц, на которых размещается материал.

2. Описание работы

2.1. Введение

-Актуальность выбранной темы.

-Проблема.

-Цель проекта.

-Задачи, поставленные для реализации проекта.

-План (содержание) работы.

11

2.2. Описание проектной

работы и ее результаты

-Теоретическая часть

-Практическая часть (описание методов исследования, ход

исследования и его результаты)

-Назначение и применение проекта.

-Выводы

-Список использованной литературы, электронные адреса.

-Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы).

3. Рефлексия деятельности

-Оценивание степени достижения поставленных целей.

-Оценивание качества результатов.

-Приобретенные умения, знания, навыки.

Требования к презентации

Параметры оценивания

презентации ученика

Критерии оценивания

Композиция, ее монтаж

- Интригующее начало.

- Нарастание темпов событий.

- Полный калейдоскоп событий.

Содержание

- Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

Информация

- Достоверность (соответствие информации действительности,

истинность информации).

- Полнота (отражение источником информации всех

существенных сторон исследуемого вопроса).

- Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о

происхождении информации).

- Отсутствие неопределенности, неоднозначности.

- Современность источника.

- Разумная достаточность (ограничения с точки зрения

используемых источников и детализации освещаемого вопроса).

Текст

- Научность (построение всех положений, определений и выводов

на строго научной основе).

- Логичность (наличие логических связей между излагаемыми

понятиями).

- Доступность (текст должен быть понятен, значение новых

терминов должно быть разъяснено).

12

- Однозначность (единое толкование текста различными

учащимися).

- Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально

кратким и не содержать ничего лишнего).

- Завершенность (содержание каждой части текстовой

информации

логически завершено).

- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Оформление

- Заголовки привлекают внимание.

- Использование коротких слов и предложений.

- Наличие иллюстраций по заданной теме.

- Текст легко читается на фоне презентации.

- Используются анимационные эффекты.

- Все ссылки, анимационные эффекты работают.

- Использование для фона слайда тона приятного для глаз

зрителя.

- Соответствие стиля оформления презентации (графического,

звукового, анимационного) содержанию презентации.

- Использование единого стиля оформления.

- Использование не более трех цветов на одном слайде (один для

фона, второй для заголовков, третий для текста).

- Отсутствие острых углов у фигур, «рванных» и изломанных

линий.

- Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания

слайда.

- «Читаемость» шрифта.

- Расположение информации на слайде (предпочтительно

горизонтальное расположение информации; наиболее важная

информация должна располагаться в центре экрана; если на

слайде картинка, надпись должна располагаться под ней).

- Объем информации на слайде (не стоит заполнять один слайд

слишком большим объемом информации (люди могут запомнить

не более трех фактов, выводов, определений); наибольшая

эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты

13

отображаются по одному на каждом отдельном слайде).

- Объем презентации (презентация в среднем должна содержать

около 12 файлов).

Требования к буклету

1.

Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

2.

Размещены наиболее важные сведения.

3.

Краткость изложения информации.

4.

Достоверность информации.

5.

Лаконичность текста.

6.

Завершенность.

7.

Доступность текста.

8.

Наличие ссылок, сведений о происхождении информации.

9.

Разумная достаточность эффектов для привлечения внимания.

10.

Объем информации.

11.

Правильно подобранные шрифты.

12.

Использование дополнительных заголовков для легкости чтения.

13.

Наличие иллюстраций по теме.

14.

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

15.

Указание автора и руководителя проекта.

16.

Наличие названия проекта, учебного заведения, населенного пункта.

17.

Эстетичность оформления.

1.3.Виды проектов

Для рациональной организации работы следует отдавать себе отчет в

том, что проекты бывают разные. Можно выделить следующие типы проектов:

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

исследовательские:

такие проекты требуют хорошо продуманной

структуры, четко обозначенных целей, актуальности предмета исследования для

всех

участников,

социальной

значимости,

соответствующих

методов

14

исследования (в том числе экспериментальных и опытных работ) и обработки

результатов. Они полностью подчинены единой логике и имеют структуру,

приближенную

или

полностью

совпадающую

с

подлинным

научным

исследованием. Они предполагают аргументацию актуальности принятой для

исследования темы, выделение проблемы и задач исследования, а также их

методов, источников информации, выдвижение гипотез и путей решения

обозначенной проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов,

обозначение

новых

проблем

для

дальнейшего

исследования.

При

этом

используются

методы

современной

науки:

лабораторный

эксперимент,

моделирование, социологический опрос и другие;

творческие:

творческие проекты предполагают соответствующее

оформление результатов, но, как правило, не имеют детально проработанной

структуры совместной работы участников. Она лишь намечается и далее

развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим

жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам

участников

проекта.

В

данном

случае

особенно

важно

договориться

о

планируемых результатах и форме их представления. Однако оформление

результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария

видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи,

репортажа, дизайна. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения

изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы;

ролевые, игровые:

В таких проектах структура также только

намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на

себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это

могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие

социальные или деловые отношения, осложненные придуманными участниками

ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а

могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень

высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая. В

отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не

15

просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в

предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.д. Особенно

эффективны

такие

проекты

на

уроках

литературы.

Часто

это

бывает

инсценирование сказки, басни, эпизода художественного текста и т. д. Участвуя в

нем, ученики берут на себя роли литературных или исторических персонажей,

выдуманных героев. Результат проекта является открытым до самого окончания;

ознакомительно-ориентировочные

(или

информационные)

проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-

то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с данной информацией, ее

анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие

проекты так же, как исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры,

возможности систематической коррекции по ходу работы. Это составление

сборника о поэтах своего края, анализ стихов того или иного поэта. Выходом

такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете;

практико-ориентированные (прикладные).

Эти проекты отличает

четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный

на социальные интересы участников (документ, созданный на основе полученных

результатов

исследования).

Такой

проект

требует

хорошо

продуманной

структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением

функции каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении

конечного продукта. Здесь особенно важна координационная работа в плане

поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих

участников проекта или внешнего заказчика.

2.По предметно-содержательной области:

монопроект: такие проекты проводятся по одному предмету.

При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, в

монопроектах не обходится порой без применения знаний и из других

областей для решения проблемы.

16

межпредметный проект: эти проекты чаще выполняются во

внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-

три

предмета,

а

могут

быть

достаточно

объемные,

общешкольные,

планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех

участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной

координации со стороны специалистов, согласованной работы многих

творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания

3.По характеру координации проекта:

С открытой координацией (жесткий);

С закрытой координацией (гибкий)

4.По количеству участников проекта:

Личностный;

Парный;

Групповой.

1.4.Организация проектной деятельности учащихся

Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы.

Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого

этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей.

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность

обучающихся

Деятельность

учителя

Подготовительный

Определение темы и

целей проекта

Обсуждают и

выбирают тему

Предлагают тему

проекта

Выделение подтем в

теме проекта

Выбирают

подтему

Организует

совместное

обсуждение подтем

проекта

Формирование

творческих подгрупп

Объединяются в

микрогруппы,

распределяют

Организует работу

по объединению

школьников в

17

обязанности

между членами

команды

группы

Подготовка материалов

к исследовательской

работе

Учитель и учащиеся вместе работают:

разрабатывают задания, вопросы для

поисковой деятельности, подбирают

литературу

Установление способов

предоставления

результата и критериев

оценки результата и

процесса

Обсуждают и

корректируют

формы

представления

результата и

критериев

оценивания

Планирование

Определение

источников, способов

сбора и анализа

информации

Анализируют

основную

литературу,

собирают

информацию

Корректирует и

дополняет

предположения

учащихся

При групповом

проекте –

распределение

функций

Разработка проекта

Осуществление

накопления

информации путем

работы с литературой,

анкетирования,

эксперимента и т.д.

Осуществляют

поисковую

деятельность по

накоплению,

систематизации,

обобщению

информации

Консультирует,

координирует работу

учащихся

Контроль и коррекция (например, предзащита)

Оформление

результата

Оформление

результатов согласно

выбранной форме

отчета

Оформляют

результаты

согласно

выбранной форме

Консультирует,

координирует работу

учащихся

18

отчета

Представление

проекта

Представление

выполненной работы

Делают доклад о

результатах

работы

Организует

экспертизу с

приглашением

педагогов школы,

старшеклассников

Оценивание и

рефлексия

Оценка работ согласно

разработанным

критериям

Участвуют в

оценке путем

коллективного

обсуждения и

самооценок

Совместно с

экспертной группой

оценивает, выявляет

неиспользованные

возможности,

потенциал

продолжения работы

1.5. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

Деятельность учителя принципиально меняется. Его главная задача –

разработать программу действий, через которую он осуществляет управление

работой

учеников.

Его

цель

мотивировать,

организовывать,

координировать, консультировать, контролировать, т. е. осуществлять

мотивационно-рефлексивное

управление

процессом

создания

готового

продукта. Учитель должен подходить к проведению этой работы творчески,

не сдерживать инициативу учащихся, поощрять самостоятельность, избегать

прямых инструкций, учить действовать самостоятельно. При этом и учителю,

и учащемуся следует постоянно осуществлять анализ работы по проекту,

выявлять

факторы,

которые

могут

повлиять

на

успешность

или

неуспешность выполнения проекта.

Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку

деятельности,

моделируя

различные

ситуации,

трансформируя

образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель – это

консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае,

когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»; мотивирует. Высокий

уровень мотивации в деятельности залог успешной работы над проектом. Во

19

время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих

перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и

свободы самоопределения; провоцирует. Помощь учащимся при работе над

проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть

практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор

учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над

проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором

информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в

оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося,

несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы,

размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные

ситуации; наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта,

нацелено на получение им информации, которая позволит учителю

продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в

основу его действий по оценке уровня компетентностей учащихся, с другой.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе

над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными

статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности.

При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для

достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Следует признать, что каждый ученик имеет право:

не участвовать ни в одном из текущих проектов;

участвовать одновременно в нескольких проектах в разных

ролях;

в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов

работы. Но на всех этапах он: выбирает (принимает решения). Следует

помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только

фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен

закрепиться

в

сознании

ученика

как

процесс

принятия

на

себя

20

ответственности; выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь

идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с

учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию.

Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки

(реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со

взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых

позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной

инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный

потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий

свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное

дело и несущий за него ответственность); оценивает. На каждом этапе

возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой»

продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные

идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает

продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того

чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо

дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них

участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание,

недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.

д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное

педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных

причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок

усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют

личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен

неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными.

Подобная

рефлексия

позволяет

сформировать

оценку

(самооценку)

окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

Существенным моментом при организации проектной деятельности

является обучение школьников умению проектировать. Этой цели может

служить курс практических занятий по формированию умений и навыков

21

проектирования.

Например,

разработана

программа

по

проектной

деятельности «Всѐ узнаю, всѐ смогу» учителем Зотовой Н.П.

Вести занятия по данному курсу могут предметники, классные

руководители, руководители МО, психологи. Самое главное – это должны

быть

педагоги,

владеющие

приемами

групповой

работы,

имеющие

представления об индивидуальных особенностях школьников, умеющие

устанавливать доверительные партнерские отношения с детьми. При

разработке специального курса учитывалось соответствие формирования

умений и навыков сфер индивидуальности:

интеллектуальной;

мотивационной;

эмоциональной;

волевой;

сферы саморегуляции;

предметно-практической.

Особые требования предъявляются к теме проекта. Тема проекта

должна находиться в зоне ближайшего развития ученика, влиять на

социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на

мотивацию к учебе. Одна из задач, ради которых вводится проект, ˗˗

сформировать у учащихся способность к целеполаганию. Важно при этом,

чтобы тема проекта отвечала следующим требованиям:

следовала традициям научных лингвистических исследований,

содержала в себе проблему, требующую разрешения;

основывалась на знаниях, полученных с базовым образованием,

углубляя и расширяя их;

выбиралась без принуждения, была интересна ученику;

расширяла знания учащихся о мире и о самом себе;

была доступна исследователю: соответствовала его возрасту,

знаниям, способностям;

22

была посильна по объему;

реализовывала метапредметные умения и межпредметные связи.

По методике А.И.Савенкова можно выделить несколько правил выбора

темы проекта.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не

даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник

будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть

полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой

он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны

своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, –

сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка

к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к

той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете

себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило

4.

Тема

должна

быть

оригинальной

с

элементами

неожиданности,

необычности.

Оригинальность

следует

понимать

как

способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть

выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать

собственное

внимание

на

одном

объекте,

т.е.

долговременно,

целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника

ограниченна.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать

возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы

исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна

23

и та же проблема может решаться разными возрастными группами на

различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог

должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской

базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно

приводят к поверхностному решению, порождают «пустословие». Это

мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном

исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не

угас. Ведь большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных

пристрастий, их интересы ситуативны.

1.6. Представление «конечного продукта» проектной деятельности

учащихся

Важнейшей организационной задачей для учащихся является выбор

формы продукта проектной деятельности. От этого зависит, насколько

выполнение

проекта

будет

увлекательным,

защита

проекта

презентабельной и убедительной, а самоанализ – глубоким. Иными словами,

учащемуся необходимо решить, как проанализировать представленную

информацию, обобщить, выделить главное и исключить второстепенное и,

наконец, как её представить, в каком виде. К наиболее известным видам

продукта проектной деятельности на уроках русского языка можно отнести

следующие:

Web-сайт;

Анализ данных социологического опроса;

Атлас;

Бизнес-план;

Видеофильм;

Видеоклип;

24

Электронная газета;

Электронный журнал;

Законопроект;

Карта;

Коллекция;

Дизайн-макет;

Модель;

Мультимедийный продукт;

Пакет рекомендаций;

Путеводитель;

Рекламный проспект;

Серия иллюстраций;

Сказка;

Справочник;

Словарь;

Сравнительно-сопоставительный анализ;

Статья;

Сценарий;

Виртуальная экскурсия;

Сборник лингвистических сочинений;

Дневник путешествий;

Главы из несуществующего учебника;

Выставка;

плакаты для оформления кабинета;

учебное пособие;

реферат;

доклад

или

компьютерная

презентация,

выставка,

видеофильм,

радиопередача, театральное представление, школьный праздник и т.д.

25

Кроме традиционных форм проведения исследовательской и проектной

работы, целесообразно включать и другие формы: экскурсии, экспедиции,

походы, полевые практики и др.

Никакое современное исследование невозможно без обращения к

информационным технологиям. В исследовательской и проектной работе по

русскому языку это обращение происходит на этапе сбора и обработки

собранного и проанализированного материала, для создания статистических

таблиц, графиков и диаграмм, на этапе написания и редактирования текста

исследования

с

помощью

текстовых

редакторов,

при

создании

компьютерных презентаций для представления работы.

26

Глава II. Реализация проектной деятельности на уроках русского

языка

и

литературы

2.1.Практическое применение проектов на уроках русского языка и

литературы

Современный образовательный проект – это дидактическое средство

активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности,

формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода

проектов, в частности, на уроках русского языка и литературы, позволяет

учащимся формировать объективную систему представлений о своих

знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают

умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее

ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную

деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять

последовательность действий, определять последовательность действий.

Необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка

конечных и промежуточных результатов своих действий. Существенным в

этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть

реконструировать

эти

действия

таким

образом,

чтобы

результат

соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно

проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.

Без сомнения, каждый учитель-предметник найдет много проблемных

вопросов в своей области знаний, которые смогут стать предметом

исследования.

Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и

разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, в том числе и тайны

языка, узнает связь явлений, закономерностей. Научиться исследовать,

значит, научиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость

мысли, интерес к знаниям. Исследовательской деятельностью я занимаюсь

три года, в основном опиралась на журнал « Литература в школе», книгу «

27

Путь к сотворчеству» автора Г. С. Меркина, пользовалась услугами

интернета.

Ребенок чувствует себя творцом и способен в создании

конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Он создает продукт

своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник

видит, как серьезно оценивают его работу, поэтому и сам относится к ней

всерьез. К сожалению, до сих пор в школе как раз эти возможности не всегда

осознаются и используются в полной мере. Проектная деятельность требует

серьезной организации и материальной обеспеченности этого процесса -

только тогда можно ожидать хороших результатов. Проект ученика не может

выйти за пределы имеющихся у него знаний. Следовательно, надо сообщить

школьникам эти необходимые основные знания, научить таким навыкам и

приемам работы, которые были бы нужны для создания проекта. Таким

образом, проектная деятельность развивает ученика разносторонне. Она

обусловлена, в основном, двумя основными принципами: индивидуальной

заинтересованностью и социальной значимостью ее.

Метод проектов я использую и в изучении русского языка, и в изучении

литературы, так как он эффективен тем, что передает ученикам сумму тех

иных знаний и обучает приобретать их самостоятельно, пользоваться ими,

формирует внутренний план действий у учащихся, умения проектировать

ситуации, погружаться в различные проблемы (исторические, архивные,

тематические, нравственные, этимологические и прочие) и находить выход

из них, анализировать, представлять и обобщать.

На уроке очерчивается общая проблема, происходит актуализация

данной проблемы, затем учащиеся разбиваются на несколько групп по 3-5

человек, определяют в своей группе значимую в исследовательском

творческом

плане

проблему,

требующую

интегрированного

знания,

исследовательского поиска для ее решения. Затем в каждой группе

определяется практическая, теоретическая и познавательная значимость

предполагаемых результатов. Учитель инструктирует учащихся по ходу

28

работы, оказывает помощь в структурировании содержательной части

проекта.

Для самостоятельной работы учащимся даю определенный алгоритм,

например:

1.

Использование

исследовательских

методов,

предусматривающих

последовательность действий.

2.

Выдвижение гипотезы решения проблем исследований.

3.

Обсуждение способов оформления конечных результатов.

4.

Подведение итогов и оформление конечных результатов работы.

5.

Защита проектов перед другими группами и их презентация.

6.

Участие в обсуждении проектов других групп.

В

современной

методической

литературе

существует

несколько

разновидностей учебных проектов. Обучающиеся выделяют несколько видов

проектной

деятельности

на

уроках

русского

языка

и

литературы:

информационный, ролевой,

практико-ориентированный,

творческий и

исследовательский проекты.

Проекты по русскому языку и литературе

распределяются и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за

один урок. Например, «Слово о писателях», «Мои любимые писатели»,

«Сказка о глаголе», над такими проектами работа ведется в группах, в

составе

не

более

3-4

человек.

Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от

двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Почему учительница

поступила

именно

так?»

(по

произведению

В.Распутина

«Уроки

французского»).

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под

руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы с

внеклассными формами.

Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах,

так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и

29

темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное

исследование, защита которого чаще всего проводится на районных научно-

практических конференциях.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то

объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для

широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного

писателя или поэта, создание книги, описание части по русскому языку.

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или

исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка

эпизода любого произведения, сказки по русскому языку.

Практико-ориентированный проект по русскому языку и литературе

направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего

изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной

жизни?

Творческий

проект

предполагает

максимально

свободный

и

нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой

проекты

перекликаются

между

собой,

например

«Устное

народное

творчество в нашей жизни».

Приобретают мастерство исследователя мои ученики постепенно, от

простых заданий — к всё более сложным. Начинается всё уже в пятом

классе: с этого периода я включаю в урок фрагменты исследовательской

работы. Эта работа затем принимает очень разное выражение: небольшие

сочинения, выставка рисунков, уроки-спектакли, устный журнал и т.д. Затем

работа усложняется и можно провести урок, где дети защитят свои проекты.

В 5 и 6 классах проектная деятельность становится основанием будущей

исследовательской работы учащихся, поэтому очень важно сформировать

умения работать с литературой, умения составлять библиографический

30

список, чтобы избежать трудностей при составлении списка используемой

литературы. Инициатива учащегося при выборе темы ограничивается на

первых порах рамками школьного курса и моими возможностями, так как я

изначально выступаю в роли научного руководителя проекта. Избираемые

нами темы значительны, интересны и усложняются в зависимости от

возраста учащихся.

Проектная деятельность по русскому языку и литературе включает в

себя

актуальность

избранной

темы,

обозначает

задачи

проекта,

обязательное

выдвижение

гипотезы

с

последующей

её

проверкой,

обсуждение полученных результатов.

Проекты по русскому языку и литературе распределяются

и по

продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например,

«Слово о писателях», «Мои любимые писатели», «Сказка о прилагательном»,

над такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3-4

человек.

Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от

двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Почему учительница

поступила

именно

так?»

(по

произведению

В.Распутина

«Уроки

французского»).

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под

руководством

учителя.

Возможно

сочетание

классных

форм

работы

(французские мастерские, лекции) с внеклассными формами (экскурсии).

Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах,

так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в

рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от

определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное

время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится

на городских научно-практических конференциях.

31

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность

учащихся

в

течение

определенного

отрезка

времени.

Результаты

выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если

это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая –

конкретный результат, готовый к внедрению. Для многих учащихся

привлекательность данного метода обучения заключается в подлинности

опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли,

и ведут себя так же, как эти люди. Снимают ли они документальный фильм о

жизни и творчестве того или иного поэта, писателя или ученого, составляют

ли туристический путеводитель или работают с мемуарной литературой,

организуют ли презентацию с участием средств массовой информации по

поводу положительных и отрицательных моментов в развитии языка – в

любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют

место в реальном мире. В своей педагогической практике при обучении

русскому языку и литературе чаще всего используются такие виды проектов,

как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта

зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию чаще всего проекты

являются межпредметными, т.к. интегрируют знания по литературе и

русскому языку, а иногда и истории, и ИЗО.

В зависимости от объекта исследования ученические работы можно

разделить на следующие виды:

1.Работы, в которых проводится анализ текста художественного

произведения

с

целью

выявления

его

художественного

своеобразия,

особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов.

Например, способы создания образов – персонажей в рассказах И. Бунина.

2.Работы,

в

которых

разрешение

поставленной

проблемы

осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений.

Например, в 9 классе при изучении «Слова о полку Игореве» мы сравнивали

древнерусский текст и его переводы (Лихачёва, Жуковского, Заболоцкого).

32

3.Работы,

предлагающие

интеграцию

литературы

и

истории,

лингвистики. (Образ Пугачева в произведениях А.С. Пушкина, в фольклоре,

в истории.)

4.Работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи

судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение).

Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения мемуарной

литературы, критических статей создать нравственно – психологический

портрет

писателя,

отразив

своё

восприятие

его

личности

в

форме

художественно – публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы

поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью

учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для

работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения

анализировать

текст.

Учащиеся,

занимающиеся

исследовательской

деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее,

научились грамотно задавать вопросы, а главное, повысилось качество

знаний.

Что же может стать содержанием исследования по литературе? Это

может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития

определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и

традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их

литературным отображением, эволюция художественного метода мастера

слова, поиски в области формы и прочее. Сложнее обстоит дело с

исследованиями по русскому языку. Изменения в языке происходят очень

медленно, и у учащихся складывается представление о нем как явлении

застывшем, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного

исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал

должен иметь очень большой охват. Здесь возможно создание проектов,

связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами,

с лингвистическим анализом текста. Следующая трудность заключается в

33

том, что логика преподавания литературы, а особенно русского языка не дает

возможности применения метода проектов на уроке, так как львиная доля

урочного времени приходится на формирование специфических умений и

навыков, без которых не может состояться выпускник. Поэтому большая

доля работы выносится на внеурочное время, на занятия кружка.

В дальнейшем осуществляется переход от индивидуального проекта к

групповому. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях

сводятся в коллективный труд. Наиболее высокий уровень проектов

предусмотрен для старшеклассников, которые работают индивидуально.

Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам.

Они связаны с краеведением, этнографией, лингвистикой, социологией,

историей.

Проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом (1-2

раза в год по какой-то определенной теме), предполагает высокую степень

самостоятельности учащихся в выполнении проекта.

Организация

проектного

обучения

во

внеурочной

деятельности

осуществляется

в

рамках

факультативов; кружков; элективных

курсов;

курсов по выбору; свободной самостоятельной деятельности.

Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих

факторов в образовании с привлечением знаний из различных учебных

дисциплин. Выполнение лингвистических заданий воспитывает любовь к

родному

языку,

расширяет

лингвистический

кругозор

школьников

и

способствует

формированию

коммуникативных

качеств

личности,

необходимых для ее полноценного развития. Все это развивает фантазию у

ребенка, формирует его абстрактное мышление, помогает лучше осознавать

законы всех разделов русского языка, стимулирует и развивает языковую

интуицию, также помогает предвидеть орфограмму и пунктограмму.

Таким образом, если с раннего возраста детей включать в проектную

деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления,

память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения

34

и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С

возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся

неотъемлемыми чертами личности человека. Эффективность формирования

и развития творческих черт личности во многом зависит от нашей

способности организовать проектную деятельность учащихся.

Метод проектов очень

широко востребован школой, так как он

демонстрирует

высокую

эффективность,

мотивированность

обучения,

снижение

перегрузки,

повышение

творческого

потенциала

учащихся.

Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма

работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для

самореализации познавательных компетенций каждого ученика.

2.2. Разработки проектов

Проект №1

Тема: «В мире сказок».

Учебные предметы: литература.

Участники: ученики 5 класса.

Продолжительность: 2 недели.

Продукт: слайдовая презентация, иллюстрации к сказкам, издание сборника,

выставка; дизайн-макет, видеофильм, инсценировка (на выбор).

Цели: расширить представления учащихся о русских народных сказках;

пробудить интерес к устному народному творчеству; научить отличать виды

сказок, их жанровые особенности; побуждать к успешному выполнению

проблемных и поисковых заданий, научиться работать в группах.

Задачи: Выявить у обучающихся знания о сказках, научиться различать

виды и знать жанровые особенности русских народных сказок;

способствовать формированию эмоционального, осознанного восприятия

художественного текста, потребности в самостоятельном чтении

художественных произведений.

35

Тип проекта по масштабности: групповой.

Предполагаемые формы деятельности:

поиск информации

написание работы

презентация работ

создание сборника

создание слайдовой презентации

иллюстрирование сказок

Краткая аннотация проекта (учебные темы, охватывающие проект,

описание основные изучаемых теоретических положений, краткое

объяснение того, как практические занятия и самостоятельные исследование

помогут учащимся 5 класса ответить на проблемные вопросы и вопросы

учебной темы):

Данный проект разработан в рамках учебной темы «Устное народное

творчество. Сказки». В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои

представления о жанре сказка, узнают интересные факты из жизни

знаменитых писателей – сказочников, выяснят у учеников своей школы, за

что они любят сказку, проявят себя как писатели – сказочники.

Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся:

предполагает развитие образного и логического мышления при решении

поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую

деятельность, формирует навыки сравнительно-сопоставительного анализа

как способа изучения художественного произведения.

Ход работы

Этап 1. Подготовительный.

Узнать виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных),

структуру (зачин – завязка – концовка) и признаки сказок (волшебные

предметы, троекратный повтор, борьба добра со злом, сказочные слова и др.).

Сформулировать тему будущего проекта. Для этого ответить на

проблемные вопросы:

36

- Любое ли произведение можно назвать сказкой?

- Все ли сказки одинаковые?

- Может ли сказка повлиять на жизнь человека?

Этап 2. Планирование

Разделиться на группы по четыре человека.

Распределить обязанности и составить план работы: один ученик

готовит пересказ, второй – определяет вид сказки (с примерами из текста),

третий – признаки сказки (выписывает зачин, концовку, завязку, троекратные

повторы, постоянные эпитеты, героев); четвертый – рисует иллюстрации к

данной сказке.

Прочитать сказку на выбор в зависимости от поставленных целей и

задач.

Разработать критерий оценки результата проектной деятельности.

Этап 3.Критерий оценивания

1) Постановка цели, планирование путей её достижения;

2) Глубина раскрытия темы;

3) Разнообразие источников информации;

4) Соответствие требования оформления письменной части;

5) Качество изложения материала и проектного продукта.

Этап 4. Разработка проекта

Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию,

знакомятся с разными источниками (интернет, книги, устный рассказ);

Можно на этом этапе дать задание группам заполнить лист

планирования, чтоб проследить работу каждого ученика в группе для

дальнейшего оценивания.

Этап 5. Представление проекта

Каждая группа представляет результат проекта классу. Основная

задача этого этапа – представить одноклассникам результаты своей

деятельности (подготовить устное сообщение, презентацию и представить

продукт деятельности).

37

Ответить на вопросы аудитории.

Этап 6. Оценивание и рефлексия

Обсуждение результатов проекта по заранее подготовленным

критериям;

Подведение итога, оценивание.

Проект №2

Тема: «Что в имени тебе моем?»

Учебные предметы: русский язык, литература.

Участники: ученики 6 класса.

Продолжительность: 2 месяца

Продукт: Издание рукописного сборника, слайдовая презентация

Цель: Расширение познавательных интересов и развития исследовательских

умений через изучение мира имен, их истории, значения и своеобразия в

русском языке.

Задачи проекта:

Формирование умения работать с научно-популярной

литературой;

умения получать, отбирать в соответствии с целями информацию,

использовать её для достижения цели и собственного развития;

развитие коммуникативных навыков через организацию форм

совместной деятельности;

создание условий для творческой самореализации.

Тип проекта по масштабности: внутриклассный,

групповой, индивидуальный

Предполагаемые формы деятельности:

поиск информации

анкетирование одноклассников

написание работы

презентация работ

38

создание сборника

выступление с докладами перед учащимися 6-х классов

создание слайдовой презентации

Продукт: рукописный сборник «Что в имени тебе моем?», выступление на

школьной научно-практической конференции, слайдовая презентация.

Ход работы над проектом.

Исследовательская проблема, лежащая в основе проекта,

возникновение имен в русской культуре, верования и обычаи древнего

человека, связанные с именем, своеобразие древних русских имен, история

имен некоторых учащихся класса. Информационный этап включал в себя

знакомство с научно-популярной, художественной и справочной

литературой, посвященной теме проекта. Был проведен

опрос одноклассников: что обозначает твое имя, из какого языка оно

пришло, почему именно так назвали тебя родители, как появилась и что

может обозначать твоя фамилия. В целом работа заняла восемь недель.

Проект №3

Тема: Научно-исследовательский проект «Энциклопедия одного слова».

Учебные предметы: русский язык.

Участники: ученики 6 класса.

Продолжительность: 1-2 месяца

Продукт: исследовательская работа, слайдовая презентация,

Цель: создать энциклопедию слова «труд», показав, как через слово в языке

выражается жизнь народа.

Задачи проекта:

изучить различные литературные и электронные источники по

данной теме;

собрать как можно больше материала по теме «труд»;

умения получать, отбирать в соответствии с целями информацию,

использовать её для достижения цели и собственного развития;

39

развитие коммуникативных навыков через организацию форм

совместной деятельности;

создание условий для творческой самореализации.

Тип проекта по масштабности: групповой, индивидуальный

Предполагаемые формы деятельности:

поиск информации

анкетирование одноклассников

написание работы

презентация работ

создание сборника

выступление с докладами перед учащимися 6-х классов

создание слайдовой презентации

Ход работы

В работе выделены объект исследования, предмет исследования,

поставлены задачи, сформулированы цели и гипотеза исследования.

Работа велась в соответствии с основными этапами: был составлен

план, поставлены проблемы, выдвинуты гипотезы и т. д.

На этапе сбора материала ребята работали в библиотеке с каталогами,

отбирали материал из словарей и справочников разных типов, работали с

интернет-источниками. Первую часть работы завершает вывод. Вторая часть

проектной работы – практическая. В ней исследованы особенности

восприятия понятия «труд» обучающимися 5-6 классов, названы основные

методы исследования, перечислено использованное оборудование, названа

ситуация исследования и описан ход работы. Далее в проектной работе

представлены результаты анкетирования и их анализ. В «Заключении»

проекта подведены итоги исследовательской работы и намечены планы и

задачи для нового проекта. Завершает проект список литературы,

составленный в соответствии с принятыми нормами. В разделе

«Приложения» представлены диаграммы, составленные на основе

результатов анкетирования.

40

Научно-исследовательский проект «Энциклопедия одного слова»

является коллективной работой. В нем представлены все этапы,

исследовательские приемы и методы работы. Продуктом исследовательской

деятельности стала презентация. Полученный исследовательский продукт

«Энциклопедия слова ТРУД» может быть использована на уроках русского

языка в качестве мультимедийной презентации при изучении раздела

«Лексика. Этимология», на внеклассных мероприятиях и т.д.

Проект №4

Тема: Лингвистическая сказка «Сказка об имени прилагательном».

Учебные предметы: русский язык.

Участники: ученики 6 класса.

Продолжительность: 1-2 недели.

Тип проекта: информационный, исследовательский

Основополагающий вопрос:

- Что такое имя прилагательное?

Проблемный вопрос:

- Что дает для жизни знание части речи «Имя прилагательное»?

Аннотация проекта:

- Знание части речи «Имя прилагательное» дает возможность более

красочно

выразить

свои

мысли,

показать

красоту

природы,

речи,

окружающего мира, для того чтобы убедиться в этом, необходимо

исследовать и изучить часть речи.

Цель: изучение всех особенностей части речи «Имя прилагательное».

Задачи:

совершенствовать

навыки

исследовательской

деятельности;

формировать навыки работы в группах; разработать правила работы в

группах; приобретать навыки работы с информационными текстами;

закрепить и усовершенствовать навыки изучения части речи;

Продукт: презентация, создание сборника лингвистических сочинений;

Тип проекта по масштабности: групповой.

41

Этапы работы:

-формирование тем исследования;

-формирование группы для проведения исследования;

-работа в группах;

-подготовка презентации;

-защита проекта;

-коллективное обсуждение, результаты оценки.

Проект №5

Тема: Урок – проект по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Образ

Емельяна Пугачева. Историческая правда и художественный вымысел».

Учебные предметы: литература.

Участники: ученики 8 класса.

Продолжительность: 1-2 урока.

Тип проекта: проблемный, исследовательский

Цель: 1. Образовательные: способствовать формированию понятий

«историческая повесть», «художественный образ»; выявить взаимосвязь

образа Емельяна Пугачева с идеей произведения.

2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников умения

работать с различными источниками информаций; формирование умения

устанавливать причинно – следственные связи в решении проблемных задач.

3. Воспитательная – помочь ученикам определиться в нравственных

ориентирах, способствовать пониманию учениками таких нравственных

категорий, как «честь», «милость», «добро», «благородство»

Основной вопрос: Соответствует ли образ Пугачева в повести «Капитанская

дочка» Пушкина реальной исторической личности?

Цель: Узнать историческую правду и особенности художественного

вымысла, установить причины изменения образа Емельяна Пугачева.

Продукт: презентация, реферат, сравнительно-сопоставительный анализ.

Тип проекта по масштабности: групповой, индивидуальный.

42

Проект №5

Тема: Обобщение по теме «Имя существительное»

Учебный предмет: русский язык.

Участники:ученики 5-6 класса.

Продолжительность: краткосрочный (неделя).

Цель: систематизировать и углубить знания учащихся о самостоятельной

части речи «Имя существительное»

В основе данного проекта лежит:

1. развитие познавательных навыков учащихся;

2. развитие умения самостоятельно конструировать свои знания;

3. развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

4. развитие критического мышления.

Тип проекта:

информационный

Этапы проектной деятельности

1. Погружение в проект

2. Организация деятельности

3. Осуществление деятельности

4. Презентация результатов

Конечный продукт: мультимедийная газета «Имя существительное».

Тип проекта по масштабности: групповой.

В каждой группе распределяются роли:

- командир (координатор действий),

- информаторы занимаются поиском и представлением необходимой

информации,

- иллюстраторы отвечают за художественное оформление,

- техники занимаются набором текстов на компьютере, созданием

электронной презентации.

Ход проекта

1.Обобщить знания об имени существительном.

43

2. Определить, какое значение выполняет такая часть речи, как имя

существительное, в тексте, в речи.

3. Углубить и систематизировать знания об одушевленных и

неодушевленных существительных; о существительных собственных и

нарицательных; об орфограммах в конях существительных; в суффиксах и

окончаниях существительных; о существительных, которые имеют форму

только единственного ли только множественного числа.

4. Собрать иллюстративный материал из художественной литературы.

5. Разработать дидактический материал по теме.

6. Создать презентацию.

Заключение

Происходящие в современности изменения в общественной жизни

требуют развития новых способов образования, педагогических технологий,

имеющих

дело

с

индивидуальным

развитием

личности,

навыка

самостоятельного движения в информационных полях, формирования у

обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для

разрешения

возникающих

в

жизни

проблем

— профессиональной

деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится

на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей

способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,

тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия,

эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах,

быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует

широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и

способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и

технологий

на

основе

проектной

иисследовательской

деятельности обучающихся.

Проектно-исследовательская

деятельность

деятельность

по

проектированию собственного исследования, предполагающая выделение

44

целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода

исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости

исследования,

определение

необходимых

ресурсов.

Является

организационной рамкой исследования.

Учебный

проект

или

исследование

с

точки

зрения

обучающегося

это

возможность

максимального

раскрытия

своего

творческого

потенциала.

Это

деятельность,

позволит

проявить

себя

индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои

знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это

деятельность,

направленная

на

решение

интересной

проблемы,

сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда

результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы —

носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что

весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это

интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания,

которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и

навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению

подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке

задач, вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию и планированию содержательной деятельности

ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности

решения проблемы проекта);

представлению результатов своей деятельности и хода работы;

презентации в различных формах, с использованием специально

подготовленного продукта проектирования (макета, плаката,

компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации,

видео, аудио и сценических представлений и др.);

45

поиску

и

отбору

актуальной

информации

и

усвоению

необходимого знания;

практическому применению школьных знаний в различных, в

том числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию подходящей технологии

изготовления продукта проектирования;

проведению

исследования

(анализу,

синтезу,

выдвижению

гипотезы, детализации и обобщению).

В условиях современного общества проектная деятельность в полной

мере соответствует запросам образования. Но вместе с тем нужно отметить,

что проектная деятельность не должна заменять всю систему традиционных

методов, она должна быть важным её дополнением. Наряду с классно-

урочной работой, внеклассной работой проектная деятельность расширяет

знания

о

писателе,

помогает

точнее

понять

текст

художественного

произведения, а, значит, повышает качество знаний по русскому языку и

литературе.

Проектное

обучение

базируется

на

самостоятельной

активности

учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель

должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать,

сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к

руководству. Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к

делу,

позицию

учеников,

приходящих

в

класс,

чтобы

послушать

определенные темы в изложении учителя. Внимание учащихся все время

держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они

должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее

для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое.

Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить

учебную работу с исследовательской.

Подводя

итог,

можно

сказать,

что,

работая

над

проектами-

исследованиями, ребята овладевают навыками системной поисковой работы,

46

они

умеют

выдвигать

гипотезы

(иногда

спорные),

они

стараются

доказательно

отстаивать

свою

точку

зрения,

быть

логичными

и

последовательными.

47

Список литературы:

1.

Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка

в 5-9 классах: пособие для учителей. – М.: Баласс, 2010. – 96с.

2.

Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие

образовательной технологии. – М.: НИИ шк. технологий, 2004. – 122с.

3.

Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.

4.

Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926

5.

Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в

условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ

"Белый ветер", 2000. - 285с.

6.

Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности6 Дисс…

докт. Психол. Наук. - К.: 1981

7.

Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном

учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.:

АРКТИ,2003. - 110с.

8.

Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые

педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

9.

Курс лекций по педагогике и психологии: учебное пособие / Под ред.

проф. Л. И. Гриценко.- Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008с.134. .

10. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от

обязанностей всезнающего оракула//Директор школы. 1988. №3. – с. -16.

11. Как рождается проект (Из опыта внедрения методических и

организационно-педагогических нововведений в гимназии №1512 г. Москвы).

Под ред. Е.Н. Ястребцовой. – М., 1995. – 47с.

48

49



В раздел образования