Коррекционно-развивающая работа в дошкольном образовательном учреждении
Автор: Прокопенко Галина Васильевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 66 Населённый пункт: г. Томск Наименование материала: Статья Тема: Коррекционно-развивающая работа в дошкольном образовательном учреждении Раздел: дошкольное образование
«Коррекционно-развивающая работа в дошкольном образовательном учреждении»
Прокопенко Галина Васильевна, старший воспитатель МБДОУ № 66 г. Томска
Активно
развивается
инклюзивное
образование,
направленное
на
обеспечение
коррекции
нарушений
развития
у
различных
категорий
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной коррекционно-педагогической
и медико-социальной помощи в освоении программ детского сада и школы, обеспечение
родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное
обучение
предполагает
совместное
образование
детей
с
особыми
образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах
одной группы по разным образовательным маршрутам.
Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями
здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в
дошкольном
детстве
в
человеке
закладываются
навыки
общения
и
социального
взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни.
Создается
система
выявления
и
сопровождение
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, всеми специалистами дошкольного учреждения.
В результате выявления таких детей составляется индивидуальный образовательный
маршрут и индивидуальная адаптированная образовательная программа.
Программа
направлена на оказание помощи детям
с ОВЗ в освоении основной
образовательной
программы
дошкольного
образования,
реализуемой
в
дошкольной
образовательной организации, а так же ориентирована на индивидуализацию образования
и
предоставление
детям
с
ОВЗ
равных
стартовых
возможностей
для
обучения
в
образовательном учреждении.
Задачи, планируемые в программе определяются индивидуально для детей с единым
заключением городской психолого –медико- педагогической комиссией.
Предоставляется квалифицированная индивидуально-ориентированная, психолого-
медико-педагогическая помощь и поддержка с учётом особенностей его психофизического
развития и индивидуальных возможностей.
Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в
тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодействия. Коллектив педагогов:
воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор
по
физической
культуре,
педагог
дополнительного
образования
по
изодеятельности
работают по единой теме недели, где дети получают максимальное представление по всем
образовательным областям.
Построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе
усложняются
задачи
работы
и
в
каждом
виде
деятельности
навыки
не
только
закрепляются, но и усложняются, постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка.
Так
как
родители
являются
непосредственными
участниками
образовательного
процесса,
они
так
же
включены
в
воспитательно-образовательную
деятельность.
Обучение
родителей
отдельным
психолого-педагогическим
приемам,
повышающим
эффективность
взаимодействия
с
ребенком,
стимулирующим
его
активность
в
повседневной
жизни,
а
так
же
укрепляющим
его
веру
в
собственные
возможности
происходит
через рекомендации, консультации,
посещение индивидуальных занятий,
проведение
обучающих
мастер-классов,
практикумов,
что
способствует
осознанию
родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.
Для
непрерывного
образовательного
процесса
для
каждого
ребенка
с
ОВЗ
составляется индивидуальное расписание. Расписание составлено таким образом, чтобы
ребенок
в
течение
всей
недели
посетил
каждого
специалиста,
при
этом
строго
соблюдается нагрузка, не переутомляя ребенка.
В
учреждении
создаются
условия
для
реализации
индивидуальной
образовательной программы ребёнка с ОВЗ:
действует
психолого-медико-педагогический
консилиум
детского
образовательного учреждения;
созданы материально-технические условия для проведения коррекционно-
развивающей
работы:
кабинеты
узких
специалистов,
специально
оборудованные зоны и помещения в группах, уголки с развивающими
играми и пособиями;
происходит
пополнение
педагогического
процесса
современными
коррекционно–развивающими
методиками,
дидактическими
пособиями,
атрибутами и игрушками;
работает
специально
организованная
система
коррекционно–
педагогического процесса.
Дети являются полноправными участниками образовательного процесса, но дети с
ОВЗ малоактивны, не проявляют интереса к специально организованной деятельности,
поэтому
привлекать
ребенка,
давать
ему
поручения,
роли
в
сюжетно-ролевых,
театральных играх и другой деятельности.
Педагоги являются сопровождающими, беря на себя роль ведущего с последующим
выполнением действия ребенком.
Анализируя в дальнейшем
эффективность проделанной работы можно увидеть
результаты в положительной динамике развития и социализации детей с ОВЗ.