Автор: Некукаева Юлия Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №209 "Мозаика"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР дошкольного возраста посредством использования опорных символов в процессе обучения грамоте
Раздел: дошкольное образование
Система работы по формированию навыка
фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР
дошкольного возраста посредством использования
опорных символов в процессе обучения грамоте
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №209 «Мозаика», г. Нижний Новгород
Некукаева Ю.Л.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у
детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой
и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Исходя из данного определения,
следует отметить, что дети с ОНР – это особая группа детей, нуждающаяся в коррекции
фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Для того
чтобы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР максимально были сформированы
речевые навыки, а в дальнейшем сформированные навыки переросли в умения, которые дети
смогут применять полноценно уже в школьном возрасте, необходимо такое построение
коррекционных логопедических занятий, чтобы каждый ребенок овладел всеми компонентами
речевой
системы.
При
этом
следует
отметить,
что
ключевым
моментом
в
системе
коррекционной
работы
при
ОНР
является
развитие
фонематического
восприятия
и
формирование навыков фонематического анализа и синтеза, так как именно данный навык
является базовым для обучения детей в начальной школе.
Звуковой
анализ
и
синтез
должны
основываться
на
устойчивом
фонематическом
восприятии, а полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры
слов.
Известно,
что
применение
различных
символов
и
схем
повышает
эффективность
звуковой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением
знаний.
Формирование
навыков
фонематического
анализа
и
синтеза
–
это
длительный
и
сложный
процесс,
характеризующийся
определенной
терминологией
и
понятиями,
недоступными или сложно воспринимаемыми для детей с ОНР. Следовательно, дети с ОНР
дополнительно
нуждаются в
слуховой
и зрительной
опоре
при формировании
навыков
фонематического анализа и синтеза. В связи с этим возникает необходимость введения
специальных
понятий
в
самостоятельную
речь
детей
путем
применения
доступных
и
разнообразных опорных символов, помогающих
воспринимать, запоминать и применять
материал детьми.
Дети с ОНР наиболее тяжело овладевают следующими понятиями:
- звук и буква;
- гласный звук;
- согласный звук (глухие, звонкие, твердые, мягкие согласные звуки);
- позиция звука в слове (понятия «начало, середина, конец слова»);
-выделение первого и последнего, второго третьего и т. д. по счёту звука в слове.
Исходя
их
этого,
я
использую
в
своей
работе
систему
опорных
символов,
как
разработанных мной, так и общепринятых, помогающих при формировании данных понятий.
Понятие «звук» (речевой) вводится, опираясь на неречевые звуки (звуки природы,
музыкальных инструментов, звуки животных и так далее), и на дифференциацию неречевых и
речевых звуков. Введение данного понятия я подкрепляю изображением губ и рта.
Понятия
звук
и
буква
вводятся
параллельно,
и
здесь
обязательна
схема
для
их
дифференциации, в которой закрепляется правило: «Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы
пишем и видим».
Чтобы научить детей различать звуки по их качественной характеристике (гласные –
согласные, твёрдые – мягкие, звонкие – глухие согласные) мною используется наглядное
пособие «Замки для звуков», которое представляет собой изображения двух замков. Вход
красного замка всегда открыт. Там живут гласные звуки, которые свободно выходят из замка.
Так происходит и в речи: когда мы произносим гласные звуки, воздух изо рта выходит
свободно, ему ничто не мешает. Вход сине – зелёного замка закрыт решёткой. Чтобы выйти,
звуки должны преодолеть это препятствие. Так и в речи: когда мы произносим согласные
звуки, воздух, выходя изо рта, должен преодолеть преграду, которую образуют губы, зубы и
язык
Перед синей половиной замка лежит твёрдый кубик, в этой половине замка живут
«твёрдые» согласные звуки. Перед зелёной половиной замка мы видим мягкую губку, потому
что там живут «мягкие» согласные звуки. С помощью тактильных ощущений детям проще
усвоить понятия «твёрдый» и «мягкий» согласные звуки.
Синий серьёзный человечек – твёрдый согласный звук, когда мы его произносим, наши
губы сердятся. Зелёный улыбающийся человечек – мягкий согласный звук, когда мы его
произносим, уголки губ улыбаются. Также, для обозначения конкретных гласных мною
используются
следующие
зрительные
символы,
в
основе
которых
лежит
соотнесение
артикуляции соответствующего гласного звука с геометрической формой (разработано Т.А.
Ткаченко).
При
изучении
каждой
согласной
буквы,
обозначающей
твёрдый
и
мягкий
звуки,
дополнительно использую звуковые дорожки, представляющие собой чередование кружочков
синего и зелёного цвета. Дифференцированное произнесение звуков помогает детям с ОНР
развивать
слуховую
и
слухопроизносительную
дифференциацию
твёрдых
и
мягких
согласных.
В дальнейшем я обращаю внимание ребят на колокольчик, висящий над входом сине –
зелёного замка и рассказываю им, что некоторые согласные звуки, выходя их замка, звонят в
колокольчик, поэтому звучат звонко. Это «звонкие» согласные звуки. Согласные звуки,
которые в колокольчик не звонят, звучат глухо. Это «глухие» согласные звуки. Понятия
«звонкий» – «глухой» согласные мы с детьми закрепляем с помощью тактильных ощущений,
приложив ладонь к горлу. Ребята, к своему большому удивлению, чувствуют разницу в работе
голосовых связок при произнесении разных звуков.
Для формирования умения выделять первый, последний, второй, третий и последующие
звуки в слове детям с ОНР необходимо обеспечит усвоение понятия «ряда».
На примере героев сказки «Репка» мы с детьми выясняем, кто пришел тянуть репку
первым, то есть в начале (дед); кто последним, то есть в конце (мышка), кто находился между
первым и последним, они все в середине. Необходимо только помнить, что героев или игрушки
для подготовки к звуковому анализу нужно располагать и считать только слева направо (как
пишем буквы в словах).
Усвоить такие понятия как начало, середина и конец слова, а также определить место
звука в слове помогает «Звуковой поезд» (локомотив с вагонами).
Таким образом, дополнительные зрительные опорные символы постепенно приучают
детей к наблюдениям над языком, они наглядно показывают детям, что слова состоят из
звуков,
помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их
расположения. Опорные символы являются незаменимыми помощниками для детей с ОНР при
овладении такими сложными мыслительными операциями, как анализ и синтез.
Список литературы:
1) Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой,
С.Н. Шаховской — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
2) Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. -
СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
3) Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2003.