Автор: Светлана Геннадьевна Салтыкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236 им. С.В. Милашенкова
Населённый пункт: Mосква
Наименование материала: Цикл занятий
Тема: Цикл опытно-экспериментальных занятий по выращиванию лука в старшей группе детского сада
Раздел: дошкольное образование
Цикл опытно-экспериментальных занятий по выращиванию лука в старшей группе
детского сада .
Тема: "Лук – маленький исследователь"
Цель: Развитие у детей познавательной активности, исследовательских умений и
интереса к экспериментированию в процессе выращивания лука.
Задачи:
• Образовательные:
* Расширить знания детей о потребностях растений (свет, вода, тепло).
* Познакомить с понятием "эксперимент" и этапами его проведения (гипотеза,
опыт, результат, вывод).
* Учить детей фиксировать результаты наблюдений и экспериментов.
• Развивающие:
* Развивать умение выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
* Развивать навыки наблюдения, анализа, сравнения и обобщения.
* Развивать умение делать выводы на основе полученных данных.
• Воспитательные:
* Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
* Воспитывать аккуратность и ответственность при проведении экспериментов.
* Воспитывать умение работать в команде.
Форма проведения: Цикл занятий (4-5 занятий в течение 2-3 недель)
Материалы и оборудование:
• Луковицы (несколько, желательно одного сорта, но можно и разные).
• Контейнеры для посадки (пластиковые стаканчики, горшки, подносы).
• Земля для посадки.
• Вода для полива.
• Лейки или небольшие емкости для полива.
• Палочки для рыхления земли.
• Фартуки для детей.
• Перчатки (по желанию).
• Дневник наблюдений (с местом для записей, рисунков и графиков).
• Лупа (для рассматривания).
• Линейка или сантиметровая лента (для измерения).
• Разные жидкости для полива (вода, сок, сладкая вода, соленая вода - по
небольшому количеству).
• Темная ткань или коробка (для создания темноты).
• Место для посадки лука в открытый грунт (по возможности).
• Музыкальное сопровождение (спокойная музыка о природе).
Примерный план занятий:
Занятие 1: "Лук – объект для исследования"
• Цель: Вызвать интерес к луку как к объекту для изучения, познакомить с его
строением и свойствами.
• Содержание:
* Рассматривание луковицы (форма, цвет, размер, шелуха, корни).
* Использование лупы для детального изучения.
* Обсуждение: что нужно луку для жизни (как думаете?).
* Формулирование гипотез: Что будет, если лук не поливать? Что будет, если
его поставить в темноту? и т.д.
* Запись гипотез в дневник наблюдений (можно с помощью воспитателя).
* Рисунок луковицы в дневнике наблюдений.
• Акцент: Подчеркнуть, что мы будем проводить *настоящие научные
эксперименты*, чтобы проверить свои предположения.
Занятие 2: "Эксперимент №1: Свет или темнота?"
• Цель: Проверить влияние света на рост лука.
• Содержание:
* Посадка двух одинаковых луковиц в разные контейнеры.
* Один контейнер помещается в темное место (закрывается тканью или
ставится в коробку).
* Другой контейнер ставится на светлое место.
* Оба лука поливаются одинаковым количеством воды.
* Запись в дневник наблюдений: описание условий эксперимента (что делаем,
где стоит каждый лук).
* Рисунки луковиц в дневнике – до начала эксперимента.
• Важно: Акцентировать внимание на том, что все остальные условия (вода,
температура) должны быть одинаковыми, чтобы эксперимент был "чистым".
Занятие 3: "Наблюдаем и фиксируем результаты (через 3-4 дня)"
• Цель: Зафиксировать изменения в росте лука в разных условиях освещения.
• Содержание:
* Наблюдение за луком, стоящим на свету и в темноте.
* Измерение высоты ростков (если они появились) линейкой.
* Запись результатов в дневник наблюдений: описание изменений, высота
ростков (если есть).
* Сравнение с первоначальными рисунками.
* Обсуждение: Что изменилось? Какой лук растет лучше? Почему?
* Рисунки луковиц в дневнике – после нескольких дней эксперимента.
• Вопросы: Почему лук на свету растет
лучше? Что нужно растениям для роста?
Занятие 4: "Эксперимент №2: Что мы пьем?" (Вода и разные жидкости)
• Цель: Выяснить, какая жидкость лучше всего подходит для полива лука.
• Содержание:
* Посадка нескольких луковиц в разные контейнеры.
* Полив каждой луковицы разной жидкостью (вода, сок, сладкая вода, соленая
вода - по небольшому количеству).
* Запись в дневник наблюдений: какая жидкость использовалась для полива
каждого лука.
* Формулирование гипотез: Как вы думаете, какой лук вырастет лучше?
Почему?
• Важно: Объяснить, что сок и сладкая вода могут привлечь насекомых, поэтому
их нужно использовать очень осторожно.
Занятие 5: "Подводим итоги и делаем выводы"
• Цель: Обобщить результаты всех экспериментов, сделать выводы о потребностях
лука.
• Содержание:
* Наблюдение за луком, который поливали разными жидкостями.
* Сравнение результатов: какой лук вырос лучше? Почему?
* Анализ дневника наблюдений: рассматривание всех записей и рисунков.
* Формулирование выводов: Что нужно луку для роста? (свет, вода, хорошая
почва).
* Рисунок в дневнике наблюдений: лучший лук, выращенный в ходе
экспериментов.
* Обсуждение: Что нового мы узнали? Что было самым интересным?
* Посадка лучших луковиц в огород (если есть возможность).
Дополнительные идеи для экспериментов:
• Эксперимент с температурой: Поставить один лук в теплое место, а другой – в
прохладное.
• Эксперимент с почвой: Посадить лук в разную почву (песок, глина, чернозем).
• Эксперимент с луковицами разного размера: Посадить маленькую и большую
луковицу и сравнить скорость их роста.
Важные моменты:
• Акцент на *самостоятельное* выдвижение гипотез и формулирование выводов
детьми.
• Тщательная фиксация всех этапов и результатов в дневнике наблюдений.
• Создание атмосферы *научного открытия и исследования*.
• Безопасность при проведении экспериментов (особенно с разными жидкостями).
• Адаптация экспериментов под возрастные возможности детей.
Этот цикл занятий позволит детям не просто вырастить лук, но и почувствовать
себя настоящими учеными-исследователями!
Удачи!