Напоминание

Цикл опытно-экспериментальных занятий по выращиванию лука в старшей группе детского сада


Автор: Светлана Геннадьевна Салтыкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236 им. С.В. Милашенкова
Населённый пункт: Mосква
Наименование материала: Цикл занятий
Тема: Цикл опытно-экспериментальных занятий по выращиванию лука в старшей группе детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




Цикл опытно-экспериментальных занятий по выращиванию лука в старшей группе

детского сада .

Тема: "Лук – маленький исследователь"

Цель: Развитие у детей познавательной активности, исследовательских умений и

интереса к экспериментированию в процессе выращивания лука.

Задачи:

• Образовательные:

* Расширить знания детей о потребностях растений (свет, вода, тепло).

* Познакомить с понятием "эксперимент" и этапами его проведения (гипотеза,

опыт, результат, вывод).

* Учить детей фиксировать результаты наблюдений и экспериментов.

• Развивающие:

* Развивать умение выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.

* Развивать навыки наблюдения, анализа, сравнения и обобщения.

* Развивать умение делать выводы на основе полученных данных.

• Воспитательные:

* Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

* Воспитывать аккуратность и ответственность при проведении экспериментов.

* Воспитывать умение работать в команде.

Форма проведения: Цикл занятий (4-5 занятий в течение 2-3 недель)

Материалы и оборудование:

• Луковицы (несколько, желательно одного сорта, но можно и разные).

• Контейнеры для посадки (пластиковые стаканчики, горшки, подносы).

• Земля для посадки.

• Вода для полива.

• Лейки или небольшие емкости для полива.

• Палочки для рыхления земли.

• Фартуки для детей.

• Перчатки (по желанию).

• Дневник наблюдений (с местом для записей, рисунков и графиков).

• Лупа (для рассматривания).

• Линейка или сантиметровая лента (для измерения).

• Разные жидкости для полива (вода, сок, сладкая вода, соленая вода - по

небольшому количеству).

• Темная ткань или коробка (для создания темноты).

• Место для посадки лука в открытый грунт (по возможности).

• Музыкальное сопровождение (спокойная музыка о природе).

Примерный план занятий:

Занятие 1: "Лук – объект для исследования"

• Цель: Вызвать интерес к луку как к объекту для изучения, познакомить с его

строением и свойствами.

• Содержание:

* Рассматривание луковицы (форма, цвет, размер, шелуха, корни).

* Использование лупы для детального изучения.

* Обсуждение: что нужно луку для жизни (как думаете?).

* Формулирование гипотез: Что будет, если лук не поливать? Что будет, если

его поставить в темноту? и т.д.

* Запись гипотез в дневник наблюдений (можно с помощью воспитателя).

* Рисунок луковицы в дневнике наблюдений.

• Акцент: Подчеркнуть, что мы будем проводить *настоящие научные

эксперименты*, чтобы проверить свои предположения.

Занятие 2: "Эксперимент №1: Свет или темнота?"

• Цель: Проверить влияние света на рост лука.

• Содержание:

* Посадка двух одинаковых луковиц в разные контейнеры.

* Один контейнер помещается в темное место (закрывается тканью или

ставится в коробку).

* Другой контейнер ставится на светлое место.

* Оба лука поливаются одинаковым количеством воды.

* Запись в дневник наблюдений: описание условий эксперимента (что делаем,

где стоит каждый лук).

* Рисунки луковиц в дневнике – до начала эксперимента.

• Важно: Акцентировать внимание на том, что все остальные условия (вода,

температура) должны быть одинаковыми, чтобы эксперимент был "чистым".

Занятие 3: "Наблюдаем и фиксируем результаты (через 3-4 дня)"

• Цель: Зафиксировать изменения в росте лука в разных условиях освещения.

• Содержание:

* Наблюдение за луком, стоящим на свету и в темноте.

* Измерение высоты ростков (если они появились) линейкой.

* Запись результатов в дневник наблюдений: описание изменений, высота

ростков (если есть).

* Сравнение с первоначальными рисунками.

* Обсуждение: Что изменилось? Какой лук растет лучше? Почему?

* Рисунки луковиц в дневнике – после нескольких дней эксперимента.

• Вопросы: Почему лук на свету растет

лучше? Что нужно растениям для роста?

Занятие 4: "Эксперимент №2: Что мы пьем?" (Вода и разные жидкости)

• Цель: Выяснить, какая жидкость лучше всего подходит для полива лука.

• Содержание:

* Посадка нескольких луковиц в разные контейнеры.

* Полив каждой луковицы разной жидкостью (вода, сок, сладкая вода, соленая

вода - по небольшому количеству).

* Запись в дневник наблюдений: какая жидкость использовалась для полива

каждого лука.

* Формулирование гипотез: Как вы думаете, какой лук вырастет лучше?

Почему?

• Важно: Объяснить, что сок и сладкая вода могут привлечь насекомых, поэтому

их нужно использовать очень осторожно.

Занятие 5: "Подводим итоги и делаем выводы"

• Цель: Обобщить результаты всех экспериментов, сделать выводы о потребностях

лука.

• Содержание:

* Наблюдение за луком, который поливали разными жидкостями.

* Сравнение результатов: какой лук вырос лучше? Почему?

* Анализ дневника наблюдений: рассматривание всех записей и рисунков.

* Формулирование выводов: Что нужно луку для роста? (свет, вода, хорошая

почва).

* Рисунок в дневнике наблюдений: лучший лук, выращенный в ходе

экспериментов.

* Обсуждение: Что нового мы узнали? Что было самым интересным?

* Посадка лучших луковиц в огород (если есть возможность).

Дополнительные идеи для экспериментов:

• Эксперимент с температурой: Поставить один лук в теплое место, а другой – в

прохладное.

• Эксперимент с почвой: Посадить лук в разную почву (песок, глина, чернозем).

• Эксперимент с луковицами разного размера: Посадить маленькую и большую

луковицу и сравнить скорость их роста.

Важные моменты:

• Акцент на *самостоятельное* выдвижение гипотез и формулирование выводов

детьми.

• Тщательная фиксация всех этапов и результатов в дневнике наблюдений.

• Создание атмосферы *научного открытия и исследования*.

• Безопасность при проведении экспериментов (особенно с разными жидкостями).

• Адаптация экспериментов под возрастные возможности детей.

Этот цикл занятий позволит детям не просто вырастить лук, но и почувствовать

себя настоящими учеными-исследователями!

Удачи!



В раздел образования