Напоминание

"Игры и игровые упражнения учителя-логопеда на занятиях по обучению грамоте с детьми с ТНР"


Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Тихорецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры и игровые упражнения учителя-логопеда на занятиях по обучению грамоте с детьми с ТНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «ЛАСТОЧКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Тема

«Игры и игровые упражнения учителя-логопеда

на занятиях по обучению грамоте с детьми с ТНР»

Учитель- логопед Выхрыстюк Г.С.

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое, очень важное

место в образовательном процессе и развитии детской речи вцелом. Чтобы

сделать этот процесс более продуктивным и интересным, я использую в

своей коррекционно- развивающей работе с детьми с ТНР различные

дидактические игры и игровые упражнения, которые хочу представить

вашему вниманию.

На начальном этапе при развитии умения различения неречевых звуков я

использую такие игры, одной из которой является Игра «Узнай по звуку».

Игра «Узнай по звуку»

На стол выкладываются различные предметы и игрушки, которыми можно

производить характерные звуки: (деревянная ложка, погремушка, молоток,

различные музыкальные инструменты и т.д) Затем 1 ребенок выходит и за

ширмой и издает звук тем или иным предметом, а остальные должны

отгадать какой предмет издавал звук.

Игра «Шумовые коробочки»

Направлена она на развитие неречевого слуха, развитие слуховой памяти,

умение дифференцировать звуки.

Детям предлагается шумовые коробочки (яйца из- под киндер сюрприза) с

различными наполнителями, издающими разные звуки:

спички, монеты,

мука, стеклянные камешки, соль, крупа и т.д.

Вариант 1. Найди пару по звуку

Для начала знакомим детей со всеми шумовыми коробочками. Вместе

исследуем звучание каждой из них. Обращаем внимание детей на то, что все

коробочки звучат по-разному. После того как дети познакомятся со

звучанием каждой из шумовых коробочек, можно начинать развивающую

игру - позвинеть одной из коробочек и предложить детям найти коробочку с

точно таким же звуком, то есть найти пару по звуку.

Вариант 2. Составление рядов

Нужно расставить шумовые коробочки в ряды. Сначала предлагается найти

самый громкий, затем самый тихий шум и определить средний. Число

коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и

интереса детей.

Игра «Составь поезд»

Цель игры: дифференциация различных звуков (в зависимости от изучаемых

звуков) и развитие фонематического слуха.

Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Играть

может несколько человек. Первая карточка- электровоз с нужной буквой. А

последующие вагончики должны быть с картинками на заданный звук. Все

карточки у ведущего, который показывает картинки и раздает их. Дети

составляют поезд в соответствии с имеющимся звуком и буквой на их поезде.

Игра «Буквоежка»

Цель: определение места звука в слове.

Правила игры: детям говорится, что у букв есть страшный враг – Буквоежка .

Он питается буквами во всех словах:

в начале- Логопед говорит: …тул, .каф…,

в конце слова: замо.., абрико…,

в середне слова ф.уткы, и т.д. Детям нужно определить, какого звука нет в

слове и подобрать соответствующую букву.

Игра «Весёлая рыбалка»

1 вариант игры.

Цель: Упражнять детей в нахождении заданного звука в слове.

Для игры необходима удочка с магнитом, рыбки с буквами и

прикрепленными к ним металлическими скрепками, обруч. Опуская удочку ,

где плавают несколько рыбок , ребенок ловит любую понравившуюся ему

рыбку называет букву на ней и придумывает слово с этим звуком.

2 вариант игры.

Цель: Упражнять детей в нахождении заданного звука , и определении

первого и последнего звука в словах.

Оборудование: рыбки с буквами, 2 обруча, 2 ведерка, удочки.

Педагог называет слово, а ребенок определяет и называет первый звук в нем

и достает из водоема слева соответствующую рыбку с буквой и кладет в одно

ведерко. Затем называет последний звук в этом слове и достает из водоема

справа соответствующую букву и кладет ее в другое ведерко.

Игра «Пальчиковый бассейн»

Которая заключается в том, что педагог заранее прячет в емкость с горохом

буквы. Ребенок помещает туда руки и пытается тактильно нащупать букву.

Достает ее и придумывает на эту букву слово.

Игра «Прочитай слово по первым буквам»

Цель: упражнять в определении первого звука в слове, закрепить умение

составлять слова из выделенных звуков, читать слова.

Перед ребенком картинки в файлах, фломастер. Педагог и просит назвать

первый звук в каждом из слов, написать соответствующую букву под

картинкой и затем прочитать получившееся слово.

Игра «Волшебные мешочки»

Цель: Развитие навыков звукового анализа синтеза слов.

Оборудование

для

игры:

мешочки

по

количеству

детей,

буквы.

Педагог заранее кладет в мешочки именно те буквы, из которых можно

составить слово. Ребенок открывает мешочек, достает буквы и называет их,

а затем составляет слово. Можно предложить потом ребенку придумать

предложение с получившимся словом.

Игра «Первый и последний звук в слове»

Целью игры является отработка навыков выделения первого и последнего

звука в слове.

Перед ребенком карточки с картинками, справа от которых находится

верхний и нижний квадратик. Ребенок должен выделить первый и последний

звук в слове, найти соответствующую букву. В верхний квадратик положить

букву, обозначающую начальный звук в слове, а в нижний квадрат – букву,

обозначающую конечный звук в слове.

Все данные игры вызывают радостное настроение, дают ребятам много

эмоционально ярких впечатлений.

Так же отмечается положительная

динамика в развитии фонематического слуха, развитии звуко- буквенного

анализа и синтеза, расширении словарного запаса, мелкой и общей моторики,

эмоциональной сферы детей.

Спасибо за внимание!



В раздел образования