Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Тихорецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры и игровые упражнения учителя-логопеда на занятиях по обучению грамоте с детьми с ТНР"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «ЛАСТОЧКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Тема
«Игры и игровые упражнения учителя-логопеда
на занятиях по обучению грамоте с детьми с ТНР»
Учитель- логопед Выхрыстюк Г.С.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое, очень важное
место в образовательном процессе и развитии детской речи вцелом. Чтобы
сделать этот процесс более продуктивным и интересным, я использую в
своей коррекционно- развивающей работе с детьми с ТНР различные
дидактические игры и игровые упражнения, которые хочу представить
вашему вниманию.
На начальном этапе при развитии умения различения неречевых звуков я
использую такие игры, одной из которой является Игра «Узнай по звуку».
Игра «Узнай по звуку»
На стол выкладываются различные предметы и игрушки, которыми можно
производить характерные звуки: (деревянная ложка, погремушка, молоток,
различные музыкальные инструменты и т.д) Затем 1 ребенок выходит и за
ширмой и издает звук тем или иным предметом, а остальные должны
отгадать какой предмет издавал звук.
Игра «Шумовые коробочки»
Направлена она на развитие неречевого слуха, развитие слуховой памяти,
умение дифференцировать звуки.
Детям предлагается шумовые коробочки (яйца из- под киндер сюрприза) с
различными наполнителями, издающими разные звуки:
спички, монеты,
мука, стеклянные камешки, соль, крупа и т.д.
Вариант 1. Найди пару по звуку
Для начала знакомим детей со всеми шумовыми коробочками. Вместе
исследуем звучание каждой из них. Обращаем внимание детей на то, что все
коробочки звучат по-разному. После того как дети познакомятся со
звучанием каждой из шумовых коробочек, можно начинать развивающую
игру - позвинеть одной из коробочек и предложить детям найти коробочку с
точно таким же звуком, то есть найти пару по звуку.
Вариант 2. Составление рядов
Нужно расставить шумовые коробочки в ряды. Сначала предлагается найти
самый громкий, затем самый тихий шум и определить средний. Число
коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и
интереса детей.
Игра «Составь поезд»
Цель игры: дифференциация различных звуков (в зависимости от изучаемых
звуков) и развитие фонематического слуха.
Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Играть
может несколько человек. Первая карточка- электровоз с нужной буквой. А
последующие вагончики должны быть с картинками на заданный звук. Все
карточки у ведущего, который показывает картинки и раздает их. Дети
составляют поезд в соответствии с имеющимся звуком и буквой на их поезде.
Игра «Буквоежка»
Цель: определение места звука в слове.
Правила игры: детям говорится, что у букв есть страшный враг – Буквоежка .
Он питается буквами во всех словах:
в начале- Логопед говорит: …тул, .каф…,
в конце слова: замо.., абрико…,
в середне слова ф.уткы, и т.д. Детям нужно определить, какого звука нет в
слове и подобрать соответствующую букву.
Игра «Весёлая рыбалка»
1 вариант игры.
Цель: Упражнять детей в нахождении заданного звука в слове.
Для игры необходима удочка с магнитом, рыбки с буквами и
прикрепленными к ним металлическими скрепками, обруч. Опуская удочку ,
где плавают несколько рыбок , ребенок ловит любую понравившуюся ему
рыбку называет букву на ней и придумывает слово с этим звуком.
2 вариант игры.
Цель: Упражнять детей в нахождении заданного звука , и определении
первого и последнего звука в словах.
Оборудование: рыбки с буквами, 2 обруча, 2 ведерка, удочки.
Педагог называет слово, а ребенок определяет и называет первый звук в нем
и достает из водоема слева соответствующую рыбку с буквой и кладет в одно
ведерко. Затем называет последний звук в этом слове и достает из водоема
справа соответствующую букву и кладет ее в другое ведерко.
Игра «Пальчиковый бассейн»
Которая заключается в том, что педагог заранее прячет в емкость с горохом
буквы. Ребенок помещает туда руки и пытается тактильно нащупать букву.
Достает ее и придумывает на эту букву слово.
Игра «Прочитай слово по первым буквам»
Цель: упражнять в определении первого звука в слове, закрепить умение
составлять слова из выделенных звуков, читать слова.
Перед ребенком картинки в файлах, фломастер. Педагог и просит назвать
первый звук в каждом из слов, написать соответствующую букву под
картинкой и затем прочитать получившееся слово.
Игра «Волшебные мешочки»
Цель: Развитие навыков звукового анализа синтеза слов.
Оборудование
для
игры:
мешочки
по
количеству
детей,
буквы.
Педагог заранее кладет в мешочки именно те буквы, из которых можно
составить слово. Ребенок открывает мешочек, достает буквы и называет их,
а затем составляет слово. Можно предложить потом ребенку придумать
предложение с получившимся словом.
Игра «Первый и последний звук в слове»
Целью игры является отработка навыков выделения первого и последнего
звука в слове.
Перед ребенком карточки с картинками, справа от которых находится
верхний и нижний квадратик. Ребенок должен выделить первый и последний
звук в слове, найти соответствующую букву. В верхний квадратик положить
букву, обозначающую начальный звук в слове, а в нижний квадрат – букву,
обозначающую конечный звук в слове.
Все данные игры вызывают радостное настроение, дают ребятам много
эмоционально ярких впечатлений.
Так же отмечается положительная
динамика в развитии фонематического слуха, развитии звуко- буквенного
анализа и синтеза, расширении словарного запаса, мелкой и общей моторики,
эмоциональной сферы детей.
Спасибо за внимание!