Напоминание

Калейдоскоп профессий сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации


Автор: Елистратова Ольга Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Менделеевская СОШ
Населённый пункт: рп. Менделеево
Наименование материала: статья
Тема: Калейдоскоп профессий сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации
Раздел: среднее образование





Назад




Калейдоскоп профессий

сценарий проведения внеклассного мероприятия

по профессиональной ориентации

Внеклассное мероприятие по профориентации

"Калейдоскоп профессий" 8 класс

"Проблема самоопределения есть, прежде всего,

проблема определения своего образа жизни"

С.Л. Рубинштейн

Цель: обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном

мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и

самостоятельному выбору профессий.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания учащихся о профессиях;

- познакомить с новыми современными профессиями;

- формировать интерес к профессиям;

Развивающие:

-развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес,

самостоятельность; культуру речи;

- развивать коммуникативные способности при работе в группах;

- развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;

- активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных

профессий;

- воспитывать уважение к своим товарищам.

Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из

настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив миг,

мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только

вперед. Перед вами миллионы дорог и от того, куда вы пойдете, какой путь выберете,

зависит ваша жизнь.

Это значит, что настало время подумать о своей будущей профессии. Вы должны

определить свой дальнейший путь во «взрослую жизнь», выбрать профессию, которая

принесет вам не только материальную независимость, карьерный рост, но и радость

созидания, моральное удовлетворение.

Выбор профессии одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений.

Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто

определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти

любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.

Сегодня мы с вами поговорим о различных профессиях.

Что же обозначает слово “профессия”? (Ответы детей).

Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия – это род

трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся

обычно источником существования.

А какие профессии вы знаете? (Ответы детей. Как правило, ребята называют и профессии

и должности). Очень хорошо, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих

ответах перемешали профессии, специальности и должности.

Что

же

такое

должность?

Опять

обратимся

к

словарю.

Должность

служебное

положение, место в каком-либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности.

Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя.

Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они

занимают, оставаясь по профессии так же учителями.

1.Конкурс “Профессия или должность?” Для участия в конкурсе приглашаются два

учащихся. На листочках бумаги напечатаны различные профессии и должности. Каждому

игроку даётся одинаковый набор листочков с надписями. Необходимо как можно быстрее

разложить их по двум столбикам: “профессия” и “должность”. Можно прикреплять на

магнитную

доску.

Предлагаются

примерно

такие

варианты:

врач,

педагог,

директор,

строитель, завуч, повар, заведующая, продавец, бригадир, металлург и т. д. (Победитель

получает жетон).

При выборе профессии очень важное значение имеют ваши склонности и способности

Склонности

Это интерес к определенному занятию, когда привлекает не только результат, но и сам

процесс деятельности. Кому-то нравится разбираться в технике, кого-то интересует мир

природы, а кто-то с увлечением рисует или поёт. Для краткости будем называть этот шаг

«ЧТО Я ХОЧУ»

Способности

Особенности человека, которые помогают ему успешно учиться и работать в той или иной

области. Например математические, музыкальные способности и многие другие. Кратко

назовем их «ЧТО Я МОГУ»

Рынок труда

Собрать информацию о том, какие специалисты наиболее востребованы сегодня на рынке

труда.

Третий шаг кратко назовем «НАДО»

- Сейчас вам предстоит вспомнить классификацию профессий по Е.А.Климову.

Я буду зачитывать определения, а вы должны найти соответствующий определению тип

профессий. Тип профессии указывает на то, чем человеку приходится иметь дело в

процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

Этот тип включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой

и

наладкой

технических

устройство,

эксплуатацией

технических

средств,

ремонтом

техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-

образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и

сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости. (человек-техника)

Этот

тип

предполагает

профессии,

связанные

с

созданием,

проектированием,

моделированием

художественных

произведений,

с

воспроизведением,

изготовлением

различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется

высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

(человек -художественный образ)

Предметом профессий этого типа является другие люди. Профессиям этого типа

предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать

и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на

других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

(человек –человек)

Данный

тип

включает

профессии,

связанные

с

изучением

живой

и

неживой

природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний

растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей

наблюдательности,

способности

ориентироваться

в

условиях

непредсказуемости

и

отсроченности

результатов,

менять

цели

в

зависимости

от

условий,

выносливости

и

терпеливости к недостатку комфорта. (человек-природа)

- Дайте своё определение типу профессий «человек-знаковая система».

(Этот тип объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и

таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого

типа

требуют

от

человека

способности

к

отвлеченному

мышлению,

оперированию

числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.)

2. Конкурс “Кто я?” Условия конкурса. Заранее на листах бумаги (в рост человека)

рисуют образ человека той или иной профессии (бухгалтер, учитель, продавец и др.),

оставляя отверстие для лица. Играющий подходит к месту с обратной стороны и, глядя в

отверстие,

определяет,

какую

профессию

он

представляет,

по

наводящим

вопросам,

например:

В каких условиях работает этот человек?

Какова цель труда этой профессии?

Какое образование нужно получить, чтобы работать в этой профессии? и т.д. (Время для

выполнения задания 5 мин)

3. Конкурс Профессии - синонимы

Врач-лекарь, доктор

Портной- швея

Педагог-учитель

Сторож-охранник

Летчик – пилот

Шофер – водитель

Повар-кулинар

Уборщица – техничка

Арбитр - судья

Адвокат – защитник

Рудокоп – шахтер

Экскурсовод – гид

Парикмахер – цирюльник

Дрессировщик-укротитель

Фокусник – иллюзионист

Голкипер – вратарь

Торговец – продавец

Каскадер - трюкач

4. Конкурс . “Кто потерял эту вещь?” Для участия в конкурсе приглашаются двое

учащихся. На столе разложены различные вещи и инструменты. Участникам предлагается

по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на его

взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает. Побеждает тот, кто последним

назовёт профессию. На стол можно положить эл. лампочку (электрик), ручку с красной

пастой (учитель), поварешку (повар), расчёску (парикмахер), катушку ниток с иголкой

(швея, портной) и др. (Победитель получает жетон).

5. Конкурс “Художественный салон”. Пяти ребятам предлагается взять конверты с

вложенными в них названиями профессий. Необходимо прочитать задание и на листке

бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители

сразу

отгадывают,

то

“художник”

получает

жетон.

Можно

предложить

профессии:

художник,

певец

или

музыкант,

фотограф,

кондитер,

программист,

врач,

водитель,

продавец, парикмахер, пчеловод и др.

6. Конкурс “Актёры” Приглашаются желающие из зала и показывают пантомиму.

Необходимо

название

показываемой

профессии

сказать

тихонько

педагогу,

и

так

её

изобразить,

чтобы

зрители

отгадали.

Если

зрители

сразу

отгадали

задуманную

профессию, то “актёр” получает жетон.

7. Конкурс . Закончите предложения в стихотворении.

Трактор водит …(тракторист),

Электричку …(машинист),

Стены выкрасил …(маляр),

Доску выстругал …(столяр),

В доме свет провел …(электрик),

В шахте трудится …(шахтер),

В жаркой кузнице …(кузнец),

Кто все знает …(молодец)!

8.Конкурс. "Музыкальный брейн - ринг"

Подберите и исполните отрывки песен о профессиях.

Прозвучали отрывки из песен:

- "Стюардесса по имени Жанна...";

- "Не кочегары мы, не плотники...";

- "Бухгалтер, милый мой бухгалтер...";

- "Люди в белых халатах..."

- "А в небе горит, горит, горит звезда рыбака..."

- "Ты морячка, я моряк..."

- "Офицеры, офицеры - ваше сердце под прицелом...";

- "Ты тракторист полей, а я доярочка...";

- "Я люблю тебя Дима, ...мой единственный пилот...";

- "...слева поворот осторожно шофер...";

- "Три танкиста, три веселых друга...";

- "Кондуктор нажми на тормоза...";

- "Паромщик...";

- "Жил был художник один...";

- "В пути шофер дальнобойщик...";

- "У тебя же мама педагог, у тебя же папа пианист, какой ты ...танкист?";

- "Учительница первая моя...";

- "Выходил на поля молодой агроном...";

- "Там где камни... и снега мели, там совсем недавно геологи прошли..."

- и т.д.

9. Загадки

1. Топором, рубанком

Выстругал он планки,

Сделал подоконники

Без сучка – задоринки. (Плотник).

2. Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук. (Сапожник).

3. Кладёт кирпич за кирпичом,

Растёт этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днём,

Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).

4. На работе день-деньской

Управляет он рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (Крановщик)

5. Кто по рельсам – по путям

Поезда приводит к нам? (Машинист).

6.Любит он цветы сажать,

Их растить и поливать. (Цветовод).

10. Конкурс «ПРОФЕССИИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ

- Угадайте профессии известных людей.

Притча

«В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни

людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек,

который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но

он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо.

Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил

мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он

сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец

ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец

снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос,

старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…»

Рефлексия

- Вам предстоит подвести итог урока: что узнали нового на уроке, как работали ваши

товарищи – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока

целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность

выбранных форм работы.

- По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку урока

высказав своё мнение одним предложением. Я начну: «Мне понравилась работа на

уроке…» (перечисляю Ф.И.учащихся).

- Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за

работу на уроке!

Рекомендации по выбору профессии:

- изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и

специалисты необходимы в регионе, где проживает человек, выбирающий профессию;

- изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты

характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень

притязаний и т.д.);

- выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию;

- подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой,

определить формулу профессии, уточнить содержание и условия труда и требования,

предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и

перспективы профессионального роста;

- реализовать возможность практической апробации своих сил в выбранной профессии

(профессиональное обучение в учебно-производственном комбинате, занятия в

кружках по интересам и т.д.)

- сравнить полученные знания о профессии со своими проф.возможностями,

посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить

квалифицированную проф.консультацию;

- при отсутствии указанного соответствия изучить запасной вариант

профессионального выбора.

- выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в

реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.

Используемая литература:

Ерёменко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс.- Волгоград: Изд.

«Панорама», 2006.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.:Просвещение,1985.

Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие

профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Профориентационная работа в школе: метод.пособие/ Е.В.Гурова, О.А. Голерова. – М.:

Просвещение, 2007.

Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб.пособие для ст.кл. сред.шк. –М.:

Просвещение, 1991.

Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс) :

Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под

науч. Ред. Л.А. Обуховой. –М.: Вако, 2005.



В раздел образования