Автор: Елистратова Ольга Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Менделеевская СОШ
Населённый пункт: рп. Менделеево
Наименование материала: статья
Тема: Калейдоскоп профессий сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации
Раздел: среднее образование
Калейдоскоп профессий
сценарий проведения внеклассного мероприятия
по профессиональной ориентации
Внеклассное мероприятие по профориентации
"Калейдоскоп профессий" 8 класс
"Проблема самоопределения есть, прежде всего,
проблема определения своего образа жизни"
С.Л. Рубинштейн
Цель: обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном
мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и
самостоятельному выбору профессий.
Задачи:
•
Образовательные:
- расширить знания учащихся о профессиях;
- познакомить с новыми современными профессиями;
- формировать интерес к профессиям;
•
Развивающие:
-развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес,
самостоятельность; культуру речи;
- развивать коммуникативные способности при работе в группах;
- развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;
- активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности;
•
Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных
профессий;
- воспитывать уважение к своим товарищам.
Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из
настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив миг,
мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только
вперед. Перед вами миллионы дорог и от того, куда вы пойдете, какой путь выберете,
зависит ваша жизнь.
Это значит, что настало время подумать о своей будущей профессии. Вы должны
определить свой дальнейший путь во «взрослую жизнь», выбрать профессию, которая
принесет вам не только материальную независимость, карьерный рост, но и радость
созидания, моральное удовлетворение.
Выбор профессии одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений.
Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто
определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.
Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти
любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.
Сегодня мы с вами поговорим о различных профессиях.
Что же обозначает слово “профессия”? (Ответы детей).
Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия – это род
трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся
обычно источником существования.
А какие профессии вы знаете? (Ответы детей. Как правило, ребята называют и профессии
и должности). Очень хорошо, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих
ответах перемешали профессии, специальности и должности.
Что
же
такое
должность?
Опять
обратимся
к
словарю.
Должность
–
служебное
положение, место в каком-либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности.
Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя.
Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они
занимают, оставаясь по профессии так же учителями.
1.Конкурс “Профессия или должность?” Для участия в конкурсе приглашаются два
учащихся. На листочках бумаги напечатаны различные профессии и должности. Каждому
игроку даётся одинаковый набор листочков с надписями. Необходимо как можно быстрее
разложить их по двум столбикам: “профессия” и “должность”. Можно прикреплять на
магнитную
доску.
Предлагаются
примерно
такие
варианты:
врач,
педагог,
директор,
строитель, завуч, повар, заведующая, продавец, бригадир, металлург и т. д. (Победитель
получает жетон).
При выборе профессии очень важное значение имеют ваши склонности и способности
Склонности
Это интерес к определенному занятию, когда привлекает не только результат, но и сам
процесс деятельности. Кому-то нравится разбираться в технике, кого-то интересует мир
природы, а кто-то с увлечением рисует или поёт. Для краткости будем называть этот шаг
«ЧТО Я ХОЧУ»
Способности
Особенности человека, которые помогают ему успешно учиться и работать в той или иной
области. Например математические, музыкальные способности и многие другие. Кратко
назовем их «ЧТО Я МОГУ»
Рынок труда
Собрать информацию о том, какие специалисты наиболее востребованы сегодня на рынке
труда.
Третий шаг кратко назовем «НАДО»
- Сейчас вам предстоит вспомнить классификацию профессий по Е.А.Климову.
Я буду зачитывать определения, а вы должны найти соответствующий определению тип
профессий. Тип профессии указывает на то, чем человеку приходится иметь дело в
процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.
Этот тип включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой
и
наладкой
технических
устройство,
эксплуатацией
технических
средств,
ремонтом
техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-
образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и
сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости. (человек-техника)
•
Этот
тип
предполагает
профессии,
связанные
с
созданием,
проектированием,
моделированием
художественных
произведений,
с
воспроизведением,
изготовлением
различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется
высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
(человек -художественный образ)
•
Предметом профессий этого типа является другие люди. Профессиям этого типа
предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать
и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на
других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
(человек –человек)
•
Данный
тип
включает
профессии,
связанные
с
изучением
живой
и
неживой
природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний
растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей
наблюдательности,
способности
ориентироваться
в
условиях
непредсказуемости
и
отсроченности
результатов,
менять
цели
в
зависимости
от
условий,
выносливости
и
терпеливости к недостатку комфорта. (человек-природа)
- Дайте своё определение типу профессий «человек-знаковая система».
(Этот тип объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и
таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого
типа
требуют
от
человека
способности
к
отвлеченному
мышлению,
оперированию
числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.)
2. Конкурс “Кто я?” Условия конкурса. Заранее на листах бумаги (в рост человека)
рисуют образ человека той или иной профессии (бухгалтер, учитель, продавец и др.),
оставляя отверстие для лица. Играющий подходит к месту с обратной стороны и, глядя в
отверстие,
определяет,
какую
профессию
он
представляет,
по
наводящим
вопросам,
например:
В каких условиях работает этот человек?
Какова цель труда этой профессии?
Какое образование нужно получить, чтобы работать в этой профессии? и т.д. (Время для
выполнения задания 5 мин)
3. Конкурс Профессии - синонимы
Врач-лекарь, доктор
Портной- швея
Педагог-учитель
Сторож-охранник
Летчик – пилот
Шофер – водитель
Повар-кулинар
Уборщица – техничка
Арбитр - судья
Адвокат – защитник
Рудокоп – шахтер
Экскурсовод – гид
Парикмахер – цирюльник
Дрессировщик-укротитель
Фокусник – иллюзионист
Голкипер – вратарь
Торговец – продавец
Каскадер - трюкач
4. Конкурс . “Кто потерял эту вещь?” Для участия в конкурсе приглашаются двое
учащихся. На столе разложены различные вещи и инструменты. Участникам предлагается
по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на его
взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает. Побеждает тот, кто последним
назовёт профессию. На стол можно положить эл. лампочку (электрик), ручку с красной
пастой (учитель), поварешку (повар), расчёску (парикмахер), катушку ниток с иголкой
(швея, портной) и др. (Победитель получает жетон).
5. Конкурс “Художественный салон”. Пяти ребятам предлагается взять конверты с
вложенными в них названиями профессий. Необходимо прочитать задание и на листке
бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители
сразу
отгадывают,
то
“художник”
получает
жетон.
Можно
предложить
профессии:
художник,
певец
или
музыкант,
фотограф,
кондитер,
программист,
врач,
водитель,
продавец, парикмахер, пчеловод и др.
6. Конкурс “Актёры” Приглашаются желающие из зала и показывают пантомиму.
Необходимо
название
показываемой
профессии
сказать
тихонько
педагогу,
и
так
её
изобразить,
чтобы
зрители
отгадали.
Если
зрители
сразу
отгадали
задуманную
профессию, то “актёр” получает жетон.
7. Конкурс . Закончите предложения в стихотворении.
Трактор водит …(тракторист),
Электричку …(машинист),
Стены выкрасил …(маляр),
Доску выстругал …(столяр),
В доме свет провел …(электрик),
В шахте трудится …(шахтер),
В жаркой кузнице …(кузнец),
Кто все знает …(молодец)!
8.Конкурс. "Музыкальный брейн - ринг"
Подберите и исполните отрывки песен о профессиях.
Прозвучали отрывки из песен:
- "Стюардесса по имени Жанна...";
- "Не кочегары мы, не плотники...";
- "Бухгалтер, милый мой бухгалтер...";
- "Люди в белых халатах..."
- "А в небе горит, горит, горит звезда рыбака..."
- "Ты морячка, я моряк..."
- "Офицеры, офицеры - ваше сердце под прицелом...";
- "Ты тракторист полей, а я доярочка...";
- "Я люблю тебя Дима, ...мой единственный пилот...";
- "...слева поворот осторожно шофер...";
- "Три танкиста, три веселых друга...";
- "Кондуктор нажми на тормоза...";
- "Паромщик...";
- "Жил был художник один...";
- "В пути шофер дальнобойщик...";
- "У тебя же мама педагог, у тебя же папа пианист, какой ты ...танкист?";
- "Учительница первая моя...";
- "Выходил на поля молодой агроном...";
- "Там где камни... и снега мели, там совсем недавно геологи прошли..."
- и т.д.
9. Загадки
1. Топором, рубанком
Выстругал он планки,
Сделал подоконники
Без сучка – задоринки. (Плотник).
2. Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (Сапожник).
3. Кладёт кирпич за кирпичом,
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём,
Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).
4. На работе день-деньской
Управляет он рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
5. Кто по рельсам – по путям
Поезда приводит к нам? (Машинист).
6.Любит он цветы сажать,
Их растить и поливать. (Цветовод).
10. Конкурс «ПРОФЕССИИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ
- Угадайте профессии известных людей.
Притча
«В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни
людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек,
который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но
он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо.
Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил
мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он
сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец
ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец
снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос,
старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…»
Рефлексия
- Вам предстоит подвести итог урока: что узнали нового на уроке, как работали ваши
товарищи – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока
целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность
выбранных форм работы.
- По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку урока
высказав своё мнение одним предложением. Я начну: «Мне понравилась работа на
уроке…» (перечисляю Ф.И.учащихся).
- Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за
работу на уроке!
Рекомендации по выбору профессии:
- изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и
специалисты необходимы в регионе, где проживает человек, выбирающий профессию;
- изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты
характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень
притязаний и т.д.);
- выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию;
- подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой,
определить формулу профессии, уточнить содержание и условия труда и требования,
предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и
перспективы профессионального роста;
- реализовать возможность практической апробации своих сил в выбранной профессии
(профессиональное обучение в учебно-производственном комбинате, занятия в
кружках по интересам и т.д.)
- сравнить полученные знания о профессии со своими проф.возможностями,
посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить
квалифицированную проф.консультацию;
- при отсутствии указанного соответствия изучить запасной вариант
профессионального выбора.
- выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в
реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.
Используемая литература:
Ерёменко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс.- Волгоград: Изд.
«Панорама», 2006.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.:Просвещение,1985.
Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие
профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Профориентационная работа в школе: метод.пособие/ Е.В.Гурова, О.А. Голерова. – М.:
Просвещение, 2007.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб.пособие для ст.кл. сред.шк. –М.:
Просвещение, 1991.
Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс) :
Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под
науч. Ред. Л.А. Обуховой. –М.: Вако, 2005.