Автор: Батарев Роман Николаевич
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в учебной группе
Раздел: полное образование
Батарев Роман Николаевич,
Воспитатель учебного курса
Санкт-Петербургского суворовского
военного училища
Рекомендации по формированию благоприятного
социально-психологического климата в учебной группе
Учебный коллектив – это мощный инструмент воспитания. Создание
благоприятного социально-психологического климата во взводе является
важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически
здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую
ценность для современного общества.
В понятии социально-психологического климата выделяются три
климатические зоны:
Социальный климат, определяется тем, насколько в данном коллективе
осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно
соблюдение всех прав и обязанностей суворовцев.
Моральный климат, определяется тем, какие моральные ценности в
данном коллективе являются принятыми.
Психологический климат, это те неофициальные отношения, которые
складываются между воспитанниками, находящимися в непосредственном
контакте друг с другом.
Благоприятный психологический климат в коллективе прежде всего
проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях суворовцев
к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении
к
образовательному
процессу,
в
доброжелательных
отношениях
со
сверстниками и взрослыми. Нездоровый психологический климат тормозит
развитие коллектива и личности в нем, так как связан с преобладанием
отрицательных эмоций.
Для того, чтобы изучить социально- педагогический климат в учебной
группе,
педагоги
и
воспитатели
должны
знать
характеристики
благоприятного социально-психологического климата.
В учебной группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон
взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения
строятся
на
принципах
сотрудничества,
взаимной
помощи,
доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе
проводить личное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка,
критика высказывается с добрыми пожеланиями.
В учебной группе существуют нормы справедливого и уважительного
отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся,
выступают в их защиту, помогают новичкам.
В учебной группе высоко ценят такие черты личности, как
ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
Члены учебной группы активны, полны энергии, они быстро
откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются
высоких показателей в учебе и досуговой (творческой) деятельности.
Успехи или неудачи отдельных суворовцев вызывают сопереживание и
искреннее участие всех членов коллектива.
В отношениях между группировками внутри учебной группы
существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Для изучения и формирования социально-психологического климата
в группе используются различные психолого-педагогические приемы:
- определение неформальной структуры взвода, выявление лидера и его
роли в группе;
- коррекция формальной и неформальной структуры группы (например,
посредством смены командира отделения);
- определение уровня сплоченности класса и его психологической
атмосферы;
- применение игр, направленных на сплочение коллектива;
- определение причин конфликтов в классе и применение социально-
психологических способов их конструктивного разрешения;
- изучение индивидуальных особенностей суворовцев;
- развитие коммуникативных навыков;
- определение влияния личности педагогов и воспитателя группы,
их педагогических стилей на взаимодействие с суворовцами;
- социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе
(проведение
социально-психологических
тренингов
и
психологических
консультаций).
Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок
в учебной группе, можно использовать такие методы:
- Наблюдение за детьми. При наблюдении за воспитанником нетрудно
уловить признаки смущения, неловкости — он говорит тихим голосом,
избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду,
держит руки во рту и др.
- Частые опоздания могут свидетельствовать о том, что он избегает
находиться во взводе. Немало полезной информации об эмоциональном
состоянии
воспитанников
дают
наблюдения
над
позой,
которую
он
принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время
общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время
слушания свидетельствует о том, что человек не доверяет говорящему.
Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности.
- Беседы с родителями (законными представителями). Воспитателю стоит
выяснить, что он рассказывает о своем взводе. Часто ли он жалуется
на недомогания. Как воспитанник готовит уроки на самостоятельной
подготовке: делает это самостоятельно или с помощью товарищей.
- Анкетирование учащихся. Можно попросить суворовцев ответить
на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не
станут известны другим воспитанникам.
- Социометрическое исследование помогает изучить взаимоотношения
в коллективе и определить лидеров в классе и ребят с низким социальным
статусом (отверженных, изолированных), а также проследить динамику
развития.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания
социально-психологического климата в группе являются:
•
умение
находить
общие
интересы,
которые
объединили
бы
воспитанников учебной группы и на их основе организовывать общие дела;
•
формировать традиции учебной группы, участвовать в общеучилищных
традиционных делах;
•
если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе;
•
создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий,
стремление к эмоциональному включению в жизнь учебной группы и
учебного курса каждого суворовца;
•
создавать
условия
для
повышения
комфортности
самочувствия
воспитанников в училище и сохранения стабильно - положительных
отношений между учителями, воспитателями и воспитанниками;
•
развивать коммуникативную культуру, навыки общения
и сотрудничества.
Создание благоприятного социально-психологического климата в
учебной группе зависит от психологической компетентности воспитателя и
от активной позиции учителей и командования по отношению к детям и
учебной группе.
Учебная группа, конечно же, становится коллективом не сразу. Она
превращается в него по мере того, как накапливается опыт совместной
деятельности, создаётся и растет актив, складываются положительные
традиции,
растут
и
крепнут
товарищеские
связи,
устанавливаются
правильные взаимоотношения. Коллектив - это когда придумали вместе,
сделали - вместе, испытывали волнения и восторги, переживания и слезы -
вместе, пошли дальше - вместе.
И, конечно же, вместе с родителями воспитанников. Старый школьный
афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их
родителями». И говоря о формировании благоприятного психологического
климата
в
классном
коллективе,
хочется
напомнить
о
правилах
профессионального такта в работе с родителями учащихся.
В беседе с родителями воспитанников учитываем:
1.
Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как
идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит
содержание предстоящей беседы. Если воспитатель узнает, что в семье горе
или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах
суворовской жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это
можно сказать при следующей встрече.
2.
Начинаем разговор о ребенке обязательно с хорошего. Стараемся
увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого
«трудного» воспитанника. Только такое начало беседы может обеспечить ее
продуктивный характер и положительный результат. Иметь в виду, что поток
исключительно негативной информации о ребенке естественно вызывает у
родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на училище.
3.
Терпеливо выслушиваем родителей. Особое внимание обращаем на то
положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно
воспитателям. Ни в коем случае не прерываем рассказ родителей репликами
типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего
сына». Помним, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать
своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители
не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.
4.
Далее корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций можно
сказать о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере
и поведении.
5.
С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их
семейно-бытовых условий высказать свои соображения и педагогические
рекомендации по развитию воспитанника, преодолению негативных сторон
его личности.
6.
Беседа завершается терапевтическим моментом: не забудьте вежливо
попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры
следующей встречи, если она прогнозируема.
Морально-психологический климат – это преобладающий в группе или
коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов,
проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности.
Морально-психологический климат коллектива является существенным
фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю
систему социальных отношений, на образ жизни суворовцев, на их
повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и
личностной
самореализации.
От
состояния
морально-психологического
климата зависит эффективность групповой деятельности.
Коллектив и руководство, нацеленные на решение задач обучения,
достижение
поставленных
целей,
рост
эффективности
обучения
и
плодотворную работу должны стремиться к созданию благоприятного
морально-психологического климата, так как именно такой морально-
психологический климат является одним из главных условий в достижении
указанных целей.
Здоровый психологический климат — один из решающих факторов
успешной жизнедеятельности человека во всех сферах общественных
отношений,
важнейшее
условие
совершенствования
образа
жизни
и
формирования личности.
Положительный морально-психологический климат не является
продуктом спонтанного развития группы, не может быть достигнут сам
собой. Это награда за упорный, целенаправленный и длительный труд всего
коллектива,
результат
хорошо
спланированной
и
организованной
деятельности, а это:
- деятельность самих членов коллектива, направленная на создание
наиболее благоприятного морально-психологического климата;
- деятельность воспитателей коллектива. От выбора стиля руководства
зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но
также морально-психологический климат в коллективе и взаимоотношения
между подчиненными и руководителем.
- внедрение социально-психологических разработок, в частности,
методов диагностики и регулирования морально-психологического климата
коллектива.
Таким образом, любому воспитателю важно знать пути формирования
морально-психологического климата и механизмы сплочения коллектива.
Желаем вам, уважаемые воспитатели, наравне с увлеченностью своими
профессиональными приемами, не забывать о психологическом климате в
учебных группах для того, чтобы в итоге получить желаемый результат.