Напоминание

Рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в учебной группе


Автор: Батарев Роман Николаевич
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в учебной группе
Раздел: полное образование





Назад




Батарев Роман Николаевич,

Воспитатель учебного курса

Санкт-Петербургского суворовского

военного училища

Рекомендации по формированию благоприятного

социально-психологического климата в учебной группе

Учебный коллектив – это мощный инструмент воспитания. Создание

благоприятного социально-психологического климата во взводе является

важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически

здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую

ценность для современного общества.

В понятии социально-психологического климата выделяются три

климатические зоны:

Социальный климат, определяется тем, насколько в данном коллективе

осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно

соблюдение всех прав и обязанностей суворовцев.

Моральный климат, определяется тем, какие моральные ценности в

данном коллективе являются принятыми.

Психологический климат, это те неофициальные отношения, которые

складываются между воспитанниками, находящимися в непосредственном

контакте друг с другом.

Благоприятный психологический климат в коллективе прежде всего

проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях суворовцев

к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении

к

образовательному

процессу,

в

доброжелательных

отношениях

со

сверстниками и взрослыми. Нездоровый психологический климат тормозит

развитие коллектива и личности в нем, так как связан с преобладанием

отрицательных эмоций.

Для того, чтобы изучить социально- педагогический климат в учебной

группе,

педагоги

и

воспитатели

должны

знать

характеристики

благоприятного социально-психологического климата.

В учебной группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон

взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения

строятся

на

принципах

сотрудничества,

взаимной

помощи,

доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе

проводить личное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка,

критика высказывается с добрыми пожеланиями.

В учебной группе существуют нормы справедливого и уважительного

отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся,

выступают в их защиту, помогают новичкам.

В учебной группе высоко ценят такие черты личности, как

ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

Члены учебной группы активны, полны энергии, они быстро

откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются

высоких показателей в учебе и досуговой (творческой) деятельности.

Успехи или неудачи отдельных суворовцев вызывают сопереживание и

искреннее участие всех членов коллектива.

В отношениях между группировками внутри учебной группы

существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Для изучения и формирования социально-психологического климата

в группе используются различные психолого-педагогические приемы:

- определение неформальной структуры взвода, выявление лидера и его

роли в группе;

- коррекция формальной и неформальной структуры группы (например,

посредством смены командира отделения);

- определение уровня сплоченности класса и его психологической

атмосферы;

- применение игр, направленных на сплочение коллектива;

- определение причин конфликтов в классе и применение социально-

психологических способов их конструктивного разрешения;

- изучение индивидуальных особенностей суворовцев;

- развитие коммуникативных навыков;

- определение влияния личности педагогов и воспитателя группы,

их педагогических стилей на взаимодействие с суворовцами;

- социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе

(проведение

социально-психологических

тренингов

и

психологических

консультаций).

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок

в учебной группе, можно использовать такие методы:

- Наблюдение за детьми. При наблюдении за воспитанником нетрудно

уловить признаки смущения, неловкости — он говорит тихим голосом,

избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду,

держит руки во рту и др.

- Частые опоздания могут свидетельствовать о том, что он избегает

находиться во взводе. Немало полезной информации об эмоциональном

состоянии

воспитанников

дают

наблюдения

над

позой,

которую

он

принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время

общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время

слушания свидетельствует о том, что человек не доверяет говорящему.

Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности.

- Беседы с родителями (законными представителями). Воспитателю стоит

выяснить, что он рассказывает о своем взводе. Часто ли он жалуется

на недомогания. Как воспитанник готовит уроки на самостоятельной

подготовке: делает это самостоятельно или с помощью товарищей.

- Анкетирование учащихся. Можно попросить суворовцев ответить

на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не

станут известны другим воспитанникам.

- Социометрическое исследование помогает изучить взаимоотношения

в коллективе и определить лидеров в классе и ребят с низким социальным

статусом (отверженных, изолированных), а также проследить динамику

развития.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания

социально-психологического климата в группе являются:

умение

находить

общие

интересы,

которые

объединили

бы

воспитанников учебной группы и на их основе организовывать общие дела;

формировать традиции учебной группы, участвовать в общеучилищных

традиционных делах;

если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе;

создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий,

стремление к эмоциональному включению в жизнь учебной группы и

учебного курса каждого суворовца;

создавать

условия

для

повышения

комфортности

самочувствия

воспитанников в училище и сохранения стабильно - положительных

отношений между учителями, воспитателями и воспитанниками;

развивать коммуникативную культуру, навыки общения

и сотрудничества.

Создание благоприятного социально-психологического климата в

учебной группе зависит от психологической компетентности воспитателя и

от активной позиции учителей и командования по отношению к детям и

учебной группе.

Учебная группа, конечно же, становится коллективом не сразу. Она

превращается в него по мере того, как накапливается опыт совместной

деятельности, создаётся и растет актив, складываются положительные

традиции,

растут

и

крепнут

товарищеские

связи,

устанавливаются

правильные взаимоотношения. Коллектив - это когда придумали вместе,

сделали - вместе, испытывали волнения и восторги, переживания и слезы -

вместе, пошли дальше - вместе.

И, конечно же, вместе с родителями воспитанников. Старый школьный

афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их

родителями». И говоря о формировании благоприятного психологического

климата

в

классном

коллективе,

хочется

напомнить

о

правилах

профессионального такта в работе с родителями учащихся.

В беседе с родителями воспитанников учитываем:

1.

Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как

идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит

содержание предстоящей беседы. Если воспитатель узнает, что в семье горе

или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах

суворовской жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это

можно сказать при следующей встрече.

2.

Начинаем разговор о ребенке обязательно с хорошего. Стараемся

увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого

«трудного» воспитанника. Только такое начало беседы может обеспечить ее

продуктивный характер и положительный результат. Иметь в виду, что поток

исключительно негативной информации о ребенке естественно вызывает у

родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на училище.

3.

Терпеливо выслушиваем родителей. Особое внимание обращаем на то

положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно

воспитателям. Ни в коем случае не прерываем рассказ родителей репликами

типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего

сына». Помним, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать

своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители

не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.

4.

Далее корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций можно

сказать о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере

и поведении.

5.

С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их

семейно-бытовых условий высказать свои соображения и педагогические

рекомендации по развитию воспитанника, преодолению негативных сторон

его личности.

6.

Беседа завершается терапевтическим моментом: не забудьте вежливо

попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры

следующей встречи, если она прогнозируема.

Морально-психологический климат – это преобладающий в группе или

коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов,

проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности.

Морально-психологический климат коллектива является существенным

фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю

систему социальных отношений, на образ жизни суворовцев, на их

повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и

личностной

самореализации.

От

состояния

морально-психологического

климата зависит эффективность групповой деятельности.

Коллектив и руководство, нацеленные на решение задач обучения,

достижение

поставленных

целей,

рост

эффективности

обучения

и

плодотворную работу должны стремиться к созданию благоприятного

морально-психологического климата, так как именно такой морально-

психологический климат является одним из главных условий в достижении

указанных целей.

Здоровый психологический климат — один из решающих факторов

успешной жизнедеятельности человека во всех сферах общественных

отношений,

важнейшее

условие

совершенствования

образа

жизни

и

формирования личности.

Положительный морально-психологический климат не является

продуктом спонтанного развития группы, не может быть достигнут сам

собой. Это награда за упорный, целенаправленный и длительный труд всего

коллектива,

результат

хорошо

спланированной

и

организованной

деятельности, а это:

- деятельность самих членов коллектива, направленная на создание

наиболее благоприятного морально-психологического климата;

- деятельность воспитателей коллектива. От выбора стиля руководства

зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но

также морально-психологический климат в коллективе и взаимоотношения

между подчиненными и руководителем.

- внедрение социально-психологических разработок, в частности,

методов диагностики и регулирования морально-психологического климата

коллектива.

Таким образом, любому воспитателю важно знать пути формирования

морально-психологического климата и механизмы сплочения коллектива.

Желаем вам, уважаемые воспитатели, наравне с увлеченностью своими

профессиональными приемами, не забывать о психологическом климате в

учебных группах для того, чтобы в итоге получить желаемый результат.



В раздел образования