Консультация для родителей, тема: "Человек и природа"
Автор: Алексеева Анжелика Ивановна Должность: воспитатель высшей категории Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР детский сад №38 "Калинка" Населённый пункт: Обнинск, Калужская обл. Наименование материала: конспект Тема: Консультация для родителей, тема: "Человек и природа" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад №38 «Калинка»
Консультация для родителей,
тема: «Человек и природа».
Подготовила: воспитатель высшей категории
Алексеева Анжелика Ивановна
2013 г.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань
этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши
дни,
когда
угроза
экологического
кризиса,
а
может
быть,
и
катастрофа
нависла
над
человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека
стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас
дома – Земли.
Экологическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста,
с
нашей
точки
зрения,
предполагает:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное
развитие)
развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы,
восхититься ею, желания сохранить ее)
участие
детей
в
посильной
для
них
деятельности
по
уходу
за
растениями
и
животными, по охране и защите природы.
Экологическое
воспитание
дошкольников
следует
рассматривать,
прежде
всего,
как
нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру
природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления
жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе
являются следующие:
понимание
необходимость
бережного
и
заботливого
отношения
к
природе,
основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической
деятельности и в быту;
проявление
активного
отношения
к
объектам
природы
(действенной
заботы,
умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное,
чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе
есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред
человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас
Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные
особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная
отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в
жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль
как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное
отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом
нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о
животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению
умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными,
зимующими птицами и т.д. кроме того,умение сопереживать, сочувствовать постепенно
вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему
живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более
сильной
стороны
и
поэтому
должны
ей
покровительствовать,
должны
ее
беречь
и
заботиться о ней,
а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им
соответствующую
нравственную
оценку
и
по
мере
своих
сил
и
возможностей
противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей
к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание
сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием
системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых
существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
понимание
взаимосвязи
между
живыми
существами
и
средой
их
обитания,
приспособленности растений и животных к условиям существования;
осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной
системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение
любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время
каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать
одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения
к
природе
–
необходимо
включать
их
в
посильную
для
их
возраста
практическую
деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой
природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей
(радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок,
выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и
сопереживания.
Активное
гуманное
отношение
к
природе
поддерживается
и
укрепляется
и
при
формировании
у
детей
осознания
эстетической
ценности
объектов
природы,
их
непреходящей
и
неувядающей
красоты,
вот
почему
воспитание
эстетических
чувств
является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя
любовь к природе.
Но
ни
одно
лишь
постоянное
общение
с
природой
способно
пробудить
и
развить
эстетическое
к
ней
отношение.
Необходимо
обращать
внимание
детей
на
красоту
природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от
этого
удовольствие
и
замечая
красоту
жизни,
осознавать,
что
красота
никак
не
определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво).
Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть
прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо
чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и
субъективный характер.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,
и
каждый
из
нас
в
отдельности
в
ответе
за
Землю,
и
каждый
может
сохранять
и
приумножать ее красоту.