Автор: Батарев Роман Николаевич
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая поддержка и мотивация воспитанников в наставничестве
Раздел: полное образование
Батарев Роман Николаевич,
воспитатель учебного курса
Санкт-Петербургского суворовского военного училища
Педагогическая поддержка и мотивация воспитанников в
наставничестве
Великий педагог Ушинский К.Д. в свое время писал:
«Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он в
действительности со всеми его слабостями и со всеми его духовными
требованиями. Воспитатель должен знать человека в семье, в обществе,
среди народа и наедине со своей совестью и в радости, и в горе, в величии и
унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре
смерти. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самих
высоких деяний…историю развития всякой страсти. Только тогда он будет в
состоянии черпать в самой природе человеческой средства воспитательного
влияния, - а средства эти громадны».
Руководствуясь данным высказыванием, мы определяем задачи
современного воспитателя – наставника воспитанников во всех сферах
деятельности.
Преломляя их через требования психологической науки,
следует рассматривать эти задачи в трех плоскостях:
Первое. Способности, возможности и интересы наставника.
Второе. Душевный потенциал воспитанника.
Третье. Взаимоотношения наставника и воспитанника и
эффективность положительного влияния первого на второго.
Однозначно следует отметить, что современная постановка вопроса о
наставничестве
требует
определенной
теоретической
подготовки
воспитателей, привлекаемых к этой деятельности. Основы психологии и
педагогики воспитателю вполне можно изучить самостоятельно. Есть еще
момент, зависящий от личности наставника - это его склонность и желание к
участию в этом важном деле. Мы хотим, чтобы наставничество над
воспитанниками
осуществлялось
с
максимальной
пользой
и
эффективностью, поэтому бездушного человека привлекать к исполнению
обязанностей наставника нельзя.
Говоря об изучении личности воспитанника, можно рекомендовать
наставникам целый ряд способов и прежде всего изучение его: от просто
принадлежности
к
человеческому
роду,
сочетанию
психологических
особенностей до описания глубинных причин поведения личности развития
его сознания и деятельности.
Первичные сведения о воспитаннике мы получаем из личного дела.
Здесь
наиболее
эффективен
метод
независимых
характеристик.
Он
заключается в том, что, сравнивая характеристики воспитанника, написанные
о нем в разном возрасте, повторно отмеченные черты принимаем, а
встречающиеся
однократно
проверяем
и
только
потом
учитываем.
Определенную помощь здесь могут оказать психодиагностика и обязательная
консультация педагога-психолога.
Далее с воспитанниками проводится серия личных бесед
ознакомительного,
познавательного,
контрольного
и
воспитательного
характера. Беседы проводятся в непринужденной форме, неофициально, в
подходящей обстановке. Таким образом, устанавливаются доверительные
отношения, выявляется темперамент и направленность личности. При этом
важно учитывать особенности характера и тип нервной системы. Так, к
сангвиникам, сильному и волевому типу следует быть требовательнее,
добиваться от него аккуратности, настойчивости до конца доводить начатое
дело; к флегматикам слабому и уравновешенному типу
следует относиться с
подчеркнутым уважением, контролируя выполнение им каждого отдельного
поручения, добиваться устранения его вялости, медлительности. К холерику
сильному и неуравновешенному типу следует проявлять твердость, помогать
в преодолении несдержанности, вспыльчивости и раздражительности. К
меланхолику слабому и неуравновешенному типу следует относиться с
учетом
его
чувствительности,
мнительности,
быстрой
утомляемости,
постепенно увеличивая нагрузку, чаще поощрять таких воспитанников.
Воспитанники совершают нарушения дисциплины как на занятиях,
так и в повседневной деятельности. Здесь важно изучить причины,
способствующие тому или иному нарушению, определиться с наказанием.
Причем обязательно надо знать: действительно ли воспитанник осознал и
почувствовал вину за то, что он совершил. Потребовать спрогнозировать
вероятность нового нарушения.
И последнее: работа с воспитанниками вне рабочего времени. Это
самый сложный участок работы и в то же время дающий самую богатую,
самую объективную информацию о человеке. Но он требует деликатного,
тактичного подхода.
Наставник устанавливает контакты с семьей
воспитанника, узнает его увлечения, слабости, пристрастия. Причем процесс
этот
двусторонний.
Начать
его
следует
с
приглашения
родителей
воспитанника на неофициальную встречу. Проводить такие встречи следует
систематически, но и не переходя к панибратским отношениям.
По окончании наставничества подводятся его итоги. Тщательно
анализируются успехи, отмечаются недоработки. Это нужно для того, чтобы
добиться нужного результата, сориентировать воспитанника на продолжение
самостоятельной
работы
по
самообучению
и
самовоспитанию
своей
личности. Если воспитанник последует советам воспитателя, это будет
лучший итог наставничества.
Рассмотрим
два
важных
психологических
аспекта,
такие
как
педагогическая поддержка и мотивация воспитанников.
Педагогическая поддержка необходима всем воспитанникам в
различных мероприятиях: замечать их малейшую активность, не забывать
вовремя хвалить, давать им знать, что их положительная динамика видна и
все зависит от них самих. В психотерапевтическом сопровождении по сути
нуждаются все современные дети, но в большей степени - выпадающие из
общего ряда по той или иной причине - физической, психологической или
социальной.
В
этом
отношении
учебные
мотивы
выступают
как
необходимый фактор адаптации воспитанников к условиям окружающей
среды,
формой
психолого-педагогической
поддержки.
Справиться
с
социализацией указанной группы воспитанников наставнику помогают его
компетенция, навыки и умения работы с детьми.
В современной социальной реальности мотивация к успеху в любой
общественно
одобряемой
деятельности
расценивается
как
желаемый
результат, поэтому целесообразно связывать задачи достижения успеха
воспитанников с формированием их ценностей, среди которых:
а) законопослушность, любовь и уважение родителей, уважение к
труду
б) ценности, связанные с историей своей родины;
в) ценности семьи и др.;
Ценности формируются и развиваются постоянно, в классной и
внеклассной
деятельности.
Эффективность
этого
процесса
связана
с
интересом и вниманием педагогов к воспитанникам, к их пристрастиям,
ценностным ориентирам, вкусам и стереотипам. Отделять хорошее от
плохого, подросткам помогают родители и образовательные организации. Но
стимулируют к культурно-нравственному восхождению личности именно те
воспитатели,
которые
ежедневно
общаются
с
детьми
и
постоянно
«подкладывают дрова в огонь» для их саморазвития, замечая и одобряя
любой успех на этом пути. Успехи воспитанника в интеллектуальной,
образовательной,
спортивной,
культурной
деятельности
работают
на
формирование его позитивной Я-концепции, которая является определенным
целостным образом собственного «я», психологической установкой по
отношению к самому себе. Я-концепция - это обобщенная самооценка,
состоящая из реального, будущего, динамического и воображаемого образа
«я». Совокупность этих образов дает полное представление о текущем
состоянии личности воспитанника в его собственном представлении и его
движении к «я»-будущему при психолого-педагогическом сопровождении,
что является одной из важных профессиональных задач педагога наставника.
Таким образом, понимание мотивации как основного механизма
повышения интереса учащихся к учебно-познавательной деятельности
стимулирует педагогов к поиску форм и методов, разнообразие которых в
совокупности дает необходимую эффективность всего образовательного
процесса. Психолого-педагогический арсенал каждого наставника - это
кладезь методических находок, пополнение которых происходит постоянно в
процессе
неустанного
поиска,
систематической
практической
и
интеллектуальной работы.
Воспитатель учебного курса
Р.Батарев