Напоминание

Педагогическая поддержка и мотивация воспитанников в наставничестве


Автор: Батарев Роман Николаевич
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая поддержка и мотивация воспитанников в наставничестве
Раздел: полное образование





Назад




Батарев Роман Николаевич,

воспитатель учебного курса

Санкт-Петербургского суворовского военного училища

Педагогическая поддержка и мотивация воспитанников в

наставничестве

Великий педагог Ушинский К.Д. в свое время писал:

«Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он в

действительности со всеми его слабостями и со всеми его духовными

требованиями. Воспитатель должен знать человека в семье, в обществе,

среди народа и наедине со своей совестью и в радости, и в горе, в величии и

унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре

смерти. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самих

высоких деяний…историю развития всякой страсти. Только тогда он будет в

состоянии черпать в самой природе человеческой средства воспитательного

влияния, - а средства эти громадны».

Руководствуясь данным высказыванием, мы определяем задачи

современного воспитателя – наставника воспитанников во всех сферах

деятельности.

Преломляя их через требования психологической науки,

следует рассматривать эти задачи в трех плоскостях:

Первое. Способности, возможности и интересы наставника.

Второе. Душевный потенциал воспитанника.

Третье. Взаимоотношения наставника и воспитанника и

эффективность положительного влияния первого на второго.

Однозначно следует отметить, что современная постановка вопроса о

наставничестве

требует

определенной

теоретической

подготовки

воспитателей, привлекаемых к этой деятельности. Основы психологии и

педагогики воспитателю вполне можно изучить самостоятельно. Есть еще

момент, зависящий от личности наставника - это его склонность и желание к

участию в этом важном деле. Мы хотим, чтобы наставничество над

воспитанниками

осуществлялось

с

максимальной

пользой

и

эффективностью, поэтому бездушного человека привлекать к исполнению

обязанностей наставника нельзя.

Говоря об изучении личности воспитанника, можно рекомендовать

наставникам целый ряд способов и прежде всего изучение его: от просто

принадлежности

к

человеческому

роду,

сочетанию

психологических

особенностей до описания глубинных причин поведения личности развития

его сознания и деятельности.

Первичные сведения о воспитаннике мы получаем из личного дела.

Здесь

наиболее

эффективен

метод

независимых

характеристик.

Он

заключается в том, что, сравнивая характеристики воспитанника, написанные

о нем в разном возрасте, повторно отмеченные черты принимаем, а

встречающиеся

однократно

проверяем

и

только

потом

учитываем.

Определенную помощь здесь могут оказать психодиагностика и обязательная

консультация педагога-психолога.

Далее с воспитанниками проводится серия личных бесед

ознакомительного,

познавательного,

контрольного

и

воспитательного

характера. Беседы проводятся в непринужденной форме, неофициально, в

подходящей обстановке. Таким образом, устанавливаются доверительные

отношения, выявляется темперамент и направленность личности. При этом

важно учитывать особенности характера и тип нервной системы. Так, к

сангвиникам, сильному и волевому типу следует быть требовательнее,

добиваться от него аккуратности, настойчивости до конца доводить начатое

дело; к флегматикам слабому и уравновешенному типу

следует относиться с

подчеркнутым уважением, контролируя выполнение им каждого отдельного

поручения, добиваться устранения его вялости, медлительности. К холерику

сильному и неуравновешенному типу следует проявлять твердость, помогать

в преодолении несдержанности, вспыльчивости и раздражительности. К

меланхолику слабому и неуравновешенному типу следует относиться с

учетом

его

чувствительности,

мнительности,

быстрой

утомляемости,

постепенно увеличивая нагрузку, чаще поощрять таких воспитанников.

Воспитанники совершают нарушения дисциплины как на занятиях,

так и в повседневной деятельности. Здесь важно изучить причины,

способствующие тому или иному нарушению, определиться с наказанием.

Причем обязательно надо знать: действительно ли воспитанник осознал и

почувствовал вину за то, что он совершил. Потребовать спрогнозировать

вероятность нового нарушения.

И последнее: работа с воспитанниками вне рабочего времени. Это

самый сложный участок работы и в то же время дающий самую богатую,

самую объективную информацию о человеке. Но он требует деликатного,

тактичного подхода.

Наставник устанавливает контакты с семьей

воспитанника, узнает его увлечения, слабости, пристрастия. Причем процесс

этот

двусторонний.

Начать

его

следует

с

приглашения

родителей

воспитанника на неофициальную встречу. Проводить такие встречи следует

систематически, но и не переходя к панибратским отношениям.

По окончании наставничества подводятся его итоги. Тщательно

анализируются успехи, отмечаются недоработки. Это нужно для того, чтобы

добиться нужного результата, сориентировать воспитанника на продолжение

самостоятельной

работы

по

самообучению

и

самовоспитанию

своей

личности. Если воспитанник последует советам воспитателя, это будет

лучший итог наставничества.

Рассмотрим

два

важных

психологических

аспекта,

такие

как

педагогическая поддержка и мотивация воспитанников.

Педагогическая поддержка необходима всем воспитанникам в

различных мероприятиях: замечать их малейшую активность, не забывать

вовремя хвалить, давать им знать, что их положительная динамика видна и

все зависит от них самих. В психотерапевтическом сопровождении по сути

нуждаются все современные дети, но в большей степени - выпадающие из

общего ряда по той или иной причине - физической, психологической или

социальной.

В

этом

отношении

учебные

мотивы

выступают

как

необходимый фактор адаптации воспитанников к условиям окружающей

среды,

формой

психолого-педагогической

поддержки.

Справиться

с

социализацией указанной группы воспитанников наставнику помогают его

компетенция, навыки и умения работы с детьми.

В современной социальной реальности мотивация к успеху в любой

общественно

одобряемой

деятельности

расценивается

как

желаемый

результат, поэтому целесообразно связывать задачи достижения успеха

воспитанников с формированием их ценностей, среди которых:

а) законопослушность, любовь и уважение родителей, уважение к

труду

б) ценности, связанные с историей своей родины;

в) ценности семьи и др.;

Ценности формируются и развиваются постоянно, в классной и

внеклассной

деятельности.

Эффективность

этого

процесса

связана

с

интересом и вниманием педагогов к воспитанникам, к их пристрастиям,

ценностным ориентирам, вкусам и стереотипам. Отделять хорошее от

плохого, подросткам помогают родители и образовательные организации. Но

стимулируют к культурно-нравственному восхождению личности именно те

воспитатели,

которые

ежедневно

общаются

с

детьми

и

постоянно

«подкладывают дрова в огонь» для их саморазвития, замечая и одобряя

любой успех на этом пути. Успехи воспитанника в интеллектуальной,

образовательной,

спортивной,

культурной

деятельности

работают

на

формирование его позитивной Я-концепции, которая является определенным

целостным образом собственного «я», психологической установкой по

отношению к самому себе. Я-концепция - это обобщенная самооценка,

состоящая из реального, будущего, динамического и воображаемого образа

«я». Совокупность этих образов дает полное представление о текущем

состоянии личности воспитанника в его собственном представлении и его

движении к «я»-будущему при психолого-педагогическом сопровождении,

что является одной из важных профессиональных задач педагога наставника.

Таким образом, понимание мотивации как основного механизма

повышения интереса учащихся к учебно-познавательной деятельности

стимулирует педагогов к поиску форм и методов, разнообразие которых в

совокупности дает необходимую эффективность всего образовательного

процесса. Психолого-педагогический арсенал каждого наставника - это

кладезь методических находок, пополнение которых происходит постоянно в

процессе

неустанного

поиска,

систематической

практической

и

интеллектуальной работы.

Воспитатель учебного курса

Р.Батарев



В раздел образования