Автор: Горбачева Людмила Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Центр Детского Творчества"
Населённый пункт: г. Пыть-Ях
Наименование материала: конспект
Тема: Изготовление хантыйского украшения - подвески аппликация.
Раздел: дополнительное образование
Конспект открытого занятия в детской студии дизайна (8-12 лет)
Тема: Быт и культура народов ханты и манси.
Изготовление хантыйского украшения - подвески (аппликация).
Цель:
• Познакомить детей с культурой и бытом народов ханты и манси, их
традиционным искусством и орнаментами.
• Развивать творческое мышление, воображение, мелкую моторику и
художественный вкус.
• Формировать навыки работы с картоном, цветной бумагой, клейкой
лентой, ножницами и другими материалами.
• Воспитывать интерес и уважение к культуре коренных народов Севера.
Задачи:
• Ознакомить детей с особенностями традиционного жилища, одежды и
украшений народов ханты и манси.
• Научить детей создавать эскиз и изготавливать хантыйское украшение –
подвеску, используя технику аппликации.
• Развивать навыки композиционного мышления, умение сочетать цвета и
формы.
• Способствовать развитию аккуратности, усидчивости и самостоятельности
в работе.
Оборудование и материалы:
Для демонстрации:
• Презентация и фотографии с изображением быта, культуры,
традиционной одежды и украшений народов ханты и манси.
• Образцы хантыйских орнаментов (геометрические фигуры, изображения
животных, растений).
• Готовый образец подвески.
Для работы:
• Картон (основа для подвески)
• Цветная бумага (разных цветов)
• Клейкая лента
• Ножницы
• Карандаши
• Ластики
• Шаблоны простых геометрических фигур (квадрат, ромб)
• Отверстия для подвески (заранее подготовленные отверстия)
• Толстые нити или шнурки (для подвешивания)
• Бусины (крупные)
• Клей ПВА (для приклеивания мелких деталей, если необходимо)
• Подкладные коврики или клеенки на столы
План занятия:
I. Организационный момент (3 минуты):
• Приветствие детей и гостей.
• Проверка готовности к занятию.
• Создание позитивного настроя.
II. Вводная часть (10 минут):
• Беседа о культуре и быте коренных народов Севера.
• Вопросы: "Как называют коренные народы нашего округа?", "Где они
живут?", "Чем они занимаются?", "Какие у них традиции?".
• Демонстрация презентации или фотографий, рассказывающих о
традиционном жилище (чум, изба), одежде (малица, парка) и украшениях
народов ханты и манси.
• Обращение внимания на орнаменты, используемые в хантыйском
искусстве.
III. Теоретическая часть (7 минут):
• Рассказ об орнаментах, их значении и особенностях.
• Геометрические узоры (ромбы, квадраты) – символы солнца, земли, воды.
• Изображения животных (олени, медведи, птицы) – тотемные животные,
почитаемые народами ханты и манси.
• Изображения растений – символы плодородия и жизненной силы.
• Рассмотрение образцов хантыйских украшений (подвески, сумочки).
• Обсуждение материалов, которые будут использоваться для изготовления
подвески.
• Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеевой
лентой.
IV. Практическая часть (20 минут):
• Создание эскиза подвески:
• Предложить детям нарисовать
эскиз своей будущей подвески на
листе бумаги.
• Использовать шаблоны
геометрических фигур для создания
орнамента.
• Подумать о цветовой гамме
подвески.
• Изготовление подвески (аппликация):
• Вырезание деталей из цветной бумаги по эскизу или шаблонам.
• Приклеивание деталей к основе из картона с помощью двусторонней
клейкой ленты.
Совет:* Начинать с крупных деталей, постепенно добавляя мелкие.
• Добавление дополнительных элементов (бусины, нитки, и т.д.) по
желанию.
• Проделывание отверстия для
подвешивания (если не было сделано
заранее).
• Продевание нити или шнурка через
отверстие.
• Закрепление нити или шнурка узелком.
• Украшение нити или шнурка бусинами.
V. Заключительная часть (6 минут):
• Оформление выставки готовых работ.
• Обсуждение результатов работы.
• Вопросы: "Что нового вы узнали о культуре народов ханты и манси?",
"Что вам больше всего понравилось в процессе работы?", "Что было
сложно?", "Какие материалы вы использовали?".
• Выбор наиболее интересных и оригинальных работ.
• Похвала за старание и креативность.
• Уборка рабочих мест.