Напоминание

"Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства"


Автор: Дзюба Александра Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦВР "Пашинский"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Боброва Александра Сергеевна

Педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦВР»Пашинский»

«Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного

образовательного пространства»

В ходе преподавания изобразительного искусства в школе искусств,

мною было выявлено, что учащиеся имеют ряд проблем, связанных с плохо

развитым композиционным мышлением, таких как отсутствие знаний

законов композиции, значений цвета и формы. Без этих знаний качественное

выполнение

творческой

учебной

или

профессиональной

работы

не

представляется возможным, поэтому они необходимы ребенку, который

связан с художественной изобразительной деятельностью.

На занятиях в изостудии особое внимание уделяется таким предметам

как: изобразительное искусство, лепка, декоративно-прикладное творчество

и на старших годах обучения рисунок, живопись и станковая композиция.

Хороший уровень владения этими предметами предполагает наличие

развитого

композиционного

мышления

учащихся,

которое

как

мы

обозначали выше, является основанием для их успешного творческого

становления в сфере изобразительного искусства.

Необходимость

в

развитии

композиционного

мышления

для

профессиональной ориентации детей к дальнейшей трудовой деятельности.

Формирование

у

учащихся

ряда

компетенций

(социальной,

коммуникативной,

общекультурной),

заявленных

в

Федеральном

государственном образовательном стандарте в системе дополнительного

образования. А также, она обусловлена задачами совершенствования

методики обучения изобразительному искусству при сохранении лучших

традиций отечественного художественного образования.

Композиция – достижение гармоничного целого, основанного на

равновесии частей и масс в картине, так считал П.П. Кончаловский. Он

говорил, что композиция есть «начало и конец произведения», подчеркивая

значение композиционной целостности в художественном произведении.

А.В. Свешников ученый, который рассмотрел проблему композиции и

композиционного творчества в новом аспекте. По его мнению, композиция

это - «формальная организация художественных элементов с добавлением

«мифологии» и «бессознательных фантазийных «конструкторов», «способ

открытия нового художественного опыта» и «форма диалога художника и

зрителя».

Рассмотрение

композиции

как

«формы

диалога»

подразумевает

наличие

изобразительно-выразительного

языка,

посредством

которого

педагог должен раскрывать замысел ребенку в художественных образах, и на

основании которого учащийся трактует произведение и отраженное в нем

жизненное

явление,

наделяя

его

своей

эмоционально-ценностной

характеристикой. В основе такого языка, лежит творческое и грамотное

использование художественных материалов и техник. Соответственно,

владением изобразительно-выразительным языком искусства становится

условием «установления диалога» и достижения образной выразительности

произведения искусства.

Первым

этапом

над

работой

над

произведением

идет

формирование замысла и идейное содержание композиции.

Формирование

любого

замысла

проходит

определенные

этапы

становления:

1. Конечно, самое первое это возникновение замысла. Главным

фактором является событие или впечатление из жизни, в связи с которым

художник накапливает самые необходимые сведения для дальнейшей

работы.

2. Вынашивание замысла. На данном этапе работы определяется тема

произведения, характер и содержание (тоновое и композиционное). Большая

часть замысла принадлежит подсознанию на первом этапе возникновения

замысла.

На момент разработки композиции и тонового решения,

логическому мышлению и сознанию принадлежит главенствующая роль.

Художник выбирает лучшую информацию из своего опыта, анализирует,

добивается оптимальной выразительности задуманного образа своей идеи

для воплощения её. Художественный образ начинает формироваться из

образов художника и представлений, которые были приобретены ранее.

Можно сказать, что поиск и обдумывание материалов может быть

одновременным с сочинением самой композиции или же представлять собой

отдельный

исследовательский

этап

в

творческом

процессе

создания

изображения.

3. Воплощение замысла. На данном этапе происходит практическая

реализация творческого замысла, где предполагается поиск необычного

авторского

хода,

необычного,

точного

композиционного

и

пространственного

решения,

которая

выявляет

основную

идею

произведения. Можно сказать, что особенность графической композиции

заключается в том, что она предполагает некую незавершенность образа,

который показывается зрителю для оценки и восприятия.

4. Восприятие замысла. Воображение воспринимающего производит в

сущности такую - же работу, которую проделал художник. Возбуждает

эстетические чувства готовая работа. Во время эстетического восприятия

зритель высматривает определенные свойства и качества воспринимаемого

изображения и конечно интерпретирует согласно личному уставу.

Моё формирование замысла композиции произошло под впечатлением

от рассказов моей семьи о Великой Отечественной войне. Я родилась в

городе Ржев. Город воинской Славы России, который был основан в 1216

году. О боях, которые проходили под городом Ржевом, мало кто говорит, а

многие так и вообще не знают.

Вторым

этапом

над

графической

композицией

это

подготовительный этап работы над произведением.

Он состоит в

последовательном поиске сюжетов и мотивов, через которые может быть

показана данная тема. Для этого, с целью наблюдения, были посещены

различные музеи, выставки разных районов города Новосибирска, Москвы и

Ржева, в которых особенно контрастно отражалась вся боль, трагичность

моей работы. На данном этапе были выполнены серии эскизов, зарисовок по

воспоминаниям. В процессе создания, которых проводился поиск наиболее

удачных смысловых посылов, где разрабатывалось композиционное и

смысловое решение. С помощью разных приемов проводиться поиск

композиционного решения. Создание фор-эскизов – это один из приёмов

поиска композиционного решения. Простым карандашом на бумаге или

любым другим материалом, каким удобно и быстро работать на маленьком

формате. В моём случае фор-эскизы были выполнены черной и белой

темперной краской. Одну тему можно показать совершенно разными

способами и на данном этапе эскизирования можно выбрать самый удачный

эскиз, потому что гармоничное композиционное решение является залогом

удачной творческой работы. В данном приеме сразу прорисовываются

основные массы и в работе придается конкретное значение. Работ изначально

идет от воображения, а не с натуры. Однако, самую наибольшую роль играют

этюды, наброски и зарисовки, которые выполнены с натуры, а также

«насмотренностью» художника. Для художника, чем больше знаний и

умений, чем больше он знает и интересуется произведениями, тем проще для

него на данном этапе создать хороший фор-эскиз, который станет отличной

композицией.

Ещё

одним

приёмом

была

техника

коллажа:

обрезки

бумаги

составлялись в композицию. Тогда началась разработка композиции с

помощью техники коллажа где было важно найти по массе и по тону

основные пятна и можно лишь после этого нагружать композицию

смысловыми деталями и придавать значение конкретным тональным пятнам.

На определенном этапе из обрезков начинает складываться удачная

композиция, после чего начинается проработка ее с дорисовкой, которая

наделена конкретными смыслами и символами.

Необходимо ознакомиться с аналогами данной темы в изобразительном

искусстве, кинематографе, фотографии. Мною были просмотрены работы

советских художников, которые перекликаются с данной темой. Различные

военные

кинофильмы.

И

только

после

этого

происходит

поиск

стилистического решения и тоновой поиск.

Поиск тонального решения проводится одновременно с композицией.

От общего тонового решения будет зависеть общее впечатление, которое

будет производить данная композиция. И так же влияет детальная

проработка произведения. Картина может быть лёгкой, светлой или наоборот

сильно загруженной, темной. С помощью тона, можно передать настроение в

картине. Если тон воздушный то и настроение должно быть легким, а вот

если картина темная – то зрителю сразу покажется настроение грустным,

тревожным, а может быть даже печальным. Мною был выбран вариант

темной работы, которая построена на контрастах темного и светлого, так как

основной идеей было показать настроение того времени, всю суть и

трагичность.

Помимо тона, в графике немаловажен силуэт. Самое первое, что

воспринимает человек глазом – это выразительный силуэт. Чем интереснее и

узнаваемее силуэт, тем больше отклика способна вызвать картина. Именно

силуэт дает в произведение смысловую нагрузку.

В момент поиска композиционного решения и разработки темы, я

пришла к выводу, что моя тема очень интересная и в одной картине

невозможно передать весь смысл. Было принято решение данную тему

раскрыть в серии работ, а именно в триптихе. «Триптих (от древне

греческого «состоящий из трёх дощечек») – произведение искусства

состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей.

Работа разделяется на три разные панели или секции, которые висят вместе.

Триптих является разновидностью полиптиха, что обозначает работу из

множества картин или панелей. Средняя работа как правило наибольшая, а

по бокам располагаются две меньшие относящиеся к ней работы, хотя

составляющие триптиха работы обычно равны по размерам». В данной

работе, очень важно, чтобы серии работ сочетались друг с другом, как по

композиции так и в тональном отношении. В связи с этим, увеличилась

работа над произведением, потому что необходимо создать три гармоничные

композиции, которые должны быть выполнены грамотно, красиво и

аккуратно. Целостность композиции, единство впечатлений как в одной

картине так и в серии работ можно достигнуть, если найти необходимые

средства для выполнения замысла произведения. На данном этапе после

решения делать серию работ, стала необходимость вернуться к этапу

выполнения фор-эскизов и проделать туже работу, только уже с учётом трёх

листов.

При

выполнении

эскизов

нужно

помнить

основные

законы

композиции: единство и целостность, соподчинение, равновесие. Важной

задачей при выполнении эскизов – это нахождение композиционного

построения работы с использованием законов контраста, ритма, симметрии,

ассиметрии и целостности.

На

подготовительном

этапе

важно

определиться

с

техникой

исполнения. Графика богата различными приемами и техниками, каждая из

которых способна создать разное впечатление и создать настроение всей

работе. Поэтому, на этапе работы над фор-эскизами было опробовано

несколько разных техник, цветовых гамм и выбран наиболее подходящий

вариант – это графический карандаш. В тот момент, когда были выбраны три

композиции и утверждена техника исполнения, было решено выполнить

серию подготовительных картонов для того, чтобы уточнить формат

будущей

работы,

хорошо

опробовать

технику

исполнения

и

на

подготовительном этапе решить проблемы, которые могли бы возникнуть

при переносе композиции на большой формат.

Последний

этап

перед

началом

самой

работы

подготовка

художественных материалов. Был выполнен ряд поисковых эскизов к

творческой работе, произведен поиск средств, которыми можно очень

хорошо и понятно раскрыть тему и найти как изобразить более выразительно

композицию. А также был совершен подбор техники выполнения и

колористической гаммы.

Третий этап работы над произведением это – технология и

методическая

последовательность

выполнения

графической

композиции.

Выполнение

графической

работы

простым

карандашом

требует

соблюдение

правильной

методической

последовательности:

правильно

выстроенное композиционное размышление в изображении на формате

изобразительной плоскости, размещение объектов посредством пятен, разбор

тональных отношений, тональное обобщение и расстановка акцентов.

Работу мы начинаем с изображения рисунка на листе, формат работы

определяем еще на этапе эскиза. Работа над триптихом должна вестись

параллельно,

так

как

только

так

можно

увидеть

единство

общего

композиционного решения. Начинаем проработку центрального листа,

определяем композицию в листе: величина главных пятен по отношению его

положения. В листе намечаем общий габарит объектов. На одном этапе с

разметкой начинаем сразу вводить светотеневое отношение. Как и в любом

начинании рисунка пропорции определяют образное начало рисунка и

начинают придавать ему ясность. Основными композиционными пятнами,

занимающими наибольшее место, являются вагон медицинского поезда,

грузовой вагон и паровоз.

В

любом

произведении

есть

фрагмент,

который

служит

композиционным центром. Движение в рисунке направлено так, чтобы

направить

взгляд

зрителя

на

центр.

Нужно

уловить

ритмическое

соотношение всех элементов в композиции. Обязательное условие станковой

графической композиции – это правильное размещение главных объектов в

произведении и прорисовка тщательная нужных элементов. На всех этапах

работы нужно обязательно проверять тональные отношения и пропорции,

чтобы всё было гармонично и ничего никуда не уехали или было не

пропорционально. Если всё выполнять поэтапно и грамотно, то композиция

приобретет

очень

убедительный

вид.

Тоновой

ритм

используется

в

организации картины. Для того, чтобы композиция несла в себе динамику,

движение, через формы, объекты, тон и конечно фактуру. Для того, чтобы

выделить

главное

и

сосредоточить

на

нём

внимание,

мы

хорошо

прорабатываем детали, тот план который нам нужен, а всё остальное уводим

на второстепенны план, особо не выделяя его ни тоном, ни фактурой. На

этапе, когда составлялся ритм композиции, решалась попытка показать всю

мощь, силу того времени, за счет мощных, вагонов поездов, которые в

период Великой Отечественной войны немаловажную роль несли к Победе.

В завершении работы над центральным листом была добавлена фигура

ребенка, которая встречает поезду и ждёт еще встречи.

На следующем этапе работы над произведением, большое внимание

было уделено предметному плану – вагонам, которые являются главным

центром данных композиций. После набора среднего тона, начинается

проработка более темных мест в работе. Для рисунка в графической технике,

характерна растушевка. Рисуя простыми карандашами обязательно нужно

учитывать степень нажатия на грифель, чтобы не переусердствовать с

нажатием. Для определенных мест в работе используются карандаши разных

мягкостей. При введении работы, следует ввести от просто к сложному, для

начала сделать набросок, а потом уже переходить к более сложным деталям,

когда мы уверены, что всё выполнено верно. Есть разные варианты

выполнения графической работы: по белому листу, по тонированной бумаге.

Данная работа выполнена на тонированной бумаге с теплым оттенком.

Следующим этапом нашей работы будет обобщение. Даже самая

простая работа невозможна без целостного образа на изобразительной

плоскости. Завершенность и целостность в работе – это когда расстановка

акцентов и обобщение очень важны. Обобщение светотеневых отношений

заключалось в попытке воплотить первоначальный замысел, в котором было

определено композиционное и тональное решение композиции. Важно, на

данном этапе работы, чтобы контуры объектов были смягчены и не резали

глаз.

Заключительным этапом стало оформление работ в паспарту и в раму.

Работа над графической композицией предполагала следующие задачи:

правильное построение композиции, гармоничное отношение больших

тоновых отношений, определение главного и второстепенного, отношение

предметов к фону и связь между собой.

Таким образом, нами выполнена композиция на тему Великой

Отечественной войны, которая отражает подвиг, силу и отвагу людей,

которые пережили это страшное время. Была совершена попытка показать,

что нужно помнить.



В раздел образования