Авторы: Куракина Татьяна Ивановна, Иванушкина Лариса Ивановна
Должность: учитель начальных классов директор
Учебное заведение: Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области "Мезенский лицей "
Населённый пункт: С. Плещеево
Наименование материала: Образовательный издательский проект
Тема: Православные игры " Чемоданчик юного паломника"
Раздел: начальное образование
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта
В наше время в магазинах достаточно широко представлены игры и
пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако среди
этого разнообразия очень трудно выбрать игры, которые
способствуют
повышению интереса у младших школьников
к изучению православной
культуры,
воспитывают
бережное
отношение
к
русским
традициям
и
памятникам исторического прошлого. Иногда просто невозможно найти игру
для
развития
духовно
—
нравственной личности, способной на
сопереживание,
милосердие
и
сострадание.
Большие
храмы,
монастыри,
маленькие
церквушки,
часовни
–
оплот православной веры. Они в
каждом уголке России. Их названия связаны с именами святых, православными
праздниками, иконами или событиями.
Образовательный
издательский
проект
«Православные
игры
«Чемоданчик
юного
паломника»
разработан
творческим
коллективом
педагогов и посвящен проблеме духовно-нравственного воспитания детей и
молодёжи в бюджетном общеобразовательном учреждении Орловской области
«Мезенский лицей».
Человек
любой
национальности
должен
знать
традиции
своего
народа.
У
каждого народа своя культура. Да
и
каждая
семья
имеет
свои
необыкновенные
традиции,
обычаи.
В
некоторых
семьях
отмечают множество православных праздников. Зимой – Масленицу. Весной –
Пасху. Летом - Святую Троицу. Осенью - Покров день. Несмотря на то, что
многие семьи бывают участниками этих мероприятий, дети могут вспомнить
Троицу зимой, а Пасху – осенью. У
детей
искажены
представления
о
доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и
патриотизме. А ведь именно в детстве
формируются основные понятия об
окружающем
мире,
добре
и
зле,
представление о семейном укладе и
родной земле
.
Поэтому возникла идея
запустить образовательный
издательский
проект «Православные игры
«Чемоданчик юного паломника», в котором дети смогут, играя в авторские
дидактические игры, познакомиться с православными традициями и культурой.
Основная идея проекта – создать условия для
воспитания духовно-
нравственных ценностей и основ православной культуры через авторские
дидактические игры.
Мы задались вопросом, как помочь младшим школьникам понять
православную культуру и развивать ее
дальше?
Так
у
нас
родилась
идея
использования авторских дидактических
игр
для
популяризации
традиционных
российских культурных, православных,
нравственных и семейных ценностей в
информационном пространстве.
В
нашей
стране
большое
значение
уделяется
духовно-нравственному
воспитанию.
В
этом
значимую
помощь
оказывает
изучение
православных
праздников.
Сейчас
осталось
мало
людей,
которые
непосредственно
участвовали в праздниках в те времена и могут поделиться своими знаниями с
подрастающим
поколением.
Подготовка
и
реализация
образовательного
проекта
«Православные
игры
«Чемоданчик
юного
паломника»,
способствуют укреплению исторических традиций, воспитанию эстетических и
моральных качеств ребёнка,
создают равные для всех детей возможности
доступа к культурным ценностям, а самое главное - появилась возможность
знакомить младших школьников с православными ценностями, не навязывая
их.
Одной
из
главных
составляющих
изучения
духовно-нравственной
культуры в школе является то, что
участие в этих праздниках позволяет
ребёнку видеть не только красоту
природы, но и красоту человеческих
отношений, основанных на любви и
доброте.
Однако, не всегда есть возможность
увидеть православный праздник или
поучаствовать в нём, посетить храм
или увидеть красоту его праздничного
убранства. Поэтому и было принято решение создать образовательный
издательский
проект
«Православные
игры
«Чемоданчик
юного
паломника».
Срок реализации образовательного проекта: 2 года.
Возрастная группа: дети младшего школьного возраста 6-11 лет.
Сегодня комплексный учебный курс «Основы религиозных культур
и светской этики»
включён
в
новые
образовательные
стандарты
(ФГОС). Наиболее эффективной технологией работы с четвероклассниками на
уроках ОРКСЭ является игровая технология.
Задача учителя не только
доступно все показать и рассказать, но и научить современного школьника
мыслить, анализировать, привить ему навык практических действий, используя
краеведческий ресурс Орловской области.
Образовательный
издательский
проект
«Православные
игры
«Чемоданчик
юного
паломника»
способствует
глубокому
пониманию
и
усвоению
православной культуры.
На наш взгляд,
в основу
образовательного
проекта
положена
идея
объединения
в
команду
в
целях
совместного
деятельностного
познания
основ
православной веры. Насколько интересным, проблемным и увлекательным
будет игровой процесс,
настолько активным будет познание
культурных,
православных, исторических традиций, их знание и бережное к ним отношение.
Развитие исследовательских способностей учащихся, умения определять цели и
ставить задачи, необходимые для подготовки к участию в игре. Выбирать
методы, под руководством учителя и других участников образовательного
процесса, осуществлять поиск
и
обработку
необходимой
информации,
формировать
умения и навыки работать в
команде, в процессе игры, а
также
целенаправленной
рефлексии
по
итогам
реализации проекта. В этом идея новых Федеральных государственных
стандартов, выраженная в системно-деятельностном подходе, и актуальность
образовательного проекта.
Дидактический материал образовательного проекта «Православные
игры «Чемоданчик юного паломника» позволяет познакомить обучающихся
начальной школы с традициями, обычаями и обрядами, народными костюмами,
знаменитыми художниками в доступной форме, коллективно поиграть в
народные игры, запомнить православные храмы и церкви Орловской области.
Всё
это
помогает
расширить
представления детей о родном языке,
народной культуре, даёт возможность
учитывать
индивидуальные
возможности каждого ребёнка, в том
числе
и
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Объект проектной деятельности -
педагогический подход, формирующий
характер
влияния авторских
дидактических
православных
игр
и
занимательных сюжетов на воспитание духовно-нравственной культуры,
который реализуется через создание православной образовательной среды.
Предмет проектной деятельности - ориентация педагогов лицея на
духовно-нравственное
и
гражданское
содержание
уроков
ОРКСЭ
с
образовательной
средой
способствуют
формированию
навыков
самоорганизации,
самопознания,
самовыражения,
которые
помогут
современным школьникам адаптироваться в социуме.
Цели и задачи проекта
Цель:
создание
условий
для
формирования
у
учащихся
духовно-
нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, интереса к истории
русской православной культуры; воспитание патриотических чувств и любви к
родной стране, ее национальным традициям, в том числе православным
традициям Орловского края.
Задачи:
Обучающие:
формирование
гражданско-патриотических
ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию
своей Родины,
расширение словарного запаса слов и умение
детей
использовать их в определенных ситуациях;
Развивающие: Развитие коммуникативных навыков и умений в процессе
общения.
Воспитательные:
пробуждение
интереса
к
изучению
истории
и
православной
культуры;
воспитание
умения
строить
позитивные
межличностные
отношения
со
сверстниками;
создание
условий
для
самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых.
Планируемые результаты:
- понимать необходимость
обогащать свои
знания о
духовно-нравственной
культуре;
- приобщать обучающихся
к
опыту
православной
культуры
в
Орловской
области;
-
рассказывать
о
православных праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества, праздниках в своём регионе, о роли семейных праздников в жизни
человека, семьи;
- приобретение первоначального опыта поисковой, проектной деятельности
по изучению православного исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе, оформлению,
в том числе включение родителей в
исследовательскую деятельность, и представление результатов;
- совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности.
Новизна данного проекта заключается в:
- публикации образовательного издательского проекта «Православные
игры «Чемоданчик юного паломника» в БОУ ОО «Мезенский лицей» для
формирования духовно-нравственных ценностей и православной культуры
обучающихся как условия личностного роста и развития всех субъектов
образовательного процесса на территории села Плещеево Орловского района.
- обновлении содержания общего и дополнительного образования
средствами православной среды через организацию игровой деятельности
обучающихся
совместно
с
педагогами
и
родителями.
-
создании
детско-взрослого
сообщества
для
реализации
православного
образования
на
уроках
ОРКСЭ
и
во
внеурочной
деятельности
через
организацию
межвозрастного
сотрудничества,
социального
партнерства
(Орловская
митрополия,
Орловская
епархия
и
Храм
св.
Пантелеимона
Целителя
(больничный) с. Плещеево, Орловский муниципальный округ).
В ходе реализации образовательного проекта нашей творческой группе
пришлось
выступать
в
качестве
дизайнеров,
декораторов,
портных,
художников, конструкторов, психологов, мастеровых. Для нас, педагогов,
важно не только разбудить в ребёнке интерес к православной культуре, но и
помочь родителям и детям понять, что играя, можно многому научиться.