Напоминание

Православные игры " Чемоданчик юного паломника"


Авторы: Куракина Татьяна Ивановна, Иванушкина Лариса Ивановна
Должность: учитель начальных классов директор
Учебное заведение: Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области "Мезенский лицей "
Населённый пункт: С. Плещеево
Наименование материала: Образовательный издательский проект
Тема: Православные игры " Чемоданчик юного паломника"
Раздел: начальное образование





Назад




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта

В наше время в магазинах достаточно широко представлены игры и

пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако среди

этого разнообразия очень трудно выбрать игры, которые

способствуют

повышению интереса у младших школьников

к изучению православной

культуры,

воспитывают

бережное

отношение

к

русским

традициям

и

памятникам исторического прошлого. Иногда просто невозможно найти игру

для

развития

духовно

нравственной личности, способной на

сопереживание,

милосердие

и

сострадание.

Большие

храмы,

монастыри,

маленькие

церквушки,

часовни

оплот православной веры. Они в

каждом уголке России. Их названия связаны с именами святых, православными

праздниками, иконами или событиями.

Образовательный

издательский

проект

«Православные

игры

«Чемоданчик

юного

паломника»

разработан

творческим

коллективом

педагогов и посвящен проблеме духовно-нравственного воспитания детей и

молодёжи в бюджетном общеобразовательном учреждении Орловской области

«Мезенский лицей».

Человек

любой

национальности

должен

знать

традиции

своего

народа.

У

каждого народа своя культура. Да

и

каждая

семья

имеет

свои

необыкновенные

традиции,

обычаи.

В

некоторых

семьях

отмечают множество православных праздников. Зимой – Масленицу. Весной –

Пасху. Летом - Святую Троицу. Осенью - Покров день. Несмотря на то, что

многие семьи бывают участниками этих мероприятий, дети могут вспомнить

Троицу зимой, а Пасху – осенью. У

детей

искажены

представления

о

доброте, милосердии, великодушии,

справедливости, гражданственности и

патриотизме. А ведь именно в детстве

формируются основные понятия об

окружающем

мире,

добре

и

зле,

представление о семейном укладе и

родной земле

.

Поэтому возникла идея

запустить образовательный

издательский

проект «Православные игры

«Чемоданчик юного паломника», в котором дети смогут, играя в авторские

дидактические игры, познакомиться с православными традициями и культурой.

Основная идея проекта – создать условия для

воспитания духовно-

нравственных ценностей и основ православной культуры через авторские

дидактические игры.

Мы задались вопросом, как помочь младшим школьникам понять

православную культуру и развивать ее

дальше?

Так

у

нас

родилась

идея

использования авторских дидактических

игр

для

популяризации

традиционных

российских культурных, православных,

нравственных и семейных ценностей в

информационном пространстве.

В

нашей

стране

большое

значение

уделяется

духовно-нравственному

воспитанию.

В

этом

значимую

помощь

оказывает

изучение

православных

праздников.

Сейчас

осталось

мало

людей,

которые

непосредственно

участвовали в праздниках в те времена и могут поделиться своими знаниями с

подрастающим

поколением.

Подготовка

и

реализация

образовательного

проекта

«Православные

игры

«Чемоданчик

юного

паломника»,

способствуют укреплению исторических традиций, воспитанию эстетических и

моральных качеств ребёнка,

создают равные для всех детей возможности

доступа к культурным ценностям, а самое главное - появилась возможность

знакомить младших школьников с православными ценностями, не навязывая

их.

Одной

из

главных

составляющих

изучения

духовно-нравственной

культуры в школе является то, что

участие в этих праздниках позволяет

ребёнку видеть не только красоту

природы, но и красоту человеческих

отношений, основанных на любви и

доброте.

Однако, не всегда есть возможность

увидеть православный праздник или

поучаствовать в нём, посетить храм

или увидеть красоту его праздничного

убранства. Поэтому и было принято решение создать образовательный

издательский

проект

«Православные

игры

«Чемоданчик

юного

паломника».

Срок реализации образовательного проекта: 2 года.

Возрастная группа: дети младшего школьного возраста 6-11 лет.

Сегодня комплексный учебный курс «Основы религиозных культур

и светской этики»

включён

в

новые

образовательные

стандарты

(ФГОС). Наиболее эффективной технологией работы с четвероклассниками на

уроках ОРКСЭ является игровая технология.

Задача учителя не только

доступно все показать и рассказать, но и научить современного школьника

мыслить, анализировать, привить ему навык практических действий, используя

краеведческий ресурс Орловской области.

Образовательный

издательский

проект

«Православные

игры

«Чемоданчик

юного

паломника»

способствует

глубокому

пониманию

и

усвоению

православной культуры.

На наш взгляд,

в основу

образовательного

проекта

положена

идея

объединения

в

команду

в

целях

совместного

деятельностного

познания

основ

православной веры. Насколько интересным, проблемным и увлекательным

будет игровой процесс,

настолько активным будет познание

культурных,

православных, исторических традиций, их знание и бережное к ним отношение.

Развитие исследовательских способностей учащихся, умения определять цели и

ставить задачи, необходимые для подготовки к участию в игре. Выбирать

методы, под руководством учителя и других участников образовательного

процесса, осуществлять поиск

и

обработку

необходимой

информации,

формировать

умения и навыки работать в

команде, в процессе игры, а

также

целенаправленной

рефлексии

по

итогам

реализации проекта. В этом идея новых Федеральных государственных

стандартов, выраженная в системно-деятельностном подходе, и актуальность

образовательного проекта.

Дидактический материал образовательного проекта «Православные

игры «Чемоданчик юного паломника» позволяет познакомить обучающихся

начальной школы с традициями, обычаями и обрядами, народными костюмами,

знаменитыми художниками в доступной форме, коллективно поиграть в

народные игры, запомнить православные храмы и церкви Орловской области.

Всё

это

помогает

расширить

представления детей о родном языке,

народной культуре, даёт возможность

учитывать

индивидуальные

возможности каждого ребёнка, в том

числе

и

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья.

Объект проектной деятельности -

педагогический подход, формирующий

характер

влияния авторских

дидактических

православных

игр

и

занимательных сюжетов на воспитание духовно-нравственной культуры,

который реализуется через создание православной образовательной среды.

Предмет проектной деятельности - ориентация педагогов лицея на

духовно-нравственное

и

гражданское

содержание

уроков

ОРКСЭ

с

образовательной

средой

способствуют

формированию

навыков

самоорганизации,

самопознания,

самовыражения,

которые

помогут

современным школьникам адаптироваться в социуме.

Цели и задачи проекта

Цель:

создание

условий

для

формирования

у

учащихся

духовно-

нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, интереса к истории

русской православной культуры; воспитание патриотических чувств и любви к

родной стране, ее национальным традициям, в том числе православным

традициям Орловского края.

Задачи:

Обучающие:

формирование

гражданско-патриотических

ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию

своей Родины,

расширение словарного запаса слов и умение

детей

использовать их в определенных ситуациях;

Развивающие: Развитие коммуникативных навыков и умений в процессе

общения.

Воспитательные:

пробуждение

интереса

к

изучению

истории

и

православной

культуры;

воспитание

умения

строить

позитивные

межличностные

отношения

со

сверстниками;

создание

условий

для

самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых.

Планируемые результаты:

- понимать необходимость

обогащать свои

знания о

духовно-нравственной

культуре;

- приобщать обучающихся

к

опыту

православной

культуры

в

Орловской

области;

-

рассказывать

о

православных праздниках как одной из форм исторической памяти народа,

общества, праздниках в своём регионе, о роли семейных праздников в жизни

человека, семьи;

- приобретение первоначального опыта поисковой, проектной деятельности

по изучению православного исторического и культурного наследия в своей

местности, регионе, оформлению,

в том числе включение родителей в

исследовательскую деятельность, и представление результатов;

- совершенствовать организационные умения в области коллективной

деятельности.

Новизна данного проекта заключается в:

- публикации образовательного издательского проекта «Православные

игры «Чемоданчик юного паломника» в БОУ ОО «Мезенский лицей» для

формирования духовно-нравственных ценностей и православной культуры

обучающихся как условия личностного роста и развития всех субъектов

образовательного процесса на территории села Плещеево Орловского района.

- обновлении содержания общего и дополнительного образования

средствами православной среды через организацию игровой деятельности

обучающихся

совместно

с

педагогами

и

родителями.

-

создании

детско-взрослого

сообщества

для

реализации

православного

образования

на

уроках

ОРКСЭ

и

во

внеурочной

деятельности

через

организацию

межвозрастного

сотрудничества,

социального

партнерства

(Орловская

митрополия,

Орловская

епархия

и

Храм

св.

Пантелеимона

Целителя

(больничный) с. Плещеево, Орловский муниципальный округ).

В ходе реализации образовательного проекта нашей творческой группе

пришлось

выступать

в

качестве

дизайнеров,

декораторов,

портных,

художников, конструкторов, психологов, мастеровых. Для нас, педагогов,

важно не только разбудить в ребёнке интерес к православной культуре, но и

помочь родителям и детям понять, что играя, можно многому научиться.



В раздел образования