Автор: Кононова Юлия Валерьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Рябинушка"
Населённый пункт: Сосновское
Наименование материала: Статья
Тема: Степ – аэробика, как эффективный метод укрепления здоровья и повышения двигательной активности детей в условиях детского сада
Раздел: дошкольное образование
Степ – аэробика, как эффективный метод укрепления
здоровья и повышения двигательной активности детей в
условиях детского сада
Кононова Юлия Валерьевна
Инструктор по физической культуре
детский сад «Рябинушка» п.Сосновское Нижегородская область
За последние годы отмечается уменьшение физической активности у детей. Крайне важно
вовлекать детей в регулярные занятия физкультурой и спортом с самого раннего возраста.
Опыт работы в детских садах свидетельствует о том, что стандартных уроков по физической
культуре недостаточно для обеспечения полноценного двигательного развития детей, что
негативно отражается на их здоровье
Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в дошкольных учреждениях всегда было и остаётся
первостепенной задачей. В современных условиях остро стоит вопрос поиска действенных
оздоровительных методик, направленных на формирование привычек здорового образа жизни
и организацию оптимального уровня физической активности детей. «Степ-аэробика», являясь
одной из наиболее результативных форм увеличения двигательной активности, безусловно,
способствует улучшению здоровья детей.
Этот вид спорта уже нельзя назвать новым — он существует более десяти лет, однако в России
о нём узнали сравнительно недавно. В дошкольных учреждениях такие занятия пока остаются
редкостью. Тренировки проходят один-два раза в неделю продолжительностью 30–35 минут, в
зависимости от общего самочувствия и степени усталости детей. Регулярные занятия
позволяют быстро ощутить положительный эффект: повышается уровень физической
подготовки и укрепляется сердечно-сосудистая система.
Двигательная активность детей становится всё более скоординированной и точной. Они
уверенно различают направления движений, смены темпа и ритма, а также демонстрируют
согласованные движения под музыку. Постепенно усиливается проявление волевых качеств во
время выполнения упражнений, растёт желание достичь высоких результатов. У детей
формируется эстетическое восприятие движений, они начинают ценить их красоту и
гармоничность
Творчество проявляется в физической активности: дети самостоятельно создают простые
комбинации из изученных упражнений, стремясь к уникальности и индивидуальности в своих
движениях. Аэробика привлекает своей доступностью, эмоциональностью и возможностью
адаптировать содержание тренировок в зависимости от интересов, возраста, физического
состояния и уровня подготовки участников. Степ-аэробика является одним из самых простых и
эффективных направлений в аэробике.
Слово "step" дословно переводится с английского как "шаг". Шаговая аэробика отличается
простотой и не требует чрезмерной концентрации внимания на запоминании сложных
движений. Степ-аэробика представляет собой танцевальные тренировки с использованием
специальной платформы, позволяющей регулировать её высоту. В нашем детском саду
применяется степ-доска размером 10 см в высоту, 30 см в ширину и 40 см в длину.
На степ-доске выполняются подъемы и спуски в такт музыке, комбинирующиеся с
традиционными танцевальными элементами. Степ-аэробика, будучи частью двигательного
режима ребенка, обеспечивает активный отдых, удовлетворяя природную потребность детей в
движении и способствуя их правильному развитию. Для детей степ-аэробика представляет
собой аэробные циклические упражнения, нацеленные на повышение общей выносливости и
оздоровление организма.
Для них типичны значительные морфофункциональные изменения в системах кровообращения
и дыхания. Помимо этого, использование индивидуальных приспособлений, таких как степ-
платформы, делает уроки физкультуры увлекательными и разнообразными, вызывая у детей
радость. Занятия степ-аэробикой проходят под бодрую, ритмичную музыку, создающую у
детей позитивный настрой, повышающую эмоциональную вовлеченность и способствующую
развитию интегрального качества — «эмоциональной отзывчивости».
Организация занятий степ-аэробикой для детей может варьироваться следующим образом:
o
В виде полноценных оздоровительных тренировок с детьми старшего дошкольного возраста
длительностью 25–35 минут;
o
Как часть физкультурного или музыкального занятия (длительность 10–15 минут);
o
В рамках утренней гимнастики, усиливающей её оздоровительное и эмоциональное
воздействие;
o
В качестве показательных выступлений на праздниках;
o
В формате степ-развлечений.
Рекомендуется использовать один комплекс степ-аэробики в течение трёх месяцев, постепенно
видоизменяя и усложняя упражнения по мере их освоения. Важно правильно дозировать
физическую нагрузку, чтобы частота сердечных сокращений не превышала 150–160 ударов в
минуту.