Напоминание

Развитие связной речи дошкольника в семье


Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Развитие связной речи дошкольника в семье
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Развитие связной речи дошкольника в семье»

Уважаемые родители!

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не

только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний,

которые нужно им передать. Кроме того, необходимо стремиться, чтобы

усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Центральное

место

в

системе

работы

по

развитию

речи

детей

дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Она вбирает

в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой

культурой, грамматическим строем, лексическим богатством.

Всем вам хочется, чтобы ваш ребенок говорил правильно, грамотно и

уверенно, ведь в дальнейшем это поможет ему быть хорошим собеседником,

добиваться своих целей и быть успешным человеком. Особое внимание этому

придается в нашем детском саду, но без помощи родителей справиться нам

будет очень тяжело.

Большую часть дня дети слышат речь воспитателя, а придя вечером

домой - родителей. И если ваша речь звучит грамотно, то и ребенок будет

стараться копировать ее. Старайтесь как можно чаще уделять внимание своему

ребенку и много разговаривать с ним.

Речь ребенка на выходе из детского сада должна быть:

-грамотной;

-понятной;

-выразительной;

-осмысленной;

-богатой….

Это идеал. А что же получается на самом деле?

Вот проблемы современных детей:

- односложная речь, состоящая из одних простых предложений;

- бедная речь;

- недостаточный словарный запас;

- слова – «паразиты»;

- замусоривание речи: употребление нелитературных слов и выражений как

результат просмотра телевизионных передач, не предназначенных для детского

просмотра;

- неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос;

- неспособность пересказать текст и построить сюжетный или описательный

рассказ на предложенную тему;

- неумение использовать интонацию (выразительность);

- плохая дикция, которая потом скажется на письме…

Этому есть немало объяснений. Это и технический прогресс (как ни

странно), и ритм современной жизни, и загруженность родителей, и наличие в

большинстве семей только одного ребенка. Уставшие родители не могут, а

иногда и не хотят общаться с детьми. Детям включают телевизор, компьютер,

предлагается множество игрушек, но только не живое общение.

Предлагаю вашему вниманию несколько правил, выполнение которых

поможет вам, развивать связную речь своего ребенка в домашних условиях без

особых затруднений:

1.Старайтесь больше разговаривать со своим ребенком, задавайте вопросы и

старайтесь, чтобы он на них отвечал как можно более подробно.

2.

Учите

ребенка

правильно

строить

предложения,

делая

их

распространенными.

3. Если ваш ребенок говорит не правильно, не ругайте его за это, а просто

повторите

фразу,

акцентируя

внимание

своего

чада

на

правильности

высказывания.

4. Если у вас ребенок «почемучка» - старайтесь отвечать на его вопросы

полным ответом. Для того чтобы ребенок быстрее запомнил все вами

сказанное, покажите ему картинки, прочитайте детскую энциклопедию или

посмотрите вместе познавательный фильм данной направленности, а в конце

услышанного, прочитанного или увиденного - задайте ему встречные вопросы.

5. Если ребенок вам очень часто задает вопросы - никогда не оставляйте их без

ответа, обязательно поощряйте это стремление, ведь именно так он старается

познакомиться с окружающим его миром и войти с ним в контакт.

6. Если ребенок к вам подошел с вопросами, а вы сильно устали или у вас

много дел, старайтесь не подавать вида, не показывайте этого, не отправляйте

его в другую комнату поиграть и не просите оставить вас. Не дайте ему

заподозрить вас в том, что в данный момент он вам не интересен и у вас нет

желания с ним общаться, ведь тем самым вы отталкиваете его и он может

замкнуться.

7. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления от увиденного, о

которых он мог бы рассказать не только вам, но и другим.

8. Для того чтобы у ребенка хорошо развивалась речь – играйте с ним:

попросите перебрать крупу, разобрать пуговицы по цвету, размеру, обрывайте,

сминайте, скатывайте бумагу, рисуйте пальчиками, лепите и т.д. Ведь от

развитости пальцев рук зависит его речь.

9. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не критикуйте его

с глазу на глаз и тем более при посторонних, это может нанести ребенку

психологическую травму и ребенок перестанет в дальнейшем вам доверять.

10. Ограничивайте время проведения ребенка за компьютером и просмотром

телевизора, лучше вместе с ним заняться прочтением художественной

литературы или просмотром иллюстраций, ведь все это приучит его быть

усидчивым.

11. Хвалите чаще свое чадо, но не перехваливайте.

12. Больше играйте с ним в игры по развитию речи.

13. Проявляйте интерес к его жизни в саду.

14. По дороге домой из детского сада всегда интересуйтесь событиями, которые

запомнились ему за данный день.

15. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их

внимание на значимые для человека объекты: магазины, школу, поликлинику,

библиотеку. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.

Во время прогулки в парк, сквере, на озере привлекайте внимание малыша к

красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.

16. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их

правильно.

Предложите

рассмотреть

детально,

выделить

характерные

особенности, свойства (этим вы пополните словарь ребенка), научите его

наблюдать, сравнивать предметы и явления.

17. Советуем завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком

рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

18. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки,

загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной

культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о

другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказываться,

поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок

расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это

первые шаги в овладении монологической речью.

Речевые игры на развитие связной речи с детьми дома

«Хорошо - плохо»

Цель: познакомить ребенка с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь,

воображение, ловкость.

Материал: мяч.

Ход игры

Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь.

Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на

его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Взрослый: дождь.

Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и

будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: город.

Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов,

плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).

Взрослый: зима.

Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить

снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

«Что изменилось?»

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Ход игры

На столе расположены предметы в определенной последовательности.

Взрослый: посмотри внимательно на предметы, запомни, как они расположены. Потом,

когда ты отвернешься, я что-то изменю. Когда ты повернешься обратно, должен

внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

– Описать предмет, которого не стало

– Рассказать о месте, где он стоял

– На какой звук начиналось название этого предмет

– В названии каких еще предметов есть этот звук?

«Почемучкины вопросы»

Цель: развивать у ребенка связную речь, мышление.

Ход игры

1. Почему птицы улетают на юг?

2. Почему наступает зима?

3. Почему ночью темно?

4. Почему зимой нельзя купаться в реке?

5. Почему летом жарко?

6. Почему медведь зимой спит?

7. Почему заяц зимой белый?

8. Почему дома нельзя играть с мячом?

9. Почему из трубы идет дым?

10. Почему в доме делают окна?

11. Почему листья на деревьях появляются весной?

«Потому что…»

Цель: развивать у ребенка связную речь, мышление.

Ход игры

Рассуждения и ответы на вопросы:

«Я мою руки потому, что…»

– Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой

вопрос»

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

– Объясни, почему кошка недовольна?

«Если бы...»

Цель: развивать у ребенка связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез,

прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры

Взрослый предлагает ребенку пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

«Нарисуй сказку»

Цель: Развивать умение составлять рисуночный план к тесту, использовать его при

рассказывании.

Ход игры

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом,

ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом

рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь,

показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним,

какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«А я бы…»

Цель: развивать творческое воображение. Развитие свободного рассказывания.

Ход игры

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы

попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Опиши-угадай»

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему,

предложенную взрослым. Развивать монологическую форму речи.

Ход игры

Ребенок должен описать внешний вид другого члена семьи, а взрослые должны назвать, о

ком говорил их ребенок

Желаем успеха!

.



В раздел образования