Автор: Гатауллина Лариса Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в
Раздел: дошкольное образование
Республика Башкортостан г. Уфа
МАДОУ Детский сад № 69
Статья на тему: «Взаимодействие музыкального руководителя и
воспитателя в решении задач музыкального развития в
соответствии с ФГОС ДО»
Музыкальный руководитель
Гатауллина Лариса Валерьевна
Уфа, 2025г.
Невозможно представить работу в детском саду без взаимодействия друг с
другом, особенно когда речь идет о музыкальных руководителях и
воспитателях.
1. Непосредственное взаимодействие происходит на музыкальных занятиях.
Роль воспитателя на них очень важна. Наибольшая роль воспитателю
отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической
деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая – в процессе слушания
музыки, пения и музицирования. Функции воспитателя в каждой из
возрастных групп различны, а степень его активности на занятии
обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят
на данном занятии.
Примеры музыкальных игр для улучшения взаимодействия в ходе
музыкальных занятий:
Младший возраст:
Игра «Надувайся пузырь»
Текст игры: Надувайся наш пузырь, надувайся
Надувайся наш пузырь, надувайся,
Да не лопни, смотри,
Да не лопни, смотри
Да не лопни!.. Хлоп! Лопнул!
Дети строятся в хоровод, расширяют круг, до тех пор, пора «пузырь не
лопнет». После приседают, изображая лопнувший пузырь.
Музыкальная игра: Большие и маленькие ноги (музыка В. Агафонникова).
Дети двигаются топающим шагом и лёгким бегом в соответствии со сменой
музыки.
Средний/старший возраст:
Угадай музыкальный инструмент
Сколько нас поёт?
Игры – импровизации
2. Активное взаимодействие происходит во время подготовки к утренникам и
развлечениям. Музыкальные руководители вместе с воспитателями
обсуждают сценарий, проводят регулярные репетиции с детьми, а так же с
воспитателями, оказывают взаимопомощь в изготовлении атрибутов,
оформлении музыкального зала.
Примеры музыкальных игр для улучшения взаимодействия в ходе
подготовки к утренникам и развлечениям:
Младший возраст:
Солнышко и дождик
Мы погреемся немножко
Средний:
Шёл козёл по лесу
На внимание: ёлочки-пенёчки
Старший возраст
Игры на ускорение (мы повесим шарики, снег руками нагребаем)
Игры по типу «Повтори движение».
Курай, юрта
Услыхали наш курай, собрались мы все сюда, наигравшись с кураистом,
разбежались, кто куда.
Хай, хай, хай, хай, мы попляшем под курай.
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
Разбежимся на лужок.
3. Во время прогулки и режимных моментов воспитатель проводит
музыкальные игры, которые были порекомендованы музыкальными
руководителями. Воспитатели повторяют музыкальный репертуар с детьми в
группе, а так же используют музыку подобранную музыкальным
руководителем для занятий или режимных моментов.
Примеры музыкальных игр для улучшения взаимодействия в режимных
моментов:
Игры «соберись по цвету/по форме»
Хороводные (золотые ворота, рыбки и невод, мы на луг ходили)
Пугало
1. Во саду, во саду
Пугало стояло,
Яблоки нам пугало
Рвать не разрешало.
(Дети идут по кругу, в центре стоит ребёнок "пугало")
Мы тихонько подойдем
И яблоки сорвем!
(Идут в маленький круг)
Пугало:
Яблоки нельзя здесь рвать!
Буду вас я догонять!
Сова (день/ночь)
Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидишь
Летаешь ночью, днем ты спишь.
День наступает, всё оживает!
Дети изображают бабочек, жуков, мышек. Встают на носки и бегают в
различных направлениях, приближаясь к гнезду «совушки».
Ведущий: Ночь наступает
Всё засыпает.
4. Во время подготовки к конкурсам, таким как «Битва хоров», музыкальные
руководители помогают подобрать воспитателям репертуар и разучивают с
ними музыкальный номер. Помогают в постановке номера.
5. Выступление на праздниках и мероприятиях детского сада и района не
обходится без взаимодействия муз.руководителей и воспитателей.
Проводятся репетиции, разрабатывается сценарий и так же подбирается сам
репертуар.
6. При подготовке к различным мероприятиям, воспитатель оказывает
помощь в распределении ролей для детей (танцы, игры, сценки, стихи),
чтобы каждый ребенок проявил свои творческие способности.
7. Так же мы, как музыкальные руководители каждый год проводим
музыкальные педагогические гостиные, в которых играем с воспитателями в
различные пед. игры, одну из таких хотим сейчас вам представить.
Таким образом, взаимодействие музыкальных руководителей и
воспитателей тесно связано между собой во всех сферах детского
творчества, игровой деятельности детей, образовательного процесса.