Автор: Мошкина Светлана Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Традиции детского сада как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края"
Раздел: дошкольное образование
«Традиции детского сада как средство приобщения
дошкольников к истории и культуре родного края»
Подготовила Мошкина Светлана Васильевна, музыкальный
руководитель МКДОУ д/с «Теремок» пгт Пижанка.
Современное российское общество переживает кризис духовно
– нравственных идеалов. Забываются семейно – бытовые традиции,
обычаи, уважение и почитание старших. Сегодня каждый из нас
понимает потребность возрождения и развития духовных традиций
нашего Отечества.
Известно,
что
основой
духовно-нравственного
воспитания
является культура общества, семьи и образовательного учреждения
— той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его
становление и развитие.
Возродить культуру нашего народа, традиции – трудная и
благородная задача, а дошкольный возраст – благоприятный период
для приобщения детей к истокам народной культуры, способной
возродить
преемственность
поколений,
передать
нравственные
устои, духовные и художественные ценности.
Российская
земля
всегда
славилась
красотой
и
богатством
музыки,
литературы,
своими
праздниками
и
обычаями.
Именно
родная культура должна найти дорогу к сердцу ребёнка и лежать в
основе его личности. Как у каждого народа свои обычаи, которые
передаются из поколения в поколение, так и в каждом доме, в
каждой семье обязательно есть свои ритуалы и традиции.
В нашем детском саду есть такие замечательные традиции:
Экологические традиции: бережное отношение к природе. В
своей работе активно используем следующие формы: экскурсии,
целевые прогулки по родному поселку, наблюдения за природными
явлениями. Участвуем в совместных акциях: «Нельзя выбросить -
переработай», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Сдай батарейку
– спаси планету!», «Домик для скворца».
Трудовые традиции: уважительное отношение к труду других
людей, выполнение трудовых поручений в детском саду и дома,
такие как: мытье игрушек, сервировка столов дежурными, уход за
комнатными
цветами,
субботники
на
прогулочных
участках,
знакомство с профессиями.
Коммуникативные
традиции.
Ритуалы
и
традиции
играют
большую
роль
в
укреплении
дружеских
отношений,
оказывают
большую помощь в воспитании детей, помогают ребенку освоить
ценности
коллектива,
прогнозировать
дальнейшие
действия
и
события.
Традиционными
стали:
празднование
дней
рождения
детей, ежегодное участие в марафоне «Добрая Вятка», акции «Белый
цветок».
Традиции
здорового
образа
жизни.
Формирование
у
детей
дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни
через традиции и ценности национальной культуры. В соответствии
с
планом
проводим
Дни
здоровья,
досуги,
недели
здоровья,
спортивные
развлечения,
беседы
с
медицинской
сестрой,
флешмобы.
Патриотическое
воспитание.
Особое
внимание
мы
уделяем
патриотическому
воспитанию
подрастающего
поколения,
воспитанию гуманной духовно-нравственной личности, достойных
будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В детском саду ежегодно проводим праздники, посвященные
Дню Победы, непременно принимаем участие в акциях «Письмо
солдату», «Посылка солдату», «Открытка ветерану», дети участвуют
в конкурсах детского сада и района.
Большое
место
в
приобщении
детей
к
народной
культуре
занимают народные праздники и традиции.
Чтобы познакомить детей с историей народа, с его укладом
жизни и народной мудростью, в детском саду стало традицией
каждый год проводить не только календарные осенние, зимние и
весенние фольклорные праздники, но и реализовывать различные
проекты, на которые мы приглашаем и родителей. Результат любого
праздника
–
это
совместная
работа
педагогов
и
музыкального
руководителя и родителей.
Население поселка Пижанка в основном составляют русские и
мари. У каждого народа свои традиции и обычаи, но горе и радость
мы переживаем сообща. Поэтому доброй традицией стало проводить
Зимние посиделки (Теле кас) и Весенние посиделки (Шошо кас).
Огромную роль в проведении таких праздников оказывают нам
родители воспитанников, которые работают в Областном Центре
Марийской
культуры
или
являются
активными
участниками
художественной
самодеятельности.
Цель
таких
посиделок
–
приобщение
дошкольников
к
русской
и
марийской
народной
культуре, формирование национального самосознания и уважения к
обычаям родного Пижанского края. Задача посиделок – показать,
что веками живут на земле Пижанской два народа - русские и мари.
Живут,
не
задаваясь
вопросом,
какой
ты
национальности,
ведь
главным
является
то,
какой
ты
человек.
Наши
люди
издавна
привыкли вместе преодолевать трудности и радоваться в праздники.
В ходе праздника участники играют в игры, одинаковые у двух
народов,
поют
частушки
на
марийском
и
русском
языках,
занимаются общим рукоделием, водят общий хоровод «Пижанскую
круговую».
Как говорилось выше, проекты – одна из традиций детского
сада. Музыкальным руководителем и воспитателями был создан
проект «Пой балалайка, играй балалайка, звени балалайка», целью
которого
было
-
привлечь
внимание
к
русскому
народному
инструменту балалайка, к его уникальному звучанию и его истории.
Ребята вместе с родителями самостоятельно добывали информацию
об
истории
русского
музыкального
инструмента,
сочиняли
частушки, создавали макеты инструмента. С детьми разучивали
частушки под аккомпанемент балалайки, танец с балалайкой. Мне,
как
музыкальному
руководителю,
необходимо
было
научиться
играть на этом музыкальном инструменте. Результатом проекта
«Балалайка» стал отчетный концерт для родителей, а затем для
учеников начальной школы, где ребята презентовали свои работы, а
все
музыкальные
номера
сопровождались
под
аккомпанемент
балалайки.
Знакомство с миром традиционной культуры малой Родины
начинается с ближайшего окружения ребенка, социума, детский сад
сотрудничает
с
краеведческим
музеем,
посещая
который
дети
заглядывают вглубь прошедших веков, узнают от экскурсовода об
архитектуре, знакомятся с жизнью, бытом, обычаями, занятиями
народа.
Так же большую роль в духовно – нравственном воспитании
детей
играет
ознакомление
с
историей
русского
национального
костюма. При знакомстве детей с жизнью и бытом русского народа,
большое значение уделяется народным подвижным играм.
Масленица – самый веселый, шумный, народный праздник.
Отличный способ весело провести время с детьми, рассказать им о
культуре и традициях русского народа, привить любовь и уважение
к своей истории.
Маслинная неделя в нашем саду проходит весело, радостно, с
песнями,
плясками,
колядками.
Каждый
год
праздники
не
повторяются,
мы
ищем
различные
варианты
проведения.
Принимаем активное участие в изготовлении солнышек, куколок
масленицы
–
провожаем
зиму,
встречаем
весну.
Заканчиваем
праздник
поеданием
блинов,
у
всех
радостное
и
приподнятое
настроение на долгое время.
Традиции,
в
которых
дети
принимают
непосредственное
участие
все
вместе
с
педагогами
и
родителями,
прочно
откладываются
в
детской
памяти
и
уже
неразрывно
связаны
с
детством, с воспоминанием о детском саде, как о родном общем
доме, где каждый ребенок любим и уважаем.
Трудно
перечислить
все
нравственные
качества
человека
будущего
общества,
но
главное,
что
эти
качества
должны
закладываться
сегодня.
Эта
наша
важная
задача.
Главное
наше
достояние — это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в
такой стране мы все завтра будем жить.