Напоминание

"Традиции детского сада как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края"


Автор: Мошкина Светлана Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Традиции детского сада как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Традиции детского сада как средство приобщения

дошкольников к истории и культуре родного края»

Подготовила Мошкина Светлана Васильевна, музыкальный

руководитель МКДОУ д/с «Теремок» пгт Пижанка.

Современное российское общество переживает кризис духовно

– нравственных идеалов. Забываются семейно – бытовые традиции,

обычаи, уважение и почитание старших. Сегодня каждый из нас

понимает потребность возрождения и развития духовных традиций

нашего Отечества.

Известно,

что

основой

духовно-нравственного

воспитания

является культура общества, семьи и образовательного учреждения

— той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его

становление и развитие.

Возродить культуру нашего народа, традиции – трудная и

благородная задача, а дошкольный возраст – благоприятный период

для приобщения детей к истокам народной культуры, способной

возродить

преемственность

поколений,

передать

нравственные

устои, духовные и художественные ценности.

Российская

земля

всегда

славилась

красотой

и

богатством

музыки,

литературы,

своими

праздниками

и

обычаями.

Именно

родная культура должна найти дорогу к сердцу ребёнка и лежать в

основе его личности. Как у каждого народа свои обычаи, которые

передаются из поколения в поколение, так и в каждом доме, в

каждой семье обязательно есть свои ритуалы и традиции.

В нашем детском саду есть такие замечательные традиции:

Экологические традиции: бережное отношение к природе. В

своей работе активно используем следующие формы: экскурсии,

целевые прогулки по родному поселку, наблюдения за природными

явлениями. Участвуем в совместных акциях: «Нельзя выбросить -

переработай», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Сдай батарейку

– спаси планету!», «Домик для скворца».

Трудовые традиции: уважительное отношение к труду других

людей, выполнение трудовых поручений в детском саду и дома,

такие как: мытье игрушек, сервировка столов дежурными, уход за

комнатными

цветами,

субботники

на

прогулочных

участках,

знакомство с профессиями.

Коммуникативные

традиции.

Ритуалы

и

традиции

играют

большую

роль

в

укреплении

дружеских

отношений,

оказывают

большую помощь в воспитании детей, помогают ребенку освоить

ценности

коллектива,

прогнозировать

дальнейшие

действия

и

события.

Традиционными

стали:

празднование

дней

рождения

детей, ежегодное участие в марафоне «Добрая Вятка», акции «Белый

цветок».

Традиции

здорового

образа

жизни.

Формирование

у

детей

дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни

через традиции и ценности национальной культуры. В соответствии

с

планом

проводим

Дни

здоровья,

досуги,

недели

здоровья,

спортивные

развлечения,

беседы

с

медицинской

сестрой,

флешмобы.

Патриотическое

воспитание.

Особое

внимание

мы

уделяем

патриотическому

воспитанию

подрастающего

поколения,

воспитанию гуманной духовно-нравственной личности, достойных

будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

В детском саду ежегодно проводим праздники, посвященные

Дню Победы, непременно принимаем участие в акциях «Письмо

солдату», «Посылка солдату», «Открытка ветерану», дети участвуют

в конкурсах детского сада и района.

Большое

место

в

приобщении

детей

к

народной

культуре

занимают народные праздники и традиции.

Чтобы познакомить детей с историей народа, с его укладом

жизни и народной мудростью, в детском саду стало традицией

каждый год проводить не только календарные осенние, зимние и

весенние фольклорные праздники, но и реализовывать различные

проекты, на которые мы приглашаем и родителей. Результат любого

праздника

это

совместная

работа

педагогов

и

музыкального

руководителя и родителей.

Население поселка Пижанка в основном составляют русские и

мари. У каждого народа свои традиции и обычаи, но горе и радость

мы переживаем сообща. Поэтому доброй традицией стало проводить

Зимние посиделки (Теле кас) и Весенние посиделки (Шошо кас).

Огромную роль в проведении таких праздников оказывают нам

родители воспитанников, которые работают в Областном Центре

Марийской

культуры

или

являются

активными

участниками

художественной

самодеятельности.

Цель

таких

посиделок

приобщение

дошкольников

к

русской

и

марийской

народной

культуре, формирование национального самосознания и уважения к

обычаям родного Пижанского края. Задача посиделок – показать,

что веками живут на земле Пижанской два народа - русские и мари.

Живут,

не

задаваясь

вопросом,

какой

ты

национальности,

ведь

главным

является

то,

какой

ты

человек.

Наши

люди

издавна

привыкли вместе преодолевать трудности и радоваться в праздники.

В ходе праздника участники играют в игры, одинаковые у двух

народов,

поют

частушки

на

марийском

и

русском

языках,

занимаются общим рукоделием, водят общий хоровод «Пижанскую

круговую».

Как говорилось выше, проекты – одна из традиций детского

сада. Музыкальным руководителем и воспитателями был создан

проект «Пой балалайка, играй балалайка, звени балалайка», целью

которого

было

-

привлечь

внимание

к

русскому

народному

инструменту балалайка, к его уникальному звучанию и его истории.

Ребята вместе с родителями самостоятельно добывали информацию

об

истории

русского

музыкального

инструмента,

сочиняли

частушки, создавали макеты инструмента. С детьми разучивали

частушки под аккомпанемент балалайки, танец с балалайкой. Мне,

как

музыкальному

руководителю,

необходимо

было

научиться

играть на этом музыкальном инструменте. Результатом проекта

«Балалайка» стал отчетный концерт для родителей, а затем для

учеников начальной школы, где ребята презентовали свои работы, а

все

музыкальные

номера

сопровождались

под

аккомпанемент

балалайки.

Знакомство с миром традиционной культуры малой Родины

начинается с ближайшего окружения ребенка, социума, детский сад

сотрудничает

с

краеведческим

музеем,

посещая

который

дети

заглядывают вглубь прошедших веков, узнают от экскурсовода об

архитектуре, знакомятся с жизнью, бытом, обычаями, занятиями

народа.

Так же большую роль в духовно – нравственном воспитании

детей

играет

ознакомление

с

историей

русского

национального

костюма. При знакомстве детей с жизнью и бытом русского народа,

большое значение уделяется народным подвижным играм.

Масленица – самый веселый, шумный, народный праздник.

Отличный способ весело провести время с детьми, рассказать им о

культуре и традициях русского народа, привить любовь и уважение

к своей истории.

Маслинная неделя в нашем саду проходит весело, радостно, с

песнями,

плясками,

колядками.

Каждый

год

праздники

не

повторяются,

мы

ищем

различные

варианты

проведения.

Принимаем активное участие в изготовлении солнышек, куколок

масленицы

провожаем

зиму,

встречаем

весну.

Заканчиваем

праздник

поеданием

блинов,

у

всех

радостное

и

приподнятое

настроение на долгое время.

Традиции,

в

которых

дети

принимают

непосредственное

участие

все

вместе

с

педагогами

и

родителями,

прочно

откладываются

в

детской

памяти

и

уже

неразрывно

связаны

с

детством, с воспоминанием о детском саде, как о родном общем

доме, где каждый ребенок любим и уважаем.

Трудно

перечислить

все

нравственные

качества

человека

будущего

общества,

но

главное,

что

эти

качества

должны

закладываться

сегодня.

Эта

наша

важная

задача.

Главное

наше

достояние — это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в

такой стране мы все завтра будем жить.



В раздел образования