Авторы: Мокшина Карина Алексеевна, Бурашникова Наталия Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 201 "Островок детства" города Чебоксары Чувашской Республики
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: "Россия — Родина моя"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 201 «Островок детства» города Чебоксары
Чувашской Республики
Конспект занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя»
для детей подготовительной группы.
Разработан воспитателями:
Мокшиной Кариной Алексеевной,
Бурашниковой Наталией Вячеславовной
Чебоксары 2025
1
Конспект занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя»
для детей подготовительной группы.
Цель:
воспитание в детях нравственно – патриотических чувств, любви и
уважения к Родине.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представление детей о России как стране, в которой они
живут; о её столице.
Закреплять и обобщать знания детей о символах России.
Развивающие:
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам,
где ребёнок родился и живет: к родному краю, городу.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма.
Речевые:
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Демонстрационный материал: Флаг, герб России, «Гимн России»-
музыкальное сопровождение, глобус.
Раздаточный материал: д/и «Найди флаг России», д/и «Пазл – Герб»,
кружки: зеленые и красные.
Методы и приемы:
Словесный метод
Приёмы:
Наглядный метод
Приёмы:
Практический метод
Приёмы:
1
3стр.(художественное
слово-стихотворение)
3стр.(Картинка
«Флаг.Герб»)
3 стр. (Сюрпризный
момент-показ
глобуса)
2
3стр. (загадки)
3-4стр.(использование
презентации)
3стр.
д/и «Найди флаг
России», д/и «Пазл –
Герб»,
3
6стр.(рефлексия-
закрепление)
3 стр.Физминутки
4
3стр.(пояснение
действий перед
началом работы)
3-4стр. (ответы на
вопросы)
Предварительная совместная деятельность:
Беседы о России, о российской символике, рассматривание иллюстраций
с изображениями городов родной страны, чтение стихотворений о России,
разучивание пословиц и поговорок о Родины, чтение художественной
литературы русских писателей о России.
2
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент. Дети заходят в группу и становятся в круг
вокруг закрытой коробки, берутся за руки.
Воспитатель: Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К занятию готовы?
Тогда — за работу!
Воспитатель: Для того чтобы узнать, что спрятано в коробке нужно отгадать
загадку.
Круглый мячик на подставке, каждый с детства с ним знаком. Он раскрашен
так красиво! Страны, горы, океаны. Покрути и ты его, самую красивую страну
найдешь, в той, в которой ты живешь!
Воспитатель: Правильно, ребята. Скажите, а что такое глобус?
Воспитатель: Глобус - это модель нашего земного шара. Слово «глобус»
означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое.
Давайте рассмотрим его. Какого цвета на глобусе больше всего?
-Больше всего на глобусе синего цвета: Как вы думаете, что обозначено этим
цветом? Вода, моря, океаны. А ещё на глобусе можно увидеть разные страны.
Скажите, а как называется наша страна?
Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя –
Россия. А мы с вами, граждане России – россияне!
Воспитатель:
Ребята, если бы мне дали возможность выбрать цветок
символизирующий Россию. Я бы выбрала ромашку. Белая ромашка – это
истинно русский цветок.
Вот только РОМАШКА наша грустит… (На доске расположена жёлтая
серединка ромашки с грустным личиком, без лепестков)
-Ах, это же проказник ветер сорвал лепестки с ромашки и раздул их по всей
нашей огромной стране. Надо бы Ромашке помочь. Ребятки, поможем
Ромашке собрать лепестки? Тогда предлагаю отправиться в путешествие по
России, чтобы разыскать лепестки и вернуть их нашей Ромашке.
- Ребятки, Вы любите путешествовать, а на каком транспорте можно
отправиться в путешествие? (Ответы детей: на машине, на самолете, на
поезде, пешком, на корабле, на воздушном шаре...)
Я предлагаю отправиться в путешествие на паровозике, который нас уже
ждёт. Но для того, чтобы занять места в салоне, надо приобрести билеты.
Цена билета – ваша улыбка!
- Ребята, посмотрите, это карта России. (Карта расположена на мольберте)
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
(Воспитатель обводит указкой территорию нашей страны). Когда на одном
конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы
добраться на поезде с одного края нашей страны на другой надо ехать 7 дней,
а на самолёте лететь сутки.
Мы садимся в самолет, (дети приседают)
3
Отправляемся в полет! (заводят самолет,встают)
Мы летим над облаками. (руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (машут руками)
Осторожнее: гора! (наклон)
Приземляться нам пора (приседают).
Остановка № 2: «Государственные символы России»
У
каждой
страны
есть
свои
государственные
символы.
А
какие
государственные символы Вы знаете. (Флаг, герб и гимн)
-Присаживайтесь за стол, возьмите конверт. Достаньте и посмотрите на
картинки. Что изображено на них? Ваша задача выбрать флаг России.
Дидактическая игра «Выбери нужное». Цель:
закреплять зрительное
восприятие и знания государственной символики, развивать логическое
мышление.
Какие цвета у флага России? (белый,синий,красный)
Воспитатель: Что же за секреты хранят полосы нашего флага?
Три полоски флага — это неспроста:
Белая полоска — мир и чистота,
Синяя полоска — это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска — подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Что означает белый цвет? Это белые облака, снега. Это цвет доброты и мира.
А что означает синий цвет? Это голубое небо, реки и озера. Символ веры и
верности. Красный - это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля, победа,
любовь к своей родине. (Вручается первый лепесток ромашки)
Кроме флага есть еще один государственный символ, который отличает нашу
страну от других. Подойдите к следующему столу. Наша задача: из частей
нужно собрать одно целое и сказать, что мы собрали.
Дидактическая игра «Собери картинку». Парная игра.
-Что у вас получилось? Ребятки, посмотрите на герб. Что изображено на
гербе?
-На Гербе России — золотой двуглавый орел, могучий и гордый. У орла две
головы, потому что Россия — большая страна, и головы орла смотрят на запад
и на восток, чтобы охранять государство.
На головах орла изображены короны — символы царской власти.
На его груди всадник -Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает
серебряным копьем ужасного дракона.
Чёрный дракон символизирует зло, а
поверженный героем дракон означает победу добра над злом.
(Вручается ещё один лепесток)
4
-Что это прозвучало? (Это звучит гимн России.)
-А что такое гимн? (Гимн - это главная песня страны. Каждая страна имеет
свой гимн. Гимн России прославляет силу, труд и гордость нашего народа).
- Как надо слушать гимн? Гимн нашей Родины, в знак большого уважения к
ней, все слушают стоя. Слова гимна написал поэт С. Михалков, музыку-
композитор А. Александров.
Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Продолжаем наше путешествие по России на корабле.
-Возьмитесь за руки и встаньте так, чтобы по форме получился корабль
(выстраиваем форму корабля).
-Поплыли. Ой, ребята, мы с вами кажется, попали в шторм. Началась качка,
корабль качает с одной стороны в другую. Шторм утихает...Перестал, океан
успокоился, и мы с вами подплываем к главному городу нашей страны.
- Мы приплыли с вами в главный город нашей страны. Ребята, как называется
столица России? (Город Москва)
-Ребята, а почему город Москва-это главный город страны? Там живет
президент. Как зовут нашего президента? Владимир Владимирович Путин.
Что делает президент? Он руководит нашей страной.
-Вы правы, В.В. Путин уже много лет управляет страной, его все уважают и
слушают. Управлять государством очень сложное дело, поэтому на пост
президента всегда выбирают умного и надежного человека. Посмотрите на
портрет нашего президента В.В. Путина.
Теперь продолжим наше путешествие на автобусе.
Мы в автобус дружно сели (Дети садятся)
И в окошко посмотрели. (смотрят по сторонам)
Наш шофёр педаль нажал, («нажимают» на педаль)
И автобус побежал (идут за воспитателем)
Смотрите, это ведь цветочная полянка. (Звучит музыка природы)
Что растет на нашей полянке? Цветы. Давайте почувствуем аромат цветов.
Вдохнем и выдохнем. Набираем носиком воздух и выдыхаем. (2 раза)
Дыхательная гимнастика.
Присядем на полянке. Рассматривание альбома «Мой край родной»
Ребята, эти места вам ничего не напоминают? Это же наш город. Как
называется наш город? Чебоксары. Правильно, ребята, Чебоксары - это наша
5
малая Родина. Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где
живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш
город, это наш родной край, это наша малая Родина (находим еще лепесток в
альбоме).
Родину нужно любить и беречь. Как же мы можем беречь свою родину?
Давайте поиграем в игру «Что хорошо, а что плохо для нашего города»
-Я буду называть ситуацию, а вы будете поднимать кружок красного или
зеленого цвета. Если вы считаете, что это хорошо поднимаете – зеленый цвет,
а если плохо – красный. Запомнили? Давайте повторим. (Повторяем)
Игра «Что хорошо, а что плохо для нашего города»
1) «В нашем городе не будет ни одного дворника, ни одной уборочной
машины»
Это хорошо или плохо? (плохо, т. к. на улицах будет грязно).
2) «В нашем городе построят много светлых и тёплых домов»
Это хорошо или плохо? (хорошо, у каждого будет своя квартира).
3) «В нашем городе не будет светофоров и дорожных знаков»
Это хорошо или плохо? (плохо, т. к. будут аварии на улицах).
4) «В нашем городе будет много стадионов и спортивных площадок»
Это хорошо или плохо? (хорошо, все будут сильными и здоровыми).
5) «В нашем городе будет много цветов»
Это хорошо или плохо? (хорошо, будет очень красиво, в воздухе будет аромат
цветов).
(Вручается ещё один лепесток)
Воспитатель: для вас ребята я приготовила вот такое сердце, это наша
любовь к Малой Родине. Я предлагаю каждому взять это сердце и сказать
лишь, за что мы любим наш город.
Я начинаю: «Мой город удивительный». (Красивый, цветущий, зеленый,
молодой, удивительный, родной, солнечный, праздничный, спортивный,
уютный,
лучший,
развивающийся,
сверкающий,
чистый,
любимый,
гостеприимный, замечательный и т. д.)
- За ваши чудесные ответы вручаю вам последний лепесток нашей Ромашки.
(Меняю желтую «грустную» серединку на «улыбающуюся» и читает детям,
что нам говорит Ромашка)
-Ромашка любит город Чебоксары, потому что она здесь выросла. Это и её
Родина тоже. Как здорово, что у каждого человека есть Родина!
Итог: На этом наше путешествие подходит к концу. Чем мы занимались?
Ребята, вам понравилось наше путешествие? О чем мы с вами беседовали? Что
вы узнали нового? Что вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?
Мне очень понравилось с вами играть и узнавать много нового и интересного.
Хочу в награду за вашу активность, подарить вам медали, на которых
6
написано «Я люблю Россию».
Ребятки, любите свою Родину и гордитесь ею,
ведь она у нас одна!
7