Напоминание

Работа с молодыми педагогами


Автор: Тимофеева Мария Иннокентьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ "СПТЛ-И"
Населённый пункт: село Сунтар, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Работа с молодыми педагогами
Раздел: полное образование





Назад




Работа с молодыми педагогами

«Педагог в узком смысле слова

рождается не в учебном заведении,

а в практической жизни»

М.М.Рубинштейн

Начиная с 2012-2013 уч. года отмечается массовый приток молодых

специалистов в наш педагогический коллектив. Молодые специалисты в

начале своей деятельности испытывают затруднения профессионального,

психологического и социального характера. Каким этот учитель будет через

год-два? Как он вольется в коллектив? Ответы на эти вопросы во многом

зависят от организации и помощи начинающему педагогу. Систематическое

оказание поддержки и помощи молодому учителю облегчает процесс его

адаптации, повышает эффективность и качество труда, снижает текучесть

кадров молодых педагогов. В школу, в которую приходит молодой учитель,

должны быть созданы условия для выявления и развития его способности,

для адаптации и становления. Для того, чтобы для молодых учителей

школа

стала

домом

Знаний,

копилкой

передового

педагогического

мастерства, необходима специально организованная работа. С этой целью с

2012-2013 учебного года по инициативе директора школы О.К.Сосина в

лицее началась

целенаправленная, непрерывная работа с молодыми

педагогами под руководством методиста Тимофеевой М.И.

Целью методиста-наставника является оказание практической помощи

молодым

учителям

в

их

профессиональном

становлении,

а

также

формирование в лицее кадрового ядра.

Основными задачами являются:

привитие

молодым

специалистам

интереса

к

педагогической

деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;

ускорение процесса профессионального становления учителя и

развитие

способности

самостоятельно

и

качественно

выполнять

возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций

коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении,

сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей

учителя.

В нашем лицее за эти годы накоплен богатый позитивный опыт в работе с

молодыми

специалистами.

С

целью

оказания

методической

помощи

молодым учителям постоянно проводятся семинары, которые стали одной из

продуктивных

форм

повышения

профессиональной

компетентности

педагогов. Урок является основной формой организации учебного процесса в

школе. Поэтому урокам уделяется наибольшее внимание. Совместно с

молодыми

учителями анализируются проведенные им уроки, даются

методические рекомендации по правильности составления поурочного

планирования и умения достичь цели поставленной на уроке. Организуется

посещение открытых уроков учителей с большим педагогическим опытом

молодыми

специалистами

с

целью

изучения,

освоения

и

внедрения

педагогического опыта. Открытые уроки дают возможность показать и

увидеть на практике особенности использования разнообразия форм и

методов работы на уроках.

Особое внимание в работе с молодыми специалистами уделяется их

индивидуальным

запросам.

Все

это

способствует

повышению

профессионализма учителя, овладению методами обучения и различными

приемами

работы

по

формированию

учебных

умений

и

навыков

обучающихся.

В целях сотрудничества и взаимодействия между молодыми учителями и

их

наставниками,

активизации

педагогической

деятельности

молодых

учителей,

мотивации

их

профессионального

и

личностного

развития

проводится декада молодого учителя и наставника Педагогический дуэт».

Поддержка

опытных

педагогов,

их

помощь,

советы

и

наставления,

содействие в накоплении педагогического опыта помогают начинающим

учителям приобрести практически все необходимые умения и навыки для

работы учителя.

Традиционно ежегодно проводим декаду молодого педагога.

Декада

проводится с целью создания условий для организации методического

сопровождения молодых педагогов. В рамках декады проводятся открытые

уроки и классные часы, мастер-классы, методические выставки, конкурсы

«Лучший урок», «Лучшее внеклассное мероприятие», «Лучшая методическая

копилка», «Лучшая презентация», «Лучшее портфолио», «Молодой учитель

ученических признаний», «Самый классный классный».

Хорошей традицией стало проведение метлодической декады «Опытные

учителя – молодому педагогу».

Свой рост профессионального мастерства молодые педагоги показали в

разных конкурсах:

Сивцева.А.А.,

учитель

английского

языка-

дипломант

2

степени

в

республиканском профессиональном

конкурсе учителей иностранных

языков «Мой лучший урок – 2020», финалист Всероссийского конкурса

«Мой лучший урок 2022», призер республиканского конкурса среди учителей

английского языка, участник республиканского конкурса педагогического

мастерства «Се6ребряный пеликан 2022»;

Никитина С.К., учитель английского языка – 1 место (2014 г.), Саввинова

Д.И., учитель английского языка - 3 место (2013 г.) в муниципальном

конкурсе «Учитель года»;

Матвеева О.Н., учитель математики – 1 место (2013 г.), Тимофеев М.Ф.,

учитель родного языка и литературы – 3 место (2013 г.), Аммосов В.С.,

учитель технологии – 1 место (2019 г.) в муниципальном конкурсе молодых

педагогов «Путь к успеху». Обладателями номинаций в этом конкурсе стали:

Осипова Н.С., учитель английского языка- «Лучший урок» (2015 г.),

Кириллина А.С., учитель технологии – «От сотрудничества к мастерству»

(2017 г.), Петрова Н.В., учитель биологии – «Увлеченность профессией»

(2018 г.);

Саввинова Д.И. – 1 место (2018 г.), Сивцева.А.А. - 1 место и номинация

«Приз ученических симпатий» (2020 г.),

Осипова Н.С. – номинация

«Интересный урок» (2018 г.) в муниципальном конкурсе «Лучший учитель

английского языка»;

Погодаева В.И., библиотекарь, обладатель номинации «Стремление к

совершенству» в муниципальном конкурсе «Библиотекарь года» (2014 г.);

Павлова М.Н., учитель родного языка и литературы, обладатель номинации

«Мындыр уһуйааччы» в муниципальном конкурсе учителей родного языка и

литературы (2016 г.);

Семёнов А.А., учитель английского языка – 1 место в 1 муниципальном

профессиональном конкурсе «Учитель – профессия мужская» (2021 г.);

Аммосов В.С., учитель технологии победитель в муниципальном конкурсе

молодых педагогов «Путь к успеху»;

Попов П..А., учитель технологии – Лауреат 3 степени в 1 республиканском

конкурсе по ДПИ «Резьба и роспись по дереву» и Мастер золотые руки»

-«Изделия – украшение».

Саввинова Д.И. – 1 место в конкурсе классных руководителей школ

с.Сунтар «Классная дама – школьная мама», посвященная 250-летию наслега

(2014 г.);

Никитин

М.И.,

педагог

дополнительного

образования,

мастер

производственного обучения – 3 место в XV1 республиканской педярмарке

(2019 г.), 2 место в конкурсе мастеров по кузнечному делу в рамках

республиканского форума “Живая нить времен”;

Федотов

А.Е.,

педагог

дополнительного

образования,

мастер

производственного обучения – 3 место в республиканском форуме «Живая

нить времён» (2018 г.).

Афанасьев А.А.

– учитель истории и обществознания – 1 место в

муниципальном конкурсе молодых педагогов «Путь к успеху».

Важной составляющей каждого учителя является обобщение и

распространение образцов своей педагогической деятельности. Молодые

учителя лицея активно участвуют в различных образовательных проектах,

конференциях, семинарах, форумах, проводят открытые уроки и классные

часы. Авторский семинар-практикум «Из опыта обучения английскому

языку: проблемы и пути их решения». провела Сивцева А.А.

С целью

распространения опыта молодых педагогов организовываем выездные

методические десанты в школы улуса как форму пропаганды педагогических

идей, т.е. диссеминация опыта.

В 2015 г. я выпустила сборник «В помощь молодому классному

руководителю». В настоящем сборнике представлены документальное

обеспечение воспитательного процесса в школе, программы работ с классом

и разработки классных часов молодых классных руководителей нашего

лицея.

По итогам учебного года номинации «Лучший молодой учитель», «Лучший

молодой

педагог

дополнительного

образования»,

«Лучший

молодой

классный

руководитель»

присуждаются

учителям

за

устойчивые

положительные результаты в работе и вклад в достижение результатов

работы лицея. Победители номинации «Лучший молодой учитель» -

Саввинова Д.И. и Тимофеев М.Ф. (2012-2013 уч. г.), Никитина С.К.(2013-

2014 уч. г.), Осипова Н.С. (2014-2015 уч. г.), Петрова Н.В. (2017-2018 уч. г.),

Алексеев А.А. (2018-2019 уч. г.), Максимова Е.М. (2023-2024 уч.г.);

победители

номинации

«Лучший

молодой

педагог

дополнительного

образования» - Федотов А.Е.(2017-2018 уч. г.), Никитин М.И. (2018-2019 уч.

г.); Саввинова Д.И. - «Лучший молодой классный руководитель» (2013-2014

уч. г.).

Большую помощь начинающим педагогам оказывают

психологи

Тимофеева Е.Д и Иванова С.А. Они проводят семинары, направленные на

развитие психологической культуры педагогов; психологические тренинги,

способствующие

развитию

педагогической

рефлексии

и

выработке

эффективных способов взаимодействия с учащимися; индивидуальные

консультации по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися,

исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития; сеансы

психологической разгрузки.

Таким образом, систематическая работа с молодыми учителями создает

условия для привлечения молодых специалистов к активному включению в

учебно-воспитательный

процесс

лицея,

помогает

в

освоении

новых

педагогических технологий, приобщает к работе по самообразованию,

избежать момента неуверенности в собственных силах, формирует умение

моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс,

учит

планировать

и

оценивать

результаты

своей

профессиональной

деятельности, раскрывает творческий потенциал и свою индивидуальность,

помогает становлению их педагогического мастерства. Приятно осознавать,

что

молодые

учителя

умеют

творить,

перевоплощаться,

зажигать

и

направлять на добрые дела и поступки своих подопечных.

С 2014 года на базе лицея проводится стажировка молодых классных

руководителей улуса по моему авторскому проекту. Стажировку прошли 52

педагога. За время прохождения стажировки молодые учителя посещают

уроки учителей-стажистов, как одного из видов методической учебы

учителей с целью ознакомления с формами,

методами и приемами

проведения уроков и классные часы. Знакомятся с методикой организации

классного часа. Занимаются в мастер-классах педагогов дополнительного

образования. С целью развития коммуникативных умений и навыков

молодых учителей организуется

знакомство стажёров с классными

коллективами

лицея.

Опытные

классные

руководители

оказывают

методическую помощь молодым коллегам по вопросам воспитательной

работы в классе. Проводится семинар-практикум с участием психологов,

опытных

классных

руководителей,

заместителей

директоров

по

воспитательной работе школ.

Следует отметить, что для прохождения стажировки создаются все

условия в лицее. Весь коллектив старается

по возможности помочь,

передавать навыки работы в данной сфере. Стажировка молодых классных

руководителей, являясь формой повышения квалификации, позволяет в

небольшой

промежуток

времени

значительно

повысить

уровень

методической

и

теоретической

подготовки

начинающих

педагогов.

Программа

стажировки

максимально

приближена

к

практической

деятельности стажеров. Кроме того стажировка стимулирует формирование

собственного

профессионального

опыта

педагога,

усиливает

роль

полученных методических знаний в практической деятельности, что в

конечном итоге ведёт к росту результатов профессиональной деятельности.

В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается

с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой

ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В

таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в

педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми

специалистами

способствуют

развитию

познавательного

интереса

к

профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями,

оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной

деятельности.

.



В раздел образования