Автор: Ежова Любовь Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 28
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: исследовательский проект
Тема: Воздух вокруг нас
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность
« Воздух вокруг нас»
старшая группа
воспитатель: Ежова Л. Е.
Тема проекта: « Воздух вокруг нас».
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: исследовательский.
Длительность: продолжительный (7 недель)
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста,
родители.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие.
Формирование целостной картины мира. Основы безопасности жизни
активизация мышления в процессе расширения специально-
моделируемых проблемных ситуаций с воздухом;
обогащение личного опыта ребенка и создание условий для
расширения представлений о свойствах воздуха: при нагревании
расширяется, «обладает силой», «передает запахи» и др.
Научить детей вести наблюдение за воздухом.
Научить конкретным способам экспериментирования и исследования.
Развивать умения делать выводы, устанавливать причинно –
следственные связи.
Научить проводить простейшие опыты.
Воспитывать интерес к проведению опытов самостоятельно или с
родителями дома.
Задачи ОО в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие
Воспитывать умение работать в группе, формировать готовность к
совместной деятельности со сверстниками
Речевое развитие
Учить владеть речью, как средством общения.
Слушать и понимать поступки героев художественных произведений
Обогащать активный словарь детей
Художественно-эстетическое развитие
Развивать творческие способности дошкольников в ИЗО-деятельности
Физическое развитие
Приобщать детей к разнообразной двигательной активности в процессе
познавательной деятельности
Предпосылки учебной деятельности:
Коммуникативные: умение ребенка слушать и отвечать на вопросы,
участвовать в совместной деятельности.
Познавательные:
умение
выделять
существенные
признаки
окружающего мира, осознавать последствия некоторых действий
Регулятивные:
умение
осуществлять
действия
по
словесной
инструкции взрослого.
Личностные:
умение устанавливать связь между целью учебной
деятельности и её мотивом
Оборудование для педагога:
Картотека художественных произведений по теме
Оборудование в центре экспериментирования для выяснения
некоторых свойств воздуха
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного
материала.
Оформление консультаций для родителей
Оборудование для детей:
Набор материалов для выяснения свойств воздуха
Художественные материалы для детского творчества: цветная бумага,
пластилин,
краски, клей, фломастеры
Пособия для дыхательной гимнастики: перышки, шарики, трубочки
для коктейля и т.д.
Ожидаемый результат:
Научить детей вести наблюдение за воздухом.
Научить конкретным способам экспериментирования и исследования.
Развивать умения делать выводы, устанавливать причинно –
следственные связи.
Научить проводить простейшие опыты.
Воспитывать интерес к проведению опытов самостоятельно или с
родителями дома.
Результат проекта:
рисунки;
схемы;
лаборатория (опытническая зона в группе);
карточки «Темы исследования»
карточки «Методы исследования»;
наглядный и иллюстрационный материал
Основные этапы проекта
1-й этап подготовительный
(1 неделя)
определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для
реализации проекта;
составление плана работы;
подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми
(иллюстративных, художественных и дидактических).
создание развивающей среды;
мероприятие
цели
Оформление родительского уголка,
размещение статей, консультации,
рекомендации по теме проекта
Сформировать интерес у родителей к
реализации проекта
Анкетирование родителей
Выявить уровень компетентности
родителей в данной теме
Подбор методического материала
Развивать у родителей интерес к
исследовательской работе с детьми
2-этап ( 4 недели )
Планирование деятельности детей по решению задачи
мероприятие
задачи
Проведение НОД:
2 неделя
- Для чего нам нужен воздух
(дышать живым организмам)
- Как увидеть воздух?
(воздух невидим)
1.
Способствовать
познавательно-
исследовательской
деятельности детей через
элементарное
экспериментирование:
умение проводить опыты,
высказывать свои
- Наблюдение за движением воздуха на
прогулке
(облака, ветер, дым из труб, теплый воздух при
выдыхании)
3 неделя
- Воздух имеет вес?
( надутый и не надутый воздушные шарики
весят одинаково)
- Как услышать воздух?
(шум
ветра,
игра
музыкальных
духовых
инструментов и т.д.)
4
неделя
- Что может воздух?
(воздух может двигать предметы (парусные
суда, воздушные шары и т.д.);
- Рассказ воспитателя: «Первый воздушный
шар»
- Рисование «Воздушные шары», «Парусники»
5 неделя
- Имеет ли свой запах воздух?
(передает запах других предметов)
- Дидактическая игра «Узнай по запаху».
- Изменение объема при разных температурах
(при охлаждении - сжимается, при нагревании-
расширяется)
предположения,
демонстрировать результат
при помощи действия и
слова.
2. Создавать
эмоциональный настрой в
группе на совместную
деятельность, формировать
у детей доброжелательного
отношения друг к другу.
3. Развитие целостного
восприятия, умение
воспроизводить целостный
образ изучаемого объекта,
развивать
коммуникативные навыки.
4. Обеспечить получение
опыта взаимодействия в
парах (группах ),
преодоление боязни
тактильного контакта.
3-этап Формирование специфических знаний о свойствах воздуха
(2 недели)
мероприятия
цели
6
неделя
- Обобщаются результаты исследований.
Проводиться самостоятельная работа в уголке –
лаборатории.
- Творческое задание родителям: изготовить
пособие для проведения дыхательной
гимнастики
Упражнять в самоанализе и
эмоциональном
реагировании детьми всех
этапов занятия,
закреплять положительные
эмоции.
7 неделя
- Проведение презентации по теме проекта
« Воздух вокруг нас»
- Оформление фото-отчета для родителей,
- Демонстрация методических наработок и
детских творческих работ детей детей и
пособий для дыхательной гимнастики,
сделанных руками родителей
Результат
В результате
активной совместной деятельности всех участников проекта, у
детей должны сформироваться основы навыков обобщения результатов
исследований и интерес к проведению самостоятельной экспериментальной
деятельности в центре –лаборатории.
Список литературы:
1.«Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
2.Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» - М. :
Педагогическое общество России, 2005
3.Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество
России, 2003.
4.Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с
окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера,
2006.
5.«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей
от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.