Автор: Чекмарева Алла Евгеньевна
Должность: руководитель дошкольного отделения
Учебное заведение: ЧОУ СОШ Дошкольное отделение "Ломоносовская школа №5"
Населённый пункт: Московская область, Одинцовский район, с. Успенское
Наименование материала: Статья
Тема: Анализ современного состояния исследований проблемы профессиональной деформации личности педагога дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование
Анализ современного состояния исследований проблемы
профессиональной деформации личности педагога дошкольного
образовательного учреждения
Развитие людей – это ключевой элемент
управленческой эффективности.
М. Вудкок.
Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих
личность человека. Основными показателями этих деформаций считается
безапелляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении,
оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера,
поучающая
манера
речи,
излишняя
властность
и
категоричность,
навязывание своего образа «Я» воспитанникам и окружающим, стремление к
власти над детьми и людьми вообще. Педагог изо дня в день сосредотачивает
все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать.
Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а
восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает.
Усталость и стресс накапливаются.
Рассмотрим некоторые определения, прямо или косвенно связанные с
феноменом выгорания:
Профессиональная деформация — деструкции, возникающие в
процессе
выполнения
профессиональной
деятельности
и
негативно
влияющие на ее продуктивность, они искажают личностные качества,
способствуют накоплению негативных признаков (Н.А. Корнеева).
Майер
А.
А.
определяет профессиональные
деформации как
негативные изменения личностного и деятельностного плана, возникающие
под воздействием профессии. Они носят деструктивный (разрушающий)
характер и способны при определенных условиях стать устойчивыми
личностными и поведенческими характеристиками педагога дошкольного
образования.
Профессиональная деструкция
это
изменения сложившейся
структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на
продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого
процесса (Э.Ф. Зеер).
Синдром профессионального выгорания - это неблагоприятная
реакция
на
рабочие
стрессы,
включающая
в
себя
психологические,
психофизиологические и поведенческие компоненты.
Схема 1. Профессиональные деструкции
Исследователи отмечают (С.П. Безносова, Р.М. Грановской, А.Н.
Корнеевой),
что
под
влиянием
условий
труда,
индивидуально-
типологических
особенностей
работников,
их
возраста
развиваются
профессионально
нежелательные
качества,
которые
отрицательно
сказываются на продуктивности профессиональной деятельности.
Основываясь на анализе литературы, были сформулированы
следующие
концептуальные
положения
развития
профессиональных
деструкций личности:
1.
Профессиональное
становление
сопровождается
разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности.
2.
Профессиональные деструкции в самом общем случае — это
нарушение
уже
усвоенных
способов
деятельности,
разрушение
сформированных
профессиональных
качеств,
появление
стереотипов
профессионального поведения и психологических барьеров при освоении
новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности.
3.
Переживание профессиональных деструкций
сопровождается
психической
напряженностью,
психологическим
дискомфортом,
а
в
отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями.
4.
Профессиональные деформации развиваются в процессе длительной
«эксплуатации»
профессионально
важных
качеств
личности
и
характеризуются изменением уровня их выраженности.
5.
Очевидно,
многолетнее
выполнение
профессиональной
деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и
непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны,
пусть
временные,
периоды
стабилизации.
На
начальных
стадиях
профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих
стадиях
профессионализации
у
отдельных
специалистов
период
стабилизации может продолжаться достаточно долго: год и более.
6.
Сенситивными
периодами
образования
профессиональных
деформаций являются кризисы профессионального развития личности.
Непродуктивный
выход
из
кризиса
искажает
профессиональную
направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной
позиции,
снижает
профессиональную
активность.
Эти
изменения
активизируют процесс образования профессиональных деформаций.
Под
кризисами
профессионального
развития
понимается
непродолжительные
по
времени
периоды
(до
года)
кардинальной
перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения
личности, изменения вектора ее профессионального развития. Кризисы
приводят к переориентации на новые цели, коррекции и ревизии социально-
профессиональной позиции, подготавливают смену способов выполнения
деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими
людьми, а в отдельных случаях — к смене профессии.
Э.Ф.
Зеер
и
Э.Э.
Сыманюк
подробно
описали
кризисы
профессионального становления личности, которые они разделили на
нормативные
(часто
встречающиеся
при
переходе
от
одной
стадии
профессионализации
к
другой)
и
ненормативные
—
вызванные
психотравмирующими факторами, неблагоприятными обстоятельствами. К
нормативным кризисам относятся следующие кризисы:
Кризис нереализованности. Он возникает в тех случаях, когда по тем
или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо
представлены реализованные связи событий жизни.
Кризис опустошенности. Он возникает в ситуации, когда по тем или
иным
причинам
в
субъективной
картине
жизненного
пути
слабо
представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в
будущее.
Кризис бесперспективности. Он возникает в ситуации, когда по тем
или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи
событий, проекты, планы, мечты о будущем.
Нет смысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному
возрасту. Их возникновение и протекание очень индивидуально.
Исследователи
отмечают,
что
в
наибольшей
степени
профессиональные
деформации
развиваются
у
представителей
социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми:
врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных
органов,
госслужащих,
руководителей,
предпринимателей
и
др.
Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к
повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным
срывам.
У представителей социономических профессий деформации могут
проявляться на четырех уровнях:
1.
Общепрофессиональные деформации,
типичные для работников
этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения
профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем,
хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен.
2.
Специальные профессиональные деформации,
возникающие в
процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет
несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав
деформаций.
3.
Профессионально-типологические деформации,
обусловленные
наложением
индивидуально-психологических
особенностей
личности
(темперамента, способностей, характера)
на
психологическую структуру
деятельности. В результате складываются профессионально и личностно
обусловленные комплексы. Эта группа деформаций развивается в разных
профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.
4.
Индивидуализированные
деформации,
обусловленные
особенностями работников самых различных профессий. В процессе
многолетнего
выполнения
профессиональной
деятельности,
психологического
сращивания
личности
и
профессии
отдельные
профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально
нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению
сверхкачеств, или акцентуаций.
Т. В. Форманюк выделяет как симптомокомплекс эмоционального
выгорания следующие проявления: чувство эмоционально истощения,
изнеможения,
дегуманизация,
деперсонализация,
тенденция
развивать
негативное отношение к субъекту деятельности, негативное самовосприятие
в профессиональном плане.
Ключевыми
признаками
синдрома
эмоционального
выгорания
являются:
-
достижение индивидуального предела возможностей рационального
«Я»
противостоять
истощению,
противодействовать
сгоранию,
самосохраняясь;
-
внутренний психологический опыт, включая чувства, установки,
мотивы, ожидания;
-
негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы
проблемы, дистрессы, дискомфорт, дисфункции и негативные последствия.
Эмоциональное выгорание означает, опустошение еще до того как
психические ресурсы человека-деятеля естественным образом восполнились,
исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, являющихся
неотъемлемой частью жизни.
По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов,
истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее
энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению
контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обострённому
переживанию одиночества. У "сгоревших" на работе людей снижается
трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество
и производительность труда. Синдром эмоционального выгорания - это
синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к
истощению
эмоционально-энергетических
и
личностных
ресурсов
работающего человека.
Деформации происходят от того, что под влиянием условий труда или
возраста
у
работника
ослабевают,
угасают
некоторые
позитивные
психические
качества.
Например,
у
педагога
снижается
эмпатия,
сопереживание воспитанику; вначале заостряются пограничные психические
качества
(например,
эмоциональное
истощение)
и
затем
появляются
негативные признаки, например, эмоциональное равнодушие, безразличие к
воспитаннику; необходимый личностный профиль педагога, обязательно
включающий эмпатию, распадается, личность перестает соответствовать
профессиональным нормам специалиста.
Деформация личности проявляется и в том, что по мере накопления
профессиональных
штампов
и
роста
ригидности
педагог
перестает
соответствовать
социальной
профессиональной
норме
(требованиям
профессии к человеку) или индивидуальной (требованиям человека к самому
себе).
Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают
педагоги:
- ощущение тупика, одиночество;
-
периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за
мелочи;
- ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации;
- понимаешь, что ждешь конца смены с самого начала работы;
- резкость и несдержанность в общении с коллегами;
- не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься
перемен;
- начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);
- непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;
-
ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без
значимого результата;
- желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство
тревоги;
- ощущение бесправия и принесения себя в жертву;
- желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;
- комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;
- начинаешь хуже выглядеть.
В числе других причин педагоги чаще всего называют:
- большое количество детей в группе, поточную работу;
- неумение снять напряжение, слить негативные эмоции;
- маленькую зарплату;
- недостаточность профессиональной поддержки;
- слишком большую ответственность за воспитание и
обучение детей, нехватку помощи и контакта с родителями.
Основываясь на анализе литературы, можно констатировать, что
профессиональное
развитие
—
это
не
только
совершенствование
(позитивное изменение), но и разрушение, возникновение негативных
тенденций и развитие профессионально нежелательных новообразований.
Таким образом, профессиональная деятельность воспитателя
предъявляет высокие требования к его личности, поскольку она является
одним из инструментов развития ребенка.
Она характеризуется огромной
нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня
протекает
в
напряженной
обстановке:
эмоционально
насыщенная
деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответствен-
ность за жизнь и здоровье детей.