Автор: Кувшинова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236
Населённый пункт: Москва Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Использование экспериментальной деятельности дошкольников и проведение опытов на занятиях по ознакомлению с окружающим миром "Воздух - ты какой?" Старшая группа
Раздел: дошкольное образование
Использование экспериментальной деятельности дошкольников и проведение опытов на
занятиях по ознакомлению с окружающим миром «Воздух - ты какой?»
Старшая группа
Цель: Расширить представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Познакомить детей с понятием воздуха и его свойствами.
Научить детей различать воздух как мешающий элемент в природе.
Развивать навыки наблюдения и экспериментирования.
Воспитывать уважение к окружающему миру и стремление беречь природу.
Познакомить детей со свойствами воздуха: невидимый, бесцветный, занимает место,
движется
(ветер).
Развивать
познавательный
интерес,
наблюдательность,
умение
проводить простые опыты. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы:
Полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, трубочки для коктейлей, веер, воздушные
шарики. Изображения воздушной тематики, материалы для рисования (карандаши,
фломастеры, бумага). Бумажные ленты, перышки, пустые бутылки, резиновая уточка (или
другие легкие игрушки). Модели воздушных потоков (например, вентилятор). Картинки
или слайды с изображением ветра, облаков, дыхания животных и людей.
Ход занятия:
Вводная часть: Беседа о воздухе. «Ребята, чем мы дышим? Можем ли мы увидеть воздух?
А почувствовать?» Воспитатель спрашивает детей, что они знают о воздухе. Обсуждаются
простые примеры – ветер, дыхание, использование воздуха. Затем воспитатель показывает
изображения воздушных объектов (облака, шары, птицы) и задает вопросы: «Что
объединяет эти объекты?», «Какой воздух?».
Основная часть:
Воспитатель вместе с детьми проводит простой эксперимент: берет прозрачный
пластиковый стакан и показывает, что он пустой, но если накрыть его ладонью, и
перевернуть, то вода не вытекает. Здесь важно объяснить принцип, что воздух создает
давление.
Воспитатель показывает, как шарик наполняется воздухом. Дети видят, как он
увеличивается в размере. Обсуждаем, почему без воздуха шарик не может существовать.
Далее проводится эксперимент с перышками и вентилятором: дети наблюдают, как
потоки воздуха поднимают перышки и отпрыскивают их. Задаем вопросы: «Что
происходит с перышком? Как воздух может двигаться?».
Далее можно предложить детям надуть воздушные шары и обсудить, что происходит,
когда они наполняются воздухом. Сравнить легкий шарик с пустым стаканом и
наполненным – это наглядно покажет, что воздух имеет вес и занимает пространство.
Проведение игры с шариками. Дети становятся в кругу, и по сигналу воспитателя
выбрасывают шарики в воздух, наблюдая, как они поднимаются, а затем опускаются.
Можно организовать соревнование — кто дольше удержит шарик в воздухе, дует на него,
помогает воздух, а игра становится не только развлекательной, но и познавательной,
помогая детям понять, как воздух влияет на легкие предметы.
Игра «Воздушные загадки»:
Воспитатель задает различные загадки, связанные с воздухом. Например, «Что мы не
видим, а чувствуем?» или «Что поднимает воздушный шар и парит в небе?» Дети
отвечают, хорошо развивая логическое мышление и внимательность.
Наблюдение за ветром:
Воспитатель выходит с детьми на прогулку на улицу и проводит наблюдения: что
происходит с деревьями, листьями и другими объектами под воздействием ветра. Дети
могут попробовать провести эксперимент, запустив в воздух бумажные самолетики или
сдувая перышки – так они смогут почувствовать силу и направление ветра. Обобщаем, что
воздух невидимый, но мы можем его чувствовать (например, ветер на улице). Поднимаем
вопрос о том, почему воздух важен для живых существ: «Кто дышит воздухом? Зачем нам
воздух?». Показываем картинки ветра, облаков и объясняем, как воздух влияет на погоду.
После прогулки вернуться в группу и обсудить, что они видели и чувствовали. Важно
подводить итог, сформулировать выводы о том, каким оказывается воздух на практике,
какие у него свойства и роль в жизни.
Опыт 1: «Поймаем воздух в пакет». Дети ловят воздух в пакет, закручивают его. «Что в
пакете? Что чувствуете?»
Опыт 2: «Пузырьки воздуха». Дети дуют в трубочку в стакан с водой. «Что происходит?
Откуда пузырьки?»
Опыт 3: «Ветер». Дети машут веером на себя и друг на друга. «Что чувствуете? Что такое
ветер?» Игра: «Надуй шарик».
После каждого опыта воспитатель задает наводящие вопросы, помогающие детям сделать
выводы о свойствах воздуха. Например, после опыта с пакетом: «Видите ли вы воздух в
пакете? Значит, какой он? Чувствуете ли вы, что пакет стал объемным? Это значит, что
воздух занимает место». Аналогично, после опыта с водой: «Что вы видите, когда дуете в
трубочку? Откуда взялись эти пузырьки? Это воздух, который вы выдыхаете, выходит в
воду.»
Творческая деятельность:
Предложить детям нарисовать, какой они видят воздух. Дети получают лист бумаги и
цветные карандаши, чтобы нарисовать, как они представляют воздух и его влияние на
природу. Можно предложить им изобразить ветер, плывущие облака или, например,
деревья, которые колышутся от ветра. Воспитатель ходит по группе, задавая вопросы о
творческих работах: «Что ты нарисовал? Почему ты выбрал именно это изображение?».
Затем организовать выставку детских работ, чтобы дети могли поделиться своими
впечатлениями.
Заключительное слово:
Заключительная часть: в завершение занятия можно предложить детям загадку или
стихотворение о воздухе, чтобы закрепить материал в игровой форме. «Какой воздух? Где
он находится? Для чего он нужен?» Воспитатель подводит итоги занятия, рассказывает о
значении бережного отношения к воздуху и окружающей среде, объясняет, что чистый
воздух – это здоровье и жизнь.
Это занятие помогает детям не только узнать о воздухе, но и развивает у них
познавательный интерес, наблюдательность и творческое мышление. Комбинирование
экспертных
и
игровых
элементов
позволяет
сделать
обучение
максимально
увлекательным и продуктивным.
Домашнее задание: В качестве дополнительного задания можно предложить детям дома
понаблюдать за воздухом на улице: как он колышет листья на деревьях, как он помогает
летать воздушным змеям. Это поможет им
закрепить полученные знания и развить
наблюдательность.