Напоминание

Новые подходы и методы коррекции нарушения звука "Р" у дошкольников 4 - 5 лет


Автор: Елизарова Виктория Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236
Населённый пункт: Москва Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Новые подходы и методы коррекции нарушения звука "Р" у дошкольников 4 - 5 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Новые подходы и методы коррекции нарушения звука «Р» у дошкольников 4 - 5 лет

Коррекция нарушения звука «Р» у дошкольников в возрасте 4-5 лет – это важный аспект

логопедической работы, поскольку правильное произношение данного звука существенно

влияет на развитие речевой деятельности и коммуникации у детей. При этом подход к

коррекции должен быть комплексным, учитывающим индивидуальные особенности

каждого ребенка и его возрастные характеристики.

Первый шаг к коррекции – это диагностика. Логопед должен сначала оценить, как именно

проявляется нарушение звука. Важно выяснить, в каких словах и ситуациях ребенок

затрудняется. Например, может быть отсутствие звука, замена его на другие звуки, либо

искажение. Понимание характера нарушения позволяет выбрать наиболее подходящий

метод работы.

Затем необходимо создать мотивационную среду. Дети в возрасте 4-5 лет лучше учатся,

когда играют, поэтому занятия должны быть интересными и увлекательными. Для этого

можно использовать игры, которые акцентируют внимание на звуках, такие как "Угадай

слово" с карточками, где нужно искать предметы, начинающиеся на звук "Р". Также

можно использовать песенки и стишки, где много повторений этого звука.

В процессе работы следует включать различные артикуляционные упражнения. Это могут

быть простые игры с языком, такие как показ «язычного моста» – когда ребенок должен

попытаться достать кончиком языка до носа или подбородка. Можно использовать

различные дразнилки: улыбаться и показывать, как «заскрежетать» зубами, чтобы обучить

правильному положению языка.

Основное внимание стоит уделять правильной артикуляции. Логопед может показывать

правильную позицию языка, объясняя, как должен работать диафрагмальный аппарат.

Важно, чтобы ребенок понимал, где должен находиться язык и как его правильно

вибрировать. Использование зеркал для самоконтроля может быть очень полезным,

позволяя детям наблюдать за своей артикуляцией.

Кроме того, очень важно проводить регулярные тренировочные занятия. Коррекция

требует терпения и настойчивости как от логопеда, так и от ребенка. Необходимо следить

за прогрессом и регулярно его фиксировать, обдумывая корректировки в методах работы.

Можно привлекать родителей для домашних занятий: давать задания, которые они могут

выполнять с ребенком в игровой форме.

Можно также использовать разнообразные пособия и материалы, чтобы сделать процесс

обучения более наглядным и интересным. Картинки, видео, а также специальные

логопедические игры – все это может быть эффективно внедрено в занятия. Игру с

использованием веселых персонажей или героев любимых мультфильмов можно

трансформировать в полноценные занятия, где в легкой форме закрепляются навыки

правильного произношения.

Работа по коррекции звука Р должна проходить в дружелюбной и поддерживающей

атмосфере, где ребенок чувствует себя комфортно, а значит, и результат будет намного

заметнее!

В процессе регулярных занятий следует внедрять разнообразные методы работы.

Например, можно использовать дидактические материалы, такие как картинки и игрушки,

которые начинаются на звук «Р», чтобы создавать ассоциации у ребенка. Важно, чтобы

занятия проходили в форме игры. Различные виды деятельности, такие как пение,

рисование, и складывание пазлов на тему «друзья животных» или «природа», помогут

ребенку связать звук с конкретными образами и понятиями.

Также стоит обратить внимание на дыхательную гимнастику, которая способствует

развитию диафрагмы и улучшению звукопроизношения. Упражнения на диафрагмальное

дыхание, такие как «дуть на сверкающее пламя», «задача попугайчика», когда дети

«дуют» на невидимый мяч, могут стать отличным дополнением к занятиям.

Немаловажным аспектом является работа над интонацией и мелодикой речи. Логопед

должен учить ребенка правильно интонировать слова и фразы, что поможет укрепить

навыки произношения. Можно вводить игровые элементы, например, проигрывание

сценок, где нужно произносить слова с нужным акцентом. Важно, чтобы ребенок не

только четко произносил звук "Р", но и делал это в контексте, что способствует его

интеграции в речь.

Родители также могут активно участвовать в процессе коррекции. Информирование их о

логопедических методах и упражнениях, которые можно проводить дома, сделает занятия

более эффективными. Например, можно предложить родителям вместе с детьми читать

книги, акцентируя внимание на словах с звуком "Р", а также играть в словесные игры,

направленные на его отработку.

Поддерживающий подход является важным элементом работы. Положительная обратная

связь помогает укрепить уверенность ребенка и делает процесс обучения менее

стрессовым. Важно хвалить за достижения, даже самые незначительные, поскольку это

способствует усилению мотивации.

В заключение, коррекция нарушения звука Р у детей 4-5 лет требует комплексного

подхода, основанного на играх, артикуляционных упражнениях, дыхательной гимнастике

и

активном

привлечении

родителей

в

процесс.

Путем

регулярной

практики,

последовательной работы и создания комфортной атмосферы, дети смогут не только

научиться произносить звук Р, но и уверенно использовать его в своей речи, что

положительно скажется на их коммуникативных способностях и общем развитии.

Работа над звуком Р должна включать в себя повторение материалов и закрепление

изученного. Это можно сделать с помощью развлечений, таких как "Кто больше назовет

слов на звук Р, что развивает не только произношение, но и словарный запас. Важно

поддерживать позитивный настрой и хвалить детей за прогресс, ведь каждый шаг вперед –

это результат их труда.



В раздел образования