Автор: Серебренникова Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Взаимодействие детского сада и семьи: цели, задачи, основные направления
Раздел: дошкольное образование
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов
дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами,
переживаниями, оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей,
т.е сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Повышение педагогической культуры родителей разрешает
сложившееся противоречие ,между воспитательным потенциалом семьи
его использованием. Задача педагогов дошкольного учреждения —
ПОМОЧЬ родителям в воспитании детей.
Цель:
Сплочение родителей и педагогов детского сада и создание единых установок на
формирование у дошкольников ценностных ориентиров. Осуществление профессиональной
помощи семье в вопросах воспитания, развития и обучения.
Задачи:
формирование у сотрудников детского сада уважительного отношения к детям и родителям.
изучение особенностей семейной микросреды каждого воспитанника и её влияния на развитие
его личности.
повышение у родителей общей семейной культуры и психолого-педагогической компетенции
по вопросам воспитания и развития детей.
оказание сотрудниками детского сада консультативной и практической помощи родителям.
использование разнообразных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из
индивидуального подхода к каждой семье.
Основные направления взаимодействия детского сада и семьи:
Диагностико-аналитическое. Включает получение и анализ данных о семье каждого
обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка, а также
планирование работы с семьёй с учётом результатов проведённого анализа.
Просветительское. Предполагает просвещение родителей по вопросам особенностей
психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов, выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определённого
возраста.
Консультационное. Объединяет в себе консультирование родителей по вопросам их
взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей,
особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и
взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями –
условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и
педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по
обмену
информацией
и
пропаганды
педагогических
знаний
к
сотрудничеству
как
межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым
понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное
общение, совместное приобретение опыта.
Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность
общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип
позитивного безусловного принятия другого человека.
Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость
анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности»,
«активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.
Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает:
· готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по
разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;
· предотвращение от приватных связей с членами семьи.
К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей.
Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие
на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Что в хорошем смысле
слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.
Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями, личная
заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых
взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого
принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на
анализ собственной воспитательной деятельности.
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для
родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по
своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском
саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость
детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость
влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня
одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.
К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и
методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении как новых
тем, так и старых в новом звучании.
Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей определяется
целями и задачами воспитания подрастающего поколения, стоящими перед обществом,
приоритетностью общественного или семейного воспитания.
Однако наряду с сообщением знаний важно формировать родителей как педагогов.
Поскольку
взаимодействие
на
современном
этапе
не
ограничивается
педагогическим
просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой,
как способность родителей к рефлексии.
Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии –
умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать
на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для
молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От
сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка,
успех их дальнейшей воспитательной деятельности.
Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять
полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между
ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения
ребенка к требованиям взрослого.
Родителям надо почаще беседовать с воспитателями детского сада, интересоваться тем,
каковы их дети в обществе сверстников, как занимаются, о чем говорят, хотят ли идти в школу
(старшие дошкольники); делиться о своих наблюдениях за ребенком. К сожалению, в наше
время родители все реже посещают родительские собрания в ДОУ, не проявляют активности в
жизни детского коллектива, реже интересуются успехами детей. Не все находят контакт с
педагогами, часто вступают в конфликты и перекладывают свои обязанности по воспитанию
детей на детский сад и школу. Введение новых образовательных стандартов требует от
педагогов быстрой смены профессионального мировоззрения, изменения профессиональной
позиции и технологического перевооружения. Для этого необходимо и взаимодействие с
семьей, повышение педагогических знаний и умений родителей.
Консультация для родителей
«Взаимодействие детского сада и семьи:
цели, задачи, основные направления »