Автор: Тсамелашвили Ольга Юрьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУСО КРЦ "Орленок"
Населённый пункт: Предгорный р-он, п. Подкумок, ул. Железнодорожная, д. 63
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние занятий изобразительной деятельностью на всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дополнительное образование
Влияние занятий изобразительной деятельностью на всестороннее
развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Занятия изобразительной деятельностью имеют значительное влияние
на всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья,
поэтому
социальные
педагоги
Краевого
реабилитационного
центра
«Орленок» включают в работу с детьми различные виды изобразительной
деятельности - рисование, лепка, аппликация. Это оказывает положительное
влияние
на
развитие
мелкой
моторики,
творческих
способностей
и
социальных навыков.
Педагоги учреждения стараются адаптировать методику проведения
занятий по изобразительной деятельности к потребностям детей с ОВЗ. Она
включает в себя несколько ключевых этапов и принципов:
1. Подготовка к занятию
Определение целей: четко формулируются, какие навыки и знания
необходимо развить у детей. Это могут быть как технические навыки
(например, работа с красками), так и эмоциональные (выражение чувств
через творчество).
Выбор темы: подбирается интересная и актуальная для детей тема
занятия. Это может быть природа, любимые персонажи, эмоции и т.д.
Подготовка
материалов: обеспечивается
наличие
необходимых
материалов (краски, кисти, бумага, гипс и т.д.).
2. Организация пространства
Создание комфортной среды: обустраивается рабочее пространство
так, чтобы детям было удобно и приятно работать.
Безопасность: проверяется, чтобы в зоне занятий не было острых
предметов и других, потенциально опасных вещей.
3. Введение в занятие
Занятие начинается с объяснения, что будут делать дети и какую цель
они преследуют. Если необходимо, демонстрируются некоторые техники или
приемы, которые будут использоваться в процессе работы.
4. Процесс создания
Во время работы педагоги наблюдают за детьми, оказывая им
поддержку и помощь, задают вопросы. Например, «Почему ты выбрал
именно эти цвета красок» или «Что ты можешь добавить в свою работу?»,
«Нравится ли тебе работать с красками (пластилином, бумагой)».
5. Завершение занятия
В конце занятия детям предлагается показать свои работы и рассказать
о процессе создания поделок. Педагог дает положительную обратную связь и
поощряет детей за их усилия и творчество.
6. Рефлексия и оценка
Детей просят поделиться своими впечатлениями о занятии. Что им
понравилось? Что было сложно? Это помогает детям осмыслить свой опыт и
получить новые знания.
7. Разнообразие техник
Использование различных техник и материалов на каждом занятии
(акварель, гуашь, пастель, коллаж и т.д.), дают детям возможность
экспериментировать и находить свои предпочтения.
Завораживающий процесс рисования в необычной технике «объёмная
живопись»
вызывает
восторг
и
побуждает
к
творчеству
маленьких
художников. На заранее заготовленном листе, пропитанном специальной
смесью
из муки, воды и белой акриловой краски, ребята круговыми
движениями кистисоздают сказочные растения. Краски плывут, сливаются,
образуя невероятную цветовую гамму.
На
мастер-классе
в
технике
«граттаж»
дети
с
увлечением
выцарапывают изображения деревьев на картонной основе, покрытой тонким
слоем воска и черной краской, а затем раскрашивают листву, придавая
композиции завершенный вид.
Учитывая особенности развития детей-инвалидов, педагоги применяют
наиболее простую технику рисования оттисками и штампами. В работе
используются заранее заготовленные штампы, состоящие из фигурных
пластиковых крышек, долек картофеля, кусочков поролона, которые ребята
покрывают
краской
и
отпечатывают
на
альбомном
листе
в
виде
необыкновенных изображений.
Для
детей
с
ментальными
нарушениями
в
развитии
широко
применяется метод рисования ладошками и пальчиками, который знакомит
ребят сновыми тактильными ощущениями, а также помогает выразить свое
внутреннее состояние через отпечатки на бумаге.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют не только
развитию творческих навыков, но и эмоциональному, социальному и
когнитивному развитию. Такие занятия помогают создать поддерживающую
среду, где дети могут развиваться, учиться и находить радость в процессе
творчества.
Социальный педагог Тсамелашвили О.Ю.