Напоминание

"Влияние занятий изобразительной деятельностью на всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Тсамелашвили Ольга Юрьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУСО КРЦ "Орленок"
Населённый пункт: Предгорный р-он, п. Подкумок, ул. Железнодорожная, д. 63
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние занятий изобразительной деятельностью на всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Влияние занятий изобразительной деятельностью на всестороннее

развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Занятия изобразительной деятельностью имеют значительное влияние

на всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья,

поэтому

социальные

педагоги

Краевого

реабилитационного

центра

«Орленок» включают в работу с детьми различные виды изобразительной

деятельности - рисование, лепка, аппликация. Это оказывает положительное

влияние

на

развитие

мелкой

моторики,

творческих

способностей

и

социальных навыков.

Педагоги учреждения стараются адаптировать методику проведения

занятий по изобразительной деятельности к потребностям детей с ОВЗ. Она

включает в себя несколько ключевых этапов и принципов:

1. Подготовка к занятию

Определение целей: четко формулируются, какие навыки и знания

необходимо развить у детей. Это могут быть как технические навыки

(например, работа с красками), так и эмоциональные (выражение чувств

через творчество).

Выбор темы: подбирается интересная и актуальная для детей тема

занятия. Это может быть природа, любимые персонажи, эмоции и т.д.

Подготовка

материалов: обеспечивается

наличие

необходимых

материалов (краски, кисти, бумага, гипс и т.д.).

2. Организация пространства

Создание комфортной среды: обустраивается рабочее пространство

так, чтобы детям было удобно и приятно работать.

Безопасность: проверяется, чтобы в зоне занятий не было острых

предметов и других, потенциально опасных вещей.

3. Введение в занятие

Занятие начинается с объяснения, что будут делать дети и какую цель

они преследуют. Если необходимо, демонстрируются некоторые техники или

приемы, которые будут использоваться в процессе работы.

4. Процесс создания

Во время работы педагоги наблюдают за детьми, оказывая им

поддержку и помощь, задают вопросы. Например, «Почему ты выбрал

именно эти цвета красок» или «Что ты можешь добавить в свою работу?»,

«Нравится ли тебе работать с красками (пластилином, бумагой)».

5. Завершение занятия

В конце занятия детям предлагается показать свои работы и рассказать

о процессе создания поделок. Педагог дает положительную обратную связь и

поощряет детей за их усилия и творчество.

6. Рефлексия и оценка

Детей просят поделиться своими впечатлениями о занятии. Что им

понравилось? Что было сложно? Это помогает детям осмыслить свой опыт и

получить новые знания.

7. Разнообразие техник

Использование различных техник и материалов на каждом занятии

(акварель, гуашь, пастель, коллаж и т.д.), дают детям возможность

экспериментировать и находить свои предпочтения.

Завораживающий процесс рисования в необычной технике «объёмная

живопись»

вызывает

восторг

и

побуждает

к

творчеству

маленьких

художников. На заранее заготовленном листе, пропитанном специальной

смесью

из муки, воды и белой акриловой краски, ребята круговыми

движениями кистисоздают сказочные растения. Краски плывут, сливаются,

образуя невероятную цветовую гамму.

На

мастер-классе

в

технике

«граттаж»

дети

с

увлечением

выцарапывают изображения деревьев на картонной основе, покрытой тонким

слоем воска и черной краской, а затем раскрашивают листву, придавая

композиции завершенный вид.

Учитывая особенности развития детей-инвалидов, педагоги применяют

наиболее простую технику рисования оттисками и штампами. В работе

используются заранее заготовленные штампы, состоящие из фигурных

пластиковых крышек, долек картофеля, кусочков поролона, которые ребята

покрывают

краской

и

отпечатывают

на

альбомном

листе

в

виде

необыкновенных изображений.

Для

детей

с

ментальными

нарушениями

в

развитии

широко

применяется метод рисования ладошками и пальчиками, который знакомит

ребят сновыми тактильными ощущениями, а также помогает выразить свое

внутреннее состояние через отпечатки на бумаге.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют не только

развитию творческих навыков, но и эмоциональному, социальному и

когнитивному развитию. Такие занятия помогают создать поддерживающую

среду, где дети могут развиваться, учиться и находить радость в процессе

творчества.

Социальный педагог Тсамелашвили О.Ю.



В раздел образования