Автор: Петрова Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Артикуляционная гимнастика вместе с мамой"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Артикуляционная гимнастика вместе с мамой»
Выполнила: учитель-логопед МКДОУ д\с «Теремок» пгт Пижанка, Петрова
Екатерина Александровна.
Для разборчивой и четкой речи, необходимо укреплять органы речевого
аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций
артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого
навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить
их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений,
участвующих в речевом процессе органов. Делая, ежедневно веселые
упражнения для губ и язычка с ребенком, вы облегчите ему задачу
постижения произношения сложных звуков русского языка.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной
гимнастикой:
• выработка определенного положения щек, губ и языка, которые
необходимы для четкого произношения конкретного звука (или группы
звуков);
• тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
• формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.
Эффект от артикуляционной гимнастики:
• усиливает кровообращение;
• развивает гибкость органов речевого аппарата;
тренирует четкость произношения;
• дает возможность подготовить речевой аппарат к постановке конкретных
звуков.
Что нужно для занятий?
• Зеркало, ребенок и участие мамы.
• Важно, чтобы занятие проходило в игровой форме, и мама на собственном
примере показывала, как необходимо выполнять упражнения.
• Зеркало — это очень важный и обязательный атрибут при выполнении
артикуляционной гимнастики. Ребенок должен видеть, как он выполняет
упражнения и какие ошибки допускает. Мама показывает, смотрит,
подсказывает, корректирует.
Как можно организовать работу с ребенком дома:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять
упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок
выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить
новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его
закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо в
зеркале, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения
упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения
артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным
зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным
зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться
напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать
произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые
необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых
положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для
каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть
целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают
исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его
нарушения у ребёнка, то есть мы выделяет, что и как нарушено. При подборе
упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те
движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате
которых образуются звуки. Всю систему артикуляционной гимнастики,
можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с
образными названиями.
Комплекс упражнений для языка
Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых
упражнений, которые зависят от возраста ребенка.
Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче
длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются,
поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических
упражнения.
Используются следующие динамические упражнения для языка:
• «Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При
этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку».
• «Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть
рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.
• «Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений
меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя
качели.
• «Катушка». Нужно открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы.
Боковые края прижимаются к верхним коренным зубам. Широкий язык
выдвигать вперед, затем убирать вглубь рта.
• «Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и
медленно.
• «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю
губу.
«Орешек». При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в
левую, то правую щёку.
Статические упражнения:
• «Бегемот». Нужно расслабить язык, уложив его на нижнюю губу.
Необходимо попеременно открывать и закрывать рот, при этом язык должен
находиться в одном и том же положении.
• «Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть
расслаблен.
• «Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.
Комплекс упражнений для губ
Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с
логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:
• «Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы.
• «Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через
образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.
• «Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее
занятие «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ
трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу.
Для развития мышц щек
• «Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются
щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно
левую и правую щеку.
• «Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях
можно помогать ребенку руками.
• «Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним
пальчиками или кулачками.
Для мышц мягкого нёба и глотки
• «Зёвушка». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно
шумно втягивать воздух.
• «Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание
горла.
• Резкое отрывистое произношение звуков «а-а-а», «э-э-э»
Литература:
Н.В. Нищева, Весёлая Артикуляционная гимнастика, ООО «Детство –Пресс»,
2024
Е. М. Косинова, Артикуляционная гимнастика, И. Эксмо, 2007