Напоминание

"Артикуляционная гимнастика вместе с мамой"


Автор: Петрова Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Артикуляционная гимнастика вместе с мамой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Артикуляционная гимнастика вместе с мамой»

Выполнила: учитель-логопед МКДОУ д\с «Теремок» пгт Пижанка, Петрова

Екатерина Александровна.

Для разборчивой и четкой речи, необходимо укреплять органы речевого

аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций

артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого

навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить

их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных

упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного

аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений,

участвующих в речевом процессе органов. Делая, ежедневно веселые

упражнения для губ и язычка с ребенком, вы облегчите ему задачу

постижения произношения сложных звуков русского языка.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной

гимнастикой:

• выработка определенного положения щек, губ и языка, которые

необходимы для четкого произношения конкретного звука (или группы

звуков);

• тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;

• формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Эффект от артикуляционной гимнастики:

• усиливает кровообращение;

• развивает гибкость органов речевого аппарата;

тренирует четкость произношения;

• дает возможность подготовить речевой аппарат к постановке конкретных

звуков.

Что нужно для занятий?

• Зеркало, ребенок и участие мамы.

• Важно, чтобы занятие проходило в игровой форме, и мама на собственном

примере показывала, как необходимо выполнять упражнения.

• Зеркало — это очень важный и обязательный атрибут при выполнении

артикуляционной гимнастики. Ребенок должен видеть, как он выполняет

упражнения и какие ошибки допускает. Мама показывает, смотрит,

подсказывает, корректирует.

Как можно организовать работу с ребенком дома:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять

упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более

сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,

второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок

выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить

новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его

закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком

положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги

находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо в

зеркале, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения

упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения

артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным

зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным

зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться

напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать

произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые

необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки

подвижности и переключаемости органов, отработки определённых

положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для

каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть

целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают

исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его

нарушения у ребёнка, то есть мы выделяет, что и как нарушено. При подборе

упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те

движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате

которых образуются звуки. Всю систему артикуляционной гимнастики,

можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с

образными названиями.

Комплекс упражнений для языка

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых

упражнений, которые зависят от возраста ребенка.

Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче

длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются,

поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических

упражнения.

Используются следующие динамические упражнения для языка:

• «Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При

этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку».

• «Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть

рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.

• «Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений

меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя

качели.

• «Катушка». Нужно открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы.

Боковые края прижимаются к верхним коренным зубам. Широкий язык

выдвигать вперед, затем убирать вглубь рта.

• «Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и

медленно.

• «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю

губу.

«Орешек». При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в

левую, то правую щёку.

Статические упражнения:

• «Бегемот». Нужно расслабить язык, уложив его на нижнюю губу.

Необходимо попеременно открывать и закрывать рот, при этом язык должен

находиться в одном и том же положении.

• «Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть

расслаблен.

• «Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.

Комплекс упражнений для губ

Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с

логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:

• «Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы.

• «Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через

образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.

• «Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее

занятие «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ

трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу.

Для развития мышц щек

• «Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются

щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно

левую и правую щеку.

• «Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях

можно помогать ребенку руками.

• «Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним

пальчиками или кулачками.

Для мышц мягкого нёба и глотки

• «Зёвушка». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно

шумно втягивать воздух.

• «Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание

горла.

• Резкое отрывистое произношение звуков «а-а-а», «э-э-э»

Литература:

Н.В. Нищева, Весёлая Артикуляционная гимнастика, ООО «Детство –Пресс»,

2024

Е. М. Косинова, Артикуляционная гимнастика, И. Эксмо, 2007



В раздел образования