Напоминание

Организация развивающей среды для экспериментальной деятельности в группе детского сада


Автор: Светлана Геннадьевна Салтыкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236 им. С.В. Милашенкова
Населённый пункт: Mосква
Наименование материала: Статья
Тема: Организация развивающей среды для экспериментальной деятельности в группе детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация развивающей среды для экспериментальной деятельности в группе

детского сада

Введение

В современном дошкольном образовании экспериментирование рассматривается как

один из ведущих методов развития познавательной активности и формирования

исследовательских навыков у детей. Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на создание условий для

поддержки детской инициативы и самостоятельности в познавательно-

исследовательской деятельности. Организация специального пространства, где дети

могут безопасно и самостоятельно проводить эксперименты, играет ключевую роль в

реализации этих задач.

Такой площадкой может стать мини-лаборатория .

Мини-лаборатория в группе детского сада – это не просто набор оборудования и

материалов, а специально организованная среда, стимулирующая познавательный

интерес, исследовательскую активность и творческое мышление дошкольников.

Цель данной статьи – поделиться опытом организации мини-лаборатории в группе

детского сада и представить практические советы по созданию эффективного и

безопасного пространства для экспериментирования.

Создание мини-лаборатории: от замысла к реализации

Организация мини-лаборатории требует тщательного планирования и учета

особенностей группы, возрастных потребностей детей, а также имеющихся ресурсов.

1. Выбор места:

• Оптимальное место для мини-лаборатории – светлое, просторное и хорошо

проветриваемое помещение или его часть.

• Важно предусмотреть доступ к воде и электроэнергии (для использования

некоторых приборов).

• Место должно быть легкодоступным для детей и располагать к самостоятельной

деятельности.

• Примеры: уголок в игровой комнате, часть группового помещения, отдельный

кабинет (если есть возможность).

2. Зонирование пространства:

• Рекомендуется разделить мини-лабораторию на несколько функциональных зон:

* Зона для проведения экспериментов: Основная рабочая зона с устойчивыми

столами и стульями, где дети могут проводить эксперименты.

* Зона хранения оборудования и материалов: Полки, шкафы, ящики для хранения

оборудования, материалов, инструментов и пособий. Важно, чтобы все материалы

были легкодоступны для детей, но при этом находились в безопасном месте.

* Зона для фиксации результатов: Доска для записей, мольберт, столик для

рисования, где дети могут фиксировать результаты своих экспериментов (зарисовки,

записи, схемы).

* Зона для чтения и просмотра познавательной литературы: Небольшая

библиотека с книгами, энциклопедиями и журналами, посвященными науке и природе.

3. Подбор оборудования и материалов:

• Оборудование и материалы должны соответствовать возрасту детей, быть

безопасными и интересными.

• Рекомендуемый перечень оборудования и материалов:

* Емкости: Стаканы, колбы, пробирки, воронки, пипетки, шприцы (без игл),

мерные ложки и стаканчики разных размеров.

* Приборы: Лупы, микроскопы (детские), магниты, весы, термометры

(безопасные).

* Материалы: Вода, песок, глина, почва, семена, крупы, соль, сахар, пищевые

красители, растительное масло, различные ткани, бумага, картон, пуговицы и т д

* Природный материал: Камни, ракушки, листья, ветки, шишки, желуди, семена

растений.

* Бросовый материал: Пластиковые бутылки, стаканчики, трубочки, коробки,

втулки от туалетной бумаги, фольга.

* Инструменты: Ножницы (с тупыми концами), пинцеты, кисточки, лопатки.

* Средства защиты: Фартуки, перчатки, очки (для некоторых экспериментов).

• Важно: Состав оборудования и материалов может варьироваться в зависимости

от темы экспериментов и возможностей учреждения.

4. Организация хранения и обеспечение безопасности:

• Все оборудование и материалы должны храниться в специально отведенных

местах, быть легкодоступными для детей, но при этом находиться в безопасности.

• Хранение должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли

самостоятельно находить необходимые материалы и убирать их после использования.

• Важно разработать и соблюдать правила безопасности при проведении

экспериментов (например, правила работы с водой, огнем, ).

• Необходимо проводить с детьми инструктаж по технике безопасности перед

каждым экспериментом.

• Педагог должен постоянно контролировать деятельность детей в мини-

лаборатории.

5. Методическое обеспечение:

• Карточки-схемы для проведения экспериментов (с пошаговым описанием и

иллюстрациями).

• Книги, энциклопедии, журналы с познавательной информацией.

• Альбомы с результатами экспериментов (зарисовки, записи, фотографии).

• Дидактические игры и пособия для закрепления полученных знаний.

Использование мини-лаборатории в образовательном процессе

Мини-лаборатория может использоваться для организации различных видов

деятельности:

• Непосредственно образовательная деятельность (НОД): Проведение тематических

занятий с использованием экспериментов и опытов.

• Самостоятельная деятельность детей: Самостоятельное проведение экспериментов

по карточкам-схемам, исследование свойств различных материалов, изучение

познавательной литературы.

• Проектная деятельность: Реализация исследовательских проектов, направленных

на изучение конкретных объектов или явлений (например, "Изучение свойств

магнита", "Выращивание растений из семян").

• Интеграция с другими видами деятельности: Использование результатов

экспериментов в игровой, художественной, конструктивной деятельности.

Примеры экспериментов, которые можно проводить в мини-лаборатории:

• Изучение свойств воды (прозрачность, цвет, запах, вкус, текучесть,

растворимость).

• Изучение свойств воздуха (наличие, движение, упругость).

• Изучение свойств магнита (притягивает металлические предметы).

• Изучение свойств почвы (состав, влажность, плодородность).

• Выращивание растений из семян.

• Создание моделей вулканов, извергающихся из-за химической реакции.

Выводы

Организация мини-лаборатории в группе детского сада – это эффективный способ

стимулирования познавательной активности, развития исследовательских навыков и

формирования научного мировоззрения у дошкольников. Правильно организованная

среда, доступное оборудование и методическое обеспечение позволяют детям

самостоятельно открывать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи

и формировать собственное представление об окружающем мире. Создание мини-

лаборатории – это вклад в будущее наших детей, в их успешную социализацию и

готовность к обучению в школе.

Рекомендации:

• Начинайте с малого: не стремитесь сразу создать большую и дорогую

лабораторию. Начните с небольшого уголка и постепенно его расширяйте.

• Используйте доступные материалы: не обязательно покупать дорогое

оборудование. Многие эксперименты можно проводить с использованием подручных

средств и бросового материала.

• Привлекайте родителей: просите родителей помочь в создании мини-лаборатории,

в сборе материалов и оборудования.

• Повышайте свою квалификацию: посещайте семинары, мастер-классы и конференции,

посвященные вопросам организации экспериментальной деятельности в де тском саду.

• Не бойтесь экспериментировать: пробуйте новые подходы и методы, адаптируйте

их к особенностям своей группы и радуйтесь вместе с детьми их открытиям!

Желаю удачи !



В раздел образования