Напоминание

Обучение приёмам самостоятельной учебной деятельности на уроке.


Автор: Москвичекова Надежда Петровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Куяновская СОШ
Населённый пункт: с. Куяново
Наименование материала: статья
Тема: Обучение приёмам самостоятельной учебной деятельности на уроке.
Раздел: среднее образование





Назад





Обучение приёмам самостоятельной учебной деятельности на уроке.
Н.П.Москвичекова, учитель истории и обществознания МБОУ Куяновской СОШ Модернизация образования направлена на формирование личности нового типа. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Исходя из целей модернизации образования, я ищу такие способы и средства их решения, которые позволили бы создать условия на уроке и во внеурочной деятельности учащихся для развития и навыков самостоятельного овладения знаниями и умения самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое:  в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;  формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;  вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач, вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний.  является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения. Организация самостоятельной работы, руководство ею -это ответственная и сложная работа каждого учителя. Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Он должен обладать навыками управления самостоятельной деятельностью учащихся, обеспечивая реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функции самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Учащиеся испытывают потребность в педагогическом руководстве в силу несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности. Даже хорошо подготовленным ученикам нужна помощь или консультация учителя, хотя не так часто как остальным. Можно предположить, что помощь нужна учащимся на первом этапе, то есть в самом начале работы. Но из опыта работы я сделала вывод, что самым значительным для старшеклассников оказывается тот этап управления, когда задание уже выполняется. И чаще всего это объясняется не проявлением определённых затруднений ( хотя иногда они
имеют место). Активность, умственное и волевое напряжение, которое проявляется при самостоятельных действиях, проявляется не только в самостоятельных действиях, не только в сосредоточенности, углубленности в работу, но и в потребности общения, направленного на обсуждение возникающих вопросов. Общение необходимо ученику для того , чтобы утвердиться в собственных поисках, своевременно получить подкрепление или поделиться с товарищами своими находками, поэтому потребность в участии учителя испытывают не только слабые ученики. Учитель действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность класса, создаёт настрой, а это важно, чтобы поддержать творческие начинания учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания , которая вызвала бы интерес к работе и стремление выполнить её как можно лучше. Учащиеся чётко должны представлять, в чём заключается задание, и каким образом будет проверяться его выполнение. Недооценка этого момента приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, сделают не то, что нужно, или в процессе выполнения будут многократно обращаться за разъяснением к учителю. Всё это приведёт к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе. В процессе овладения навыками самостоятельной работы условно выделяю четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям: 1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности. 2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач. 3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам. 4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления. Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Дать самостоятельное задание ученику уровнем выше без прохождения низших уровней— это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке. Для меня естественно, программа-максимум — довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. И я понимаю, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке. Исходя из выше сказанного, в процессе организации самостоятельной работы я руководствуюсь основными требованиями к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Они сводятся к следующему -. Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. - Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.
- Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. - В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы. -Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы. - Назначение самостоятельной работы — развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. - Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца. - Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду. -Обеспечение условий для овладения простейшими навыками самостоятельной работы(выполнение схем, работа с картой, учебником, дополнительной литературой., словарём,). В этом случае самостоятельной работе должен предшествовать наглядный показ приёмов работы с учителем, сопровождаемый чёткими объяснениями, записями на доске. Но данная форма имеет характер подражания и не развивает самостоятельности, но необходима для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности. -В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. А некоторым учащимся количество тренировочных заданий можно свести до минимума. В практике обучения навыкам самостоятельной работы использую метод инструктажа, который реализуется с целью разъяснения ученикам последовательности выполнения определенных действий, способов и условий их осуществления. Для него характерна однозначность, определенность, четкость и логика в выполнении действий. На своих уроках использую чаще вводный и заключительный инструктажи. Я составляю специальные карточки — инструкции, которые содержат перечень основных вопросов урока, разноуровневые задания и материалы, необходимые для их выполнения, а так же литературу и домашнее задание Работая по карточкам — инструкциям, учащиеся учатся организовывать и планировать свою деятельность, прогнозировать ее результат, нести ответственность за выполняемую работу. Таким образом, использование данного метода способствует формированию навыков самостоятельной работы учащихся. Хорошим обучающим материалом являются и различные памятки, которые разработаны по различным видам деятельности и на каждом уроке лежат на парте у учащихся, что позволяет им в любую минуту получить помощь без привлечения учителя. Практикую и подготовку учащихся в качестве консультантов по тем или иным видам деятельности. В практике своей работы использую разнообразные виды самостоятельных работ.
1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного. 2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их выполнение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков. 3. Решение разнообразных исторических и обществоведческих задач, выполнение практических работ. 4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения, эссе. 5. Подготовка докладов и рефератов. 6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиям. 7. Домашние творческие и исследовательские работы. 8. Моделирование. Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной работы. Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действия и способа действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы. Наблюдения из практики организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения учениками большого числа таких работ позволили мне выделить причины неэффективности самостоятельной работы учащихся:  нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;  уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика;  слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;  самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса. Чтобы ученики могли выполнить самостоятельную работу, справиться с поставленной учебной задачей, кроме обуучения определённым правилам надо:  четко сформулировать задание на описание с указанием его границ — свернутое или развернутое;  предъявить объект для наблюдения — в натуре или модели, на схеме, чертеже, рисунке; если изучается явление, то дать общую картину его протекания — словесно, с помощью карты, рисунка, схемы;  дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания — названия объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки;
 определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку - где, как и какие признаки искать. Приведу некоторые примеры. Допустим, что после знакомства на уроках истории с понятием «война» в общем виде ученикам предстоит дать развернутое описание одной из конкретных войн эпохи рабовладения. Тогда, поставив перед ними задачу на развернутое описание, учитель:  дает краткую справку, в которой указывает годы войны, ее участников, их силы, основные этапы, сражения, результаты;  прочитывает некоторые выдержки из исторических документов, художественной литературы, если возможно, показывает фрагменты из учебных и художественных фильмов;  предъявляет перечень опорных понятий, имен исторических деятелей, военачальников, названий городов, мест сражений и т.д.;  указывает границы поиска существенных признаков сходства изучаемой войны с ранее изученными, а также существенные признаки отличия — характер войны, масштабность, время, особенности сражений. Подготовка учащихся к выполнению заданий на объяснение ранее описанных объектов или явлений состоит из таких моментов. Учитель:  дает ориентиры для распознавания устойчивых связей или отношений между составными частями и сторонами описанного объекта или явления; если необходимо, указывает на характер связей - причинно-следственные, функциональные, генетические, морфологические — и на границы их действия;  с целью выявления устойчивого характера связей или отношения показывает способы пробных преобразований (вычисления, измерения, построения, проведения опыта — в точных науках), прикидки и переноса связи с изучаемой модели объекта или явления на ранее изученную;  показывает возможные способы логического построения предложений, которые отражали бы найденные связи или отношения, — логические схемы предложений, их возможные варианты, способы кодирования (там, где это возможно и необходимо);  показывает типовые способы обоснования сформулированных предложений и, если необходимо, подробный план доказательства, его логическую схему;  дает перечень опорных понятий и аксиоматических положений, используемых при доказательстве. При подготовке учащихся по выполнению задания на уроке истории к объяснению войны в эпоху рабовладения это может иметь следующий вид. Учитель:  ставит задачу объяснить характер и причины войны, а также причины поражения или победы воюющих стран;  указывает ориентиры для распознавания связи между общественным строем воюющих стран и характером войн; ориентиры для распознавания причин войны, а также причин поражения или победы;  напоминает, по каким признакам устанавливается справедливый или несправедливый характер войны, и дает задание соотнести эти признаки с изучаемой войной; указывает типичные причины войн вообще и типичные
причины поражения или победы воюющих сторон в принципе и предлагает соотнести их с теми причинами, которые характерны для данного случая;  дает логические схемы предложений, отражающих найденные закономерности: «...носила ... характер (справедливый, несправедливый)»; «Основные(ая) цель войны — ...(захват чужих территорий, рабов и пленных, богатств, сокрушение торгового конкурента и т.д.»; «Основные причины победы... (слабость и разобщенность противника, в том числе политическая, военная, экономическая)»; «Основные причины поражения...»;  дает опорные понятия и аксиологические положения для доказательства. Обозначенный круг вопросов, составляющих содержание самостоятельной работы учащихся на уроке, могут успешно решаться, когда ученики подготовлены к высшему уровню познавательной самостоятельности. Но к нему можно прийти через промежуточные шаги, каждый из которых будет поднимать учеников с одной ступеньки на другую. Свой первый шаг по пути овладения навыкам самостоятельной деятельности ученик делает с учебником. Учебник - первая и основная книга по истории. Учебник нужен каждому ученику, так как с помощью него учитель может провести самостоятельную фронтальную работу с учебником, учебник даёт возможность ученику перечитывать несколько раз трудные непонятные места, внимательно изучать иллюстрации, документы. Но правильно ученик может пользовать учебник в том случае, если учитель учит им пользоваться, постоянно привлекать его в процессе обучения, требует от учащихся самостоятельной работы с ним и проверяет выполнение своих требований. Я детально объясняю структуру учебника: это различные виды текста иллюстрации явления, вопросы, задания и карты. Важно, чтобы школьник самостоятельно усваивал авторский текст учебника, а здесь главное место занимает работа с терминами. Я, например, поручаю учащимся найти термин в учебнике, прочесть вслух и делать запись в тетрадь. Затем объясняю, что означает этот термин. Короче говоря, на каждом уроке мною проводится словарная работа вместе с учащимися. Например, что такое натуральное хозяйство, феод, крепостной крестьянин. К этому виду работы я приручаю с пятого класса, последовательно осложняя задания. Такая работа приучает школьников обращать внимание на термины и при выполнении домашнего задания. Надо стараться, чтобы это вошло в привычку у учащихся Ученикам труднее даётся умение слушать и записывать в тетрадь элементы, которые требуют известные усилия для осмысления и запоминания, такие как определить понятие, причинно-следственные связи, делать выводы, но без особого усилия могут самостоятельно описывать текст, называть имена исторических деятелей, даже дать историко-географические описания. Но и трудность осмысления и запоминания при старании можно преодолеть. Для этого хорошими приёмами являются: членение материала на параграфы, пункты, абзацы, а также заголовки. В этой работе хорошо помогают вопросы и задания в учебнике. Наиболее распространённым у меня на уроке истории является составление развёрнутых планов. В 5-6 класса целесообразно на каждом уроке проводить объяснительное чтение. При объяснительном чтении текст расчленяется на смысловые единицы, где определяется главная мысль каждого абзаца. Это в дальнейшем помогает составлению планов и самостоятельному изучению каких- либо важных научных трудов. Объяснительное чтение мною проводится и в старших
классах. Но здесь важно, чтобы школьник, самостоятельно читая текст на уроке, не пропускал непонятные слова и выражения, и чтобы спрашивал у учителя или использовал словарь или справочник. Действенным приёмом привлечения учащихся к учебному материалу является составление тезисных выводов по определённой теме. Самостоятельной деятельности можно добиться также путём использования на уроке исторических документов, помещённых в учебнике, в рабочих тетрадях по истории. Работа учащихся с историческими источниками проводится в целях поднять значение исторического факта, чтобы привлечь к нему особое внимание учащихся, выработать у учащихся самостоятельный научный подход к источникам исторических знаний, углубить ознакомление учащихся с источниками как историческими памятниками. Значение самостоятельной работы с документами заключается в том, что она помогает глубже усвоить узловые вопросы курса истории. Работа с документами проводится и на ypоке, и во время выполнения домашнего задания. Другой вид работы с документами - это самостоятельное решение на его основе задачи дедуктивного характера. Иллюстрация учебника - один из основных видов наглядности в обучении истории. В 5-8 классах полезно предложить одному ученику вслух, а другим про себя прочесть текст с иллюстрациями. Это делается для того, чтобы выработать у школьников привычку внимательно читать подписи к иллюстрациям, определять время создания и характер изображения, являются ли они историческими документами или позднейшими реконструкциями исторической действительности. Следующей формой самостоятельной работы является использование на уроках типологических картин. Они выполняют роль «окна в историческую действительность». Чтение исторических картин требует от школьников не только внимания, но и ряда логических действий. Навыки самостоятельной деятельности развиваются также в процессе работы с картой, заполнении таблиц, решения и составления кроссвордов. Качество и количество полученных в процессе обучения знаний у учащихся зависит в целом и от самих учащихся, их желания узнать, осваивать что-то новое, и от учителя, который различными способами и приёмами старается передать ученику свои знания. И чем выше активность учащихся к самостоятельной учебной деятельности, тем выше объём и качество знаний. Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:  постепенность введения разных по степени сложность и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;  обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий (сообщение исходных знаний и обучение общеучебным умениям);  разнообразие видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;
 подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные трудности;  ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;  оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;  обучение учащихся приемам самоконтроля при выполнении работы;  обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся . В заключении отмечу, что организация самостоятельной деятельности учащихся очень серьёзное направление в деятельности учителя. Главное видеть проблемные места, искать пути их преодоления, не бояться передавать учащимся некоторые свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся.


В раздел образования