Автор: Липиева Кристина Евгеньевна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орленок"
Населённый пункт: Ставропольский край Предгорный район
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика психоэмоционального напряжения у детей и подростков средствами арт-терапии"
Раздел: среднее профессиональное
«Профилактика психоэмоционального напряжения у детей
и подростков средствами арт-терапии»
Психоэмоциональное напряжение - состояние, формирующееся в
результате
чрезмерного
возрастания
напряжения
и
характеризующееся
временным понижением устойчивости психических и психомоторных функций,
выраженным
соматовегетативными
реакциями
и
снижением
работоспособности.
Психоэмоциональное напряжение обычно рассматривается в контексте
взрослой жизни, но все чаще в состоянии психоэмоционального напряжения
оказываются дети и подростки. Ведь именно в этот возрастной период
происходит
формирование
психологического
здоровья,
развитие
всех
психических процессов, становление личности. Причина этому, возрастная
низкая психическая устойчивость с которой им трудно справляться в одиночку,
а длительное психоэмоциональное напряжение может негативно влиять на
физическое и психическое здоровье детей и подростков.
Эмоциональная сфера ребенка характеризуется некоторой незрелостью в
силу его возрастных особенностей. Это может проявляться в виде частой смены
эмоций,
импульсивного
поведения,
агрессии,
тревожности,
различных
тенденций
страха.
Эмоциональные
характеристики
детей
и
подростков
включают в себя неустойчивую эмоциональную привязанность, быстрое
эмоциональное истощение, эмоциональную возбудимость и раздражительность,
нестабильные эмоции, эмоциональные вспышки, негативизм и агрессию. Все
эти характеристики оказывают негативное влияние на формирование личности
и поведение ребенка. Кроме того, такое нарушение в эмоциональной сфере
приводит к проблемам в общении со взрослыми и сверстниками, что затрудняет
социализацию таких детей, поэтому важно своевременно предпринимать меры
для его снижения и поиска способов управления им.
На
сегодняшний
день
арт-терапия
является
одним
из
самым
эффективным и доступным методом психотерапии.
Арт-терапия — это творческий, терапевтический метод выражения и
коррекции эмоционального состояния, ее суть заключается в том, что она
помогает выразить свои эмоции, переживания, страхи и чувства через
творческий процесс.
Специалистами отделения психолого-педагогической помощи ГБУСО
«КРЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок»
активно осуществляется реализация коррекционно - развивающих занятий с
использованием арт-терапии по дополнительной
рабочей общеразвивающей
программе социально-гуманитарной направленности «Радуга».
Проведение
занятий
по данной программе реализуют потребности детей
в творчестве,
познании, самореализации, позитивном отклике.
Ребенку
предоставляется
возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию,
какую-либо проблему наиболее удобным и простым
для психики ребенка
способом.
Для этого применяются арт-терапевтические техники с учетом
индивидуальных особенностей детей.
Создаются условия, побуждающие к
деятельности, раскрываются творческие способности каждого ребенка.
Структура
проводимых
занятий
включает
в
себя
использование:
нетрадиционных методов рисования, рисование на стеклянном мольберте,
зеркале,
пластиинографию,
аппликации
из
бумаги,
упражнения
с
использованием водной и песочной терапии.
Работа
основана
на
принципах:
доверия
и
взаимоуважения,
поддерживания в ребенке его личных качеств, достоинств и позитивного образ
«Я»;
отсутствия
негативных
оценочных
суждений,
отрицательного
программирования.
Как показывает наш опыт, арт-терапия решает важнейшие задачи в
коррекционной работе с детьми и подростками. При использовании данного
метода в профилактике психоэмоционального состояния у детей развиваются
когнитивные процессы, сенсорные, моторные и, особенно, эмоциональные
навыки. В процессе работы создается положительный эмоциональный фон,
активно
выстраиваются
индивидуальные
контакты
с
окружающими
сверстниками, формируется умение выразить свои переживания и проблемы
невербальным способом, снижается эмоциональное напряжение.
Метод арт-терапии помогает справиться с внутренними трудностями,
личными переживаниями, позволяет бороться с тревожностью, фобиями,
стрессом. А атмосфера добра, теплоты, доброжелательности со стороны
специалистов
помогает
детям
раскрепоститься,
почувствовать
свою
уникальность, благополучие и защищенность.