Напоминание

"Профилактика психоэмоционального напряжения у детей и подростков средствами арт-терапии"


Автор: Липиева Кристина Евгеньевна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орленок"
Населённый пункт: Ставропольский край Предгорный район
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика психоэмоционального напряжения у детей и подростков средствами арт-терапии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Профилактика психоэмоционального напряжения у детей

и подростков средствами арт-терапии»

Психоэмоциональное напряжение - состояние, формирующееся в

результате

чрезмерного

возрастания

напряжения

и

характеризующееся

временным понижением устойчивости психических и психомоторных функций,

выраженным

соматовегетативными

реакциями

и

снижением

работоспособности.

Психоэмоциональное напряжение обычно рассматривается в контексте

взрослой жизни, но все чаще в состоянии психоэмоционального напряжения

оказываются дети и подростки. Ведь именно в этот возрастной период

происходит

формирование

психологического

здоровья,

развитие

всех

психических процессов, становление личности. Причина этому, возрастная

низкая психическая устойчивость с которой им трудно справляться в одиночку,

а длительное психоэмоциональное напряжение может негативно влиять на

физическое и психическое здоровье детей и подростков.

Эмоциональная сфера ребенка характеризуется некоторой незрелостью в

силу его возрастных особенностей. Это может проявляться в виде частой смены

эмоций,

импульсивного

поведения,

агрессии,

тревожности,

различных

тенденций

страха.

Эмоциональные

характеристики

детей

и

подростков

включают в себя неустойчивую эмоциональную привязанность, быстрое

эмоциональное истощение, эмоциональную возбудимость и раздражительность,

нестабильные эмоции, эмоциональные вспышки, негативизм и агрессию. Все

эти характеристики оказывают негативное влияние на формирование личности

и поведение ребенка. Кроме того, такое нарушение в эмоциональной сфере

приводит к проблемам в общении со взрослыми и сверстниками, что затрудняет

социализацию таких детей, поэтому важно своевременно предпринимать меры

для его снижения и поиска способов управления им.

На

сегодняшний

день

арт-терапия

является

одним

из

самым

эффективным и доступным методом психотерапии.

Арт-терапия — это творческий, терапевтический метод выражения и

коррекции эмоционального состояния, ее суть заключается в том, что она

помогает выразить свои эмоции, переживания, страхи и чувства через

творческий процесс.

Специалистами отделения психолого-педагогической помощи ГБУСО

«КРЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок»

активно осуществляется реализация коррекционно - развивающих занятий с

использованием арт-терапии по дополнительной

рабочей общеразвивающей

программе социально-гуманитарной направленности «Радуга».

Проведение

занятий

по данной программе реализуют потребности детей

в творчестве,

познании, самореализации, позитивном отклике.

Ребенку

предоставляется

возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию,

какую-либо проблему наиболее удобным и простым

для психики ребенка

способом.

Для этого применяются арт-терапевтические техники с учетом

индивидуальных особенностей детей.

Создаются условия, побуждающие к

деятельности, раскрываются творческие способности каждого ребенка.

Структура

проводимых

занятий

включает

в

себя

использование:

нетрадиционных методов рисования, рисование на стеклянном мольберте,

зеркале,

пластиинографию,

аппликации

из

бумаги,

упражнения

с

использованием водной и песочной терапии.

Работа

основана

на

принципах:

доверия

и

взаимоуважения,

поддерживания в ребенке его личных качеств, достоинств и позитивного образ

«Я»;

отсутствия

негативных

оценочных

суждений,

отрицательного

программирования.

Как показывает наш опыт, арт-терапия решает важнейшие задачи в

коррекционной работе с детьми и подростками. При использовании данного

метода в профилактике психоэмоционального состояния у детей развиваются

когнитивные процессы, сенсорные, моторные и, особенно, эмоциональные

навыки. В процессе работы создается положительный эмоциональный фон,

активно

выстраиваются

индивидуальные

контакты

с

окружающими

сверстниками, формируется умение выразить свои переживания и проблемы

невербальным способом, снижается эмоциональное напряжение.

Метод арт-терапии помогает справиться с внутренними трудностями,

личными переживаниями, позволяет бороться с тревожностью, фобиями,

стрессом. А атмосфера добра, теплоты, доброжелательности со стороны

специалистов

помогает

детям

раскрепоститься,

почувствовать

свою

уникальность, благополучие и защищенность.



В раздел образования