Автор: Передкова Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ЦО №37 им. В. П. Храмченко
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Социально-ориентированный проект
Тема: "Учимся дружить"
Раздел: дошкольное образование
СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОЕКТ
«Учимся дружить»
(старшая группа)
Педагог-психолог
Передкова Елена Анатольевна
Тема проекта: «Учимся дружить».
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: социально-личностный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).
Участники
проекта:
педагог-психолог,
воспитатели,
дети
старшего
дошкольного возраста, родители.
Цель
проекта:
формировать
коммуникативные
навыки
общения
со
сверстниками;
развивать чувство общности детей в группе и навыков сотрудничества,
мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других
людей.
Задачи:
-
уточнять
представления
детей
о
понятиях
«добро»,
«зло»,
«доброжелательность», их важности в жизни людей;
-
формировать умения оценивать поступки окружающих;
-
закреплять знания правил вежливого общения;
-
совершенствовать
коммуникативные
навыки
(умения
выслушивать
товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к
суждениям других детей);
-
поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
-
воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то
для других людей, принести им пользу;
-
учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом;
-
развитие уверенности в себе и своих возможностях;
-
привлекать родителей к совместной творческой деятельности.
Актуальность:
Наблюдая за детьми во время совместных игр и общения, мной было замечено,
что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться,
отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В
совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя
затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще
трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать
поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается. Таким
образом актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования
дружеских
взаимоотношений
воспитанников
со
сверстниками;
развития
эмоционально-личностной сферы; необходимостью воспитывать сочувствие и
сопереживание у ребят друг к другу.
Формы и методы работы:
1. Беседы: «Умейте дружбой дорожить», «Кто и зачем придумал правила
поведения», «Что такое дружба. Правила дружбы».
2. Занятия педагога-психолога из цикла «Учимся дружить. Секреты дружбы».
3. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», Э.
Успенский «Крокодил Гена и его друзья», В. Катаев «Цветик - семицветик», Л.
Воронкова «Что сказала бы мама?», В. Драгунский «Друг детства»
4. Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Передай своё настроение»,
«Угадай настроение», «Скажи, кто твой друг?» (узнать друга по описанию), «Да -
нет», «Дорисуй рисунок».
5. Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе.
6. Заучивание стихотворений о дружбе и «мирилок».
7. Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Апельсин»,
«Сороконожки», «Дружные пальчики», «Дружат в нашей группе».
8. Подвижные игры: «Карусель дружбы», «Найди себе пару», «Черепашка»,
«Подтолкни шарик», «Поводырь» и др.
9. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В кафе», «Детский сад».
10. Работа над мультфильмом «Наша дружная группа» (рисование героев,
озвучка).
11. Консультации для родителей: «Дружба крепкая», «Дружеские отношения
взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера
ребенка».
Ожидаемые результаты:
-
у детей сформировано представление о добре и зле, знания о способах
выражения доброты друг другу, родным и окружающим людям;
-
развито умение выражать своё отношение к поступкам сверстников,
правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
-
развито умение видеть и понимать эмоциональные состояния сверстников;
- научились использовать обязательные формы вежливости в обращении со
сверстниками, внимательно слушать собеседника;
-
научились сдерживать себя в конфликтах, уступать, подчиняться правилам;
сформировалось стремления помогать, сопереживать, поддерживать друг друга.
План проекта:
Подготовительный этап
-
определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для
реализации проекта;
-
прогнозирование результата, составление плана работы;
-
подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми
(иллюстративных, художественных и дидактических).
-
создание развивающей среды;
-
сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости
участия в проекте.
Основной этап
- занятия,
- беседы,
- игры,
- создание проблемных ситуаций,
- работа с художественной литературой,
- просмотр презентаций и мультфильмов, их обсуждение,
- творческая деятельность.
Завершающий этап
Создание и просмотр мультфильма «Наша дружная группа»
План реализации проектной деятельности
неделя
Деятельность педагога-психолога и
детей
Деятельность
воспитателя и детей
Взаимодействие с
родителями
1.
1.Беседа:
«Что такое дружба. Правила дружбы»
Цель: способствовать пониманию
понятий «дружба», «добро», «зло»
2.Чтение художественной
литературы про дружбу и добро: - В.
Осеева «Волшебное слово»
3.Чтение пословиц и поговорок о
добре. Познакомить детей с
пословицами и поговорками о добре и
объяснить их смысл
4.Фронтальное занятие «Секреты
дружбы»
5. Занятие в паре по примирению «В
гостях у Кота – Веселота»
1.Пальчиковая игра
«Моя семья»
2.Рассматривание
сюжетных картинок
«Мальчики
поругались»
3.Подвижные игры
«Дракон кусает свой
хвост», «Гусеница».
4. Развивающие
настольные игры
«Что такое хорошо?
Что такое плохо?»
Размещение
информации на
сайте педагога-
психолога «Как
формируются у
детей нравственные
качества и
дружеские
взаимоотношения»
2.
1.Беседа:
«Кто и зачем придумал правила
поведения»
2.Чтение художественной
литературы про дружбу и добро В.
Драгунский «Друг детства»
3. Прослушивание песен о
дружбе «От улыбки», «Дружба
крепкая», «Песенка про дружбу» из
м/ф Маша и медведь, «Если с другом
вышел в путь», «Вместе весело
шагать», «Все мы делим пополам».
4. Фронтальное занятие «Учимся
дружить»
5. Занятие в паре по примирению
«Веселый клоун Толик»
1.Ситуативные игры
«Как ты обращаешься с
животными?»,
«Настоящая помощь»,
«Мы вместе», «Обида»
2.Строительная игра
«Дом для друзей»
3.Упражнения
«Комплимент»,
«Вкусные дразнилки»,
«Выбросим грубые
слова»
4.Пальчиковая
игра «Дружные
ребята»
5. Сюжетно-ролевая
игра «Семья»
Оформление
наглядности для
родителей
«Причины
конфликтов у детей
и выходы из них»
3.
1.Беседа: «О добрых поступках и
делах» Цель: способствовать
пониманию понятий «дружба»,
«добро»
2.Чтение художественной
литературы про дружбу и добро:
сказка «Два жадных медвежонка»
3.Игры малой подвижности
«Отгадай, чей голосок», «Найди друга»
4. Фронтальное занятие «Дружба -
это ценный дар»
5. Занятие в паре по примирению
«Путешествие по чудесным островам»
1.Подвижные игры
«Дракон кусает свой
хвост», «Гусеница»,
«Слепой и поводырь»
2. Просмотр
мультфильмов: «Кот
Леопольд», «Уроки
тетушки Совы»,
«Мешок яблок»
3. Развивающие
настольные игры
«Хорошо или плохо?»
«Найди эмоцию»
4.Продуктивная
деятельность
(рисование) «Мое
настроение похоже
на…»
Буклеты
«Учим детей доброте»
4.
1.Игры малой подвижности «Узнай
кто это», «Подари движение»,
«Зеркало»
2.Продуктивная деятельность
(рисование) «Герои моего
мультфильма»
3. Озвучивание героев мультфильма
4. Просмотр мультфильма «Наша
дружная группа»
1.Сюжетно-ролевая
игра «К нам пришли
гости»
2.Игры малой
подвижности
«Запрещенный номер»,
«Приветствия».
«Волшебные очки»,
«Пирамида любви»,
«Стиральная машина»
3.Ситуативные игры
(разбор ситуаций)
4.Изготовление
книжки-малышки
«Сказка о дружбе»
Показ
мультфильма
«Моя дружная
группа»
Беседа «Кто и зачем придумал правила поведения»
Цель:
закрепить с детьми представление о правилах поведения в гостях; в
общественных местах; развивать диалогическую речь, умение строить суждение;
воспитывать доброжелательность; культуру общения. Познакомить с понятием
«Этикет»
Оборудование и материалы: плакат с нарисованным цветком без лепестков.
съёмные лепестки голубого, оранжевого, красного, зеленого и желтого цвета,
иллюстративный материал, мяч, сердечко.
Ход беседы:
-Ребята, что такое правила поведения? (ответы детей)
Правила поведения в обществе устанавливались на протяжении многих веков.
Каждый может хотеть чего угодно, однако осуществление собственных планов
может навредить другим членам общества. Порой интересы одних противоречат
желаниям и стремлениям других. Это вызывает конфликты (ссоры) и приводит к
непониманию. Чтобы люди знали, как нужно себя вести в таких ситуациях,
необходимо наличие установленных правил поведения.
Раньше, когда не было ни законов, ни писаных правил, люди решали свои споры,
обратившись к самому мудрому человеку в их общине - Старейшине. Он, в свою
очередь, внимательно выслушивал их и разбирался в проблеме. Затем советовал
поспорившим, как поступить. Мудрецы и старейшины пользовались уважением, и
их наставления не вызывали никаких сомнений.
Правила поведения помогают человеку понять, что он может делать при тех или
иных обстоятельствах, и что делать ему категорически запрещается. Соблюдение
правил поведения говорит об определённом уровне культуры, присущем какому-то
конкретному человеку.
-Ребята, что такое этикет? (ответы детей) Послушайте стихотворение:
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это - нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.
Этикет - соблюдения правил хорошего поведения.
-Ребята,посмотрите на картинке нарисован жёлтый круг на стебельке: как вы
думаете, что это такое? (ответы детей) Правильно, это серединка от цветка.
-Как вы думаете, что случилось с нашим цветком? Почему облетели стебельки?
Почему он грустный? (ответы детей)
- Да, ребята, подул сильный ветер, и разноцветные лепестки цветка разлетелись. Я
предлагаю вам помочь цветочку вернуть его лепестки. А для этого нам необходимо
выполнить задания.
Вот
голубой
лепесток.
Чтобы
лепесток
вернулся
к
цветку,
предлагаю
рассмотреть картинку.
1. Мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе.
Дети рассматривают картинки, анализируют, делают выводы:
-
«Какие вежливые слова говорит мальчик?»
-
«Что ответил дедушка?»
Вот оранжевый лепесток, чтобы он вернулся к цветочку, скажите мне
пожалуйста:
-
как друзья приветствуют друг друга?
-
Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером,
днём?
-
Как нужно приветствовать взрослого человека?
-
Молодцы, ребята, вы назвали много вежливых слов, лепесток возвращается
к цветку”.
Вот красный лепесток.
Ребята, как вы думает, какого человека называют воспитанным и добрым?
Да, воспитанным и добрым называют того, кто совершает хорошие поступки.
Сейчас давайте станем добрыми волшебниками - превратим «плохие поступки» в
«хорошие». Я буду подавать каждому это красивое сердечко, и называть вам
«плохой» поступок, а вы называете слово противоположное по значению и
возвращаете сердечко мне.
Разорвать книгу - склеить книгу
Толкнуть – обнять
Намусорить – подмести
Сломать игрушку – починить
Нагрубить – поблагодарить
Промолчать при встрече – поздороваться
Испачкать одежду – постирать
Оторвать пуговицу – пришить
Сорвать цветок – посадить
Побить бездомное животное – накормить
Разорить гнездо – повесить кормушку, скворечник
Разбросать игрушки – убрать
Смотрите, ребята, и этот лепесток вернулся к цветку.
Вот зелёный лепесток, чтобы он вернулся, предлагаю вспомнить добрых и злых
героев сказок:
- Волк, Леопольд, Баба Яга, Фея, Дюймовочка, Карабас Барабас, Кощей,
Бармалей, Аленушка, Снежная королева, Герда, Красная шапочка, Сивка бурка,
Айболит.
Этот жёлтый лепесток-лепесток привычек. Чтобы вернуть лепесток к цветку,
поиграем в игру с мячом «Назови привычку». Кому я брошу мяч, тот называет
привычку – полезная она или вредная. Мыть руки перед едой
Чистить зубы перед сном
Пользоваться носовым платком
Дразнить и обзывать детей
Грызть ногти
Стричь ногти
Ковырять в носу
Разговаривать во время еды с набитым ртом
Молодцы, ребята, вы все привычки определили правильно, и последний лепесток
возвращается к цветку.
Ребята, смотрите, как повеселел наш цветок. Он рад, что все лепестки вернулись к
нему, и вы хорошо знаете правила этикета.
Беседа «Наши добрые поступки и дела»
Цель: развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить
детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей. Активизировать
стремление совершать благородные поступки, радоваться результату.
Ход беседы:
Ребята, вы целый день находитесь в детском саду, общаетесь, друг с другом,
делаете очень много разных дел в группе, но дела бывают добрые и не
добрые.
Ребята, как вы думаете, что такое доброта?
Доброта – это тепло, внимание, забота, ласка, вежливость, улыбка, помощь,
сочувствие, радость, нежность.
Доброта – это желание человека сделать что-то хорошее для окружающих, улыбка,
подаренная людям, любовь к своим близким, забота о них.
-
Кто такой добрый человек? (кто придет на помощь, делает добрые дела,
заботится о других, помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых,
вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые, хорошие слова)
-
С чем всегда борется добро? (со злом)
-
А какого человека называют злым? (обижает слабых, говорит плохие слова,
делает плохие поступки, не заботится о близких и т.д.)
Да, плохие поступки совершают, не задумываясь, от обиды, огорчения, гнева; а,
чтобы совершить добрый поступок, нужно постараться, нужно приложить усилия.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник ни конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети!
А вы знаете какие бывают добрые дела? (дети отвечают).
Да, ребята добрые дела приносят всем радость, поднимают настроение, отводят от
беды.
А какие бывают не добрые дела? (дети отвечают).
Да, ребята, недобрые дела – это же, которые приносят вред, расстраивают, могут
довести до беды, могут сделать больно кому-то, портят настроение и так далее.
Психолог обращает внимание детей на картинку «цветок в вазе с поникшем
бутоном.
Психолог: Ребята, посмотрите, это волшебный цветок, который вырастила
Фея Доброты. Когда-то он был красивым цветком и радовал глаз. А потом его украл
злой волшебник, чтобы все люди стали злыми, сердитыми, угрюмыми. Злой
волшебник принес цветок домой, но цветочек стал уже не таким как прежде. Он
поник головкой и начал засыхать. Цветок просил меня отыскать добрых, заботливых
детей, которые умеют жалеть, никого не обижают, всем помогают, приходят на
помощь, когда кому-нибудь плохо, не бросают друга в беде. И я предлагаю вам,
ребята, помочь цветку распуститься от ваших добрых дел.
-
Расскажите, какие добрые дела вы уже научились делать (поливать цветы,
вытирать пыль с игрушек, сервировать стол и т. д.).
-
Когда мы поливаем цветок, кому мы делаем доброе дело? (Цветку, без
нашей заботы он не будет расти и цвести).
-
Когда мы вытираем пыль с игрушек, кому мы делаем доброе дело?
(воспитателю, так как у него много работы. Детям, так как не будут дышать
пылью, микробами).
-
Когда мы завязываем друг другу шнурки, кому мы делаем доброе дело?
(товарищу, другу)
-
Ребята, а вам самим приятно, когда вы делаете доброе дело? (Да, очень
приятно).
-
Как можно увидеть добрый человек или злой? (по его поступкам и делам)
С каким человеком приятно общаться: добрым или злым? (с добрым)
Действительно, нам всегда приятно общаться с людьми, у которых добрые сердца.
Доброе сердце всегда дружит с добрым словом. С помощью слова можно творить
чудеса. Злое слово может огорчить, обидеть человека. А ласковое доброе слово
душу согревает. Вот сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется
«Скажи наоборот».
Игра «Скажи наоборот».
1.
Злой – добрый.
2.
Грубый – ласковый
3.
Грустный – весёлый
4.
Забрать – отдать
5.
Ругать – хвалить
6.
Враг-друг
7.
Обидеть – защитить
8.
Плакать – смеяться
9.
Огорчить – обрадовать
10.
Сломать – починить
11.
Слабый – сильный
12.
Жадный - щедрый
13.
Трусливый – храбрый
14.
Зло-добро
15.
Горе-радость
- Когда мы видим, что кто-то совершает плохие поступки, мы не можем пройти
мимо и не чего не заметить. Сердце нам подсказывает обратить внимание на
трудную ситуацию и сделать доброе дело.
Ребята, сейчас я вам буду показывать картинки на экране, а вы внимательно на них
посмотрите, и скажите, правильно ли поступают в этой ситуации дети, или нет.
Добрый ли они совершают поступок или не добрый.
Психолог: Молодцы, ребята, вы правильно угадали все хорошие и плохие
поступки. Ребята, посмотрите на наш цветок!
Он распустился от правильных ответов.
Когда сердце совершает доброе дело, в нём процветает прекрасный цветочек. И я
очень надеюсь, что вы тоже будете добрыми, чуткими, отзывчивыми детьми и ваша
душа будет такая же прекрасная, как этот цветок.
А сейчас мы с вами совершим сами хороший поступок – поможем малышам убрать
игрушки в их игровой комнате.
Беседа «Что такое дружба. Правила дружбы»
Цель:
Способствовать формированию у детей представления о дружбе и нравственных
нормах.
Оборудование: плюшевая игрушка Чебурашка.
Ход беседы:
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим
настроением. Предлагаю вам поздороваться с окружающим нас миром.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, крепенький дубок!
Мы живём в родном краю, всех я
вас приветствую!
Ребята, а у нас сегодня гости, отгадайте-ка загадку, и вы узнаете кто это.
Этот милый, Странный душка
Безымянною игрушкой Был
когда-то в магазине, Сказки
ждал он на витрине. И
дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены-…
(Дети - Чебурашка!)
Психолог: Молодцы, правильно. Показывает всем игрушку чебурашки.
Ой, ребята, а что это с ним? Он грустный, плачет, его кто-то обидел.
Чебурашка, что с тобой случилось, почему ты грустишь и плачешь?
Чебурашка: Со мной никто не хочет дружить, все говорят, что я злой и не
умею дружить.
Психолог: Что же делать? Ребята, вам жалко чебурашку? (Да)
Поможем ему? (Да)
Давайте расскажем Чебурашке что такое дружба и познакомим с правилами
дружбы.
Ребята, а что такое дружба? (ответы детей)
Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не
ссорятся. Дружба-это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться
игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным и заботливым
к другу; уметь посочувствовать другу.
Ребята, а вы знаете, кто такие друзья? (ответы детей)
Друзья- это люди, с которыми нам интересно общаться, играть.
Друг никогда не оставит в беде, выслушает и поддержит. Он всегда порадуется
вашему успеху. Другу можно доверить свои секреты, зная, что он никогда и никому
о них не расскажет. Друг всегда подставит свое плечо и не даст никому в обиду.
Ребята, а у вас есть друзья? (ответы детей)
С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется? (ответы детей) Вы
много назвали и что такое дружба, и кто такой друг. Сейчас посмотрим, знаете ли
вы, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Игра «Будь внимательным»
Если вы считаете качество друга верным – хлопайте в ладоши, если не верным –
топайте ногами. Готовы?
Настоящий друг…
-
внимательный
-
заботливый
-
трусливый
-
отзывчивый
-
умеет хранить секреты
-
жадный
-
преданный
-
задиристый
-
терпеливый.
Психолог: Молодцы, справились. Знаете, какими качествами обладает настоящий
друг.
Ребята, а как мы сможем научить чебурашку дружить? (ответы детей) Правильно,
давайте расскажем ему о правилах дружбы.
Сейчас я расскажу вам историю, как мишка с ежиком поссорились, а вы ее
внимательно послушайте.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка: «Я первый!»
Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,
Как друг мне совсем не хорош!».
Психолог задает детям вопросы:
- Что произошло, что друзья не поделили?
- Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?
- Ребята, а как вы думаете, ссориться с другом – это хорошо или плохо?
- Почему плохо ссориться?
Психолог: Запомни Чебурашка первое правило дружбы:
«Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно».
Ребята, подскажите, как помирить Мишку и Ежика? Как быть, если качели одни, а
друзей двое? (ответы детей).
Психолог: Давайте ещё раз я расскажу историю, ну уже с весёлым, добрым концом,
когда Мишка и ёжик договорились.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-
то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик на встречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка
сказал: «Покачаю тебя,
мы ведь с
тобою Ёжик друзья!»
Психолог: Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться? (Уступать, делиться)
Психолог: Чебурашка, запомни второе правило дружбы:
«Уметь договариваться. Умей уступать».
Ребята, а когда вы уступаете своим друзьям? (ответы детей)
Ребята, скажите, друзья ссорятся? (ответы детей)
Да, бывает иногда. Но кому нравиться находиться в ссоре? Что нужно сделать
друзьям, чтобы уже не быть в ссоре? А как мирятся? А вы умеете мириться?
Давайте я познакомлю вас с одной «мирилкой».
Игра «Мирилки»
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
Ты мой друг! И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Психолог: Ребята, я вам расскажу сейчас другую историю, послушайте
внимательно.
Нес однажды Зайка ловкий
Корзину полную морковки
Была корзина не мала,
Очень – очень тяжела.
Ему навстречу Мишка шёл.
Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!».
«Сам неси свою корзину,
Я пошел искать малину».
Психолог: Как – бы в этой ситуации поступил друг?
Дети: Помог бы.
Психолог: Чебурашка, запомни третье правило дружбы:
«Помогай другу»
Ребята, а вы помогаете своим друзьям? Как помогаете?
Психолог: Вот такие простые правила дружбы, Чебурашка, и если ты их
запомнишь, то у тебя будет много добрых и верных друзей.
И вы, ребята, никогда не забывайте эти правила!
Чебурашка: Спасибо ребята, что научили меня дружить и рассказали мне о
правилах дружбы. Я обязательно подружусь в лесу со всеми зверями.
Игра «Моё настроение».
Психолог ладошками закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое,
потом просит детей открыть лицо и показать:
Какое у вас лицо, когда вы:
-
Съели шоколад.
-
Попробовали лимон.
-
Увидели друга.
-
Мама огорчена.
-
Друг подарил вам подарок.
-
Вас наказали.
-
Вы с друзьями играете на прогулке.
-
Когда друг вам улыбнулся.
Психолог: Молодцы! Видите, какие счастливые лица были у всех, когда я задавала
вопросы про друзей, потому что дружба начинается с улыбки, с хорошего
настроения.
Игры и упражнения
на развитие внимательного отношения
детей друг к другу, формирования дружеских
отношений, создание положительного эмоционального
фона
Игры малой подвижности
Игра «Приветствие»
Дети образовывают пары. Необходимо поприветствовать друг друга, касаясь
частями тела по команде. По команде «Друг к дружке» необходимо поменяется
парами.
И так приветствуем друг друга:
- Нос к носу,
- Щека к щеке,
- Ухо к уху,
- Друг к дружке (дети меняются парами)
- Пятка к пятке,
- Локоть к локтю,
- Колено к колену,
- Бедро к бедру,
- Друг к дружке (дети меняются парами)
Игра «Запрещенный номер»
Дети стоят по кругу. Выбирается цифра, которую
нельзя произносить, например, цифра «5». Игра
начинается,
когда
первый
ребенок
скажет:
«Один», следующий продолжает счет, и так до
десяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши
пять раз. Шестой говорит: «Шесть» и т. д. Если
ребенок ошибется и назовет запрещенный номер
– выбывает из игры.
Игра «Отгадай, чей голосок»
Дети встают, образуя круг. Один ребенок стоит с закрытыми глазами в
центре круга. Дети идут по кругу со словами: Мы собрались в ровный круг.
Повернемся разом вдруг.
А как скажем: Говорит один ребенок, на которого указывает педагог Скок-скок-
скок! Все вместе: Угадай, чей голосок?
Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится
водящим. Дети идут в другую сторону.
Игра «Найди друга»
Дети сидят на стульчиках. Водящий ребенок стоит с закрытыми глазами. К нему
подходит один ребенок. Водящий кладет руки на голову, плечи, руки и т.д.
подошедшему к нему ребенку и пытается угадать кто из ребят перед ним. Ребенок
которого угадали, становится водящим и т.д.
Подвижные игры
«Дракон кусает свой хвост»
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник
«голова», последний - «хвост». «Голова» - должна дотянуться до «хвоста» и
дотронуться до него «укусить». «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова»
схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока
каждый участник не побывает в двух ролях.
«Гусеница»
«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей, и будем вместе
передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи
впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите
мяч. Дотрагиваться руками до мяча строго воспрещается. Первый в цепочке
участник держит свой мяч на вытянутых руках.
Таким образом, в одной цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по
определенному маршруту»
«Слепой» и «Поводырь»
Игроки делятся по парам. Один в паре - «слепой»,
другой «поводырь». «Поводырь» должен провести
«слепого»
через
заранее
приготовленные
препятствия (расставленные кегли). Тем временем,
подсказывая
какие
действия
необходимо
выполнить.
Упражнения
«Пирамида любви»
Дети сидят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из вас что-то или кого-то любит;
всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою
семью, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите
вы (рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами
рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет
называть то, что он любит и класть свою руку (дети выстраивают пирамиду из рук).
Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая
получилась у нас пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.
«Волшебные очки»
Дети садятся по кругу. Педагог объявляет, что у него есть волшебные очки, в
которых можно разглядеть все хорошее, что есть в каждом человеке. Педагог, надев
волшебные очки, подходит к кому-нибудь из детей, перечисляет его положительные
черты («хорошо рисует, бегает, умеет дружить»). Затем предлагает каждому
ребенку примерить очки, посмотреть на других добрыми глазами и постараться
увидеть как можно больше хорошего в сверстнике. Дети по очереди надевают
волшебные
очки
и
называют
достоинства
своих
товарищей.
Если
кто-то
затрудняется, педагог помогает ему наводящими вопросами.
«Комплименты»
Дети садятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ему надо сказать
несколько добрых слов, за что-то похвалить («У тебя сегодня красивое платье», «С
тобой так хорошо играть», «У тебя доброе сердце» и др.). Принимающий
комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!»— и дарит
комплимент своему соседу. Игра проводится по кругу. Педагог участвует в игре на
равных правах с детьми.
«Вкусные дразнилки»
«Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными не
обидчивыми словами (заранее обговариваются условия какими обзывалками можно
пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов, сладких блюд).
Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!». Помните, что
эта игра, поэтому обижаться друг на друга не будем». В заключительном круге
обязательного следует сказать своему соседу что-нибудь приятное: «А ты, …,
солнышко!».
«Выбросим грубые слова»
«Проходя около детской площадки, я услышала, как грубо разговаривают дети
между собой: «Ты противный! А ты жадина-говядина! А ты толсту-ха! А ты
мышкахудышка!» Такие некрасивые, грубые слова, как маленькие острые стрелы,
летали от одного ребенка к другому. И от этого сами дети стали изменяться, их лица
становились злыми, некрасивыми. Даже цветы на клумбе опустили головки, а
кошка, которая спала на солнышке, фыркнула, изогнула спинку, распушила хвост и
убежала. Если эти дети так навсегда останутся с такими неприятными, злыми
лицами и грубыми голосами, кто же захочет с ними дружить? Как вы думаете?
(ответы детей)
«А всегда ли мы говорим приветливо, спокойно? Бывает ли, что мы обижаем друг
друга словами и поступками? Случалось ли вам слышать злые слова, прозвища или
дразнилки от других детей? Что вы чувствовали тогда? Кто вспомнит?
(ответы детей)
«Я вас понимаю. Очень неприятно, когда грубо говорят, придумывают всякие
прозвища, обижают слабых. И вот что я решила: давайте больше никогда не будем
говорить друг другу грубых слов! Давайте сегодня мы их выбросим навсегда! Вот
тут у меня картинки, на них черным цветом нарисованы злые человечки. Это наши
грубые слова и поступки. Каждый сомнет их и бросит в мусорную корзину.
Мы скажем: «Уходите от нас, грубые и злые слова. Вы нам не нужны!»
Дети выполняют все перечисленные педагогом действия, и няня выносит корзину с
«мусором» из группы.
«Стиральная машина»
Дети разбиваются на пары и встают в шеренгу лицом друг к другу — это сама
«моечная машина». Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги
— это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой в конце — это «сушилка».
«Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают,
говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия
вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка»
меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину»
не пройдет каждый участник игры.
Таким образом, выходя из «стиральной машины», ребенок получает позитивный
заряд от услышанных им слов и объятий.
Информация на сайт для родителей
«Как формируются у детей нравственные качества и
дружеские взаимоотношения»
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном
становлении личности.
Нравственное
воспитание
происходит
благодаря
целенаправленным
педагогическим
воздействиям, ознакомлению ребенка с
нравственными
нормами поведения в процессе
различной деятельности (играх, труде, занятиях и др.), имеющей морально ценную значимость. В
период старшего дошкольного возраста, когда понятие «можно» и «нельзя», «хорошо» «плохо»
воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался
основных правил поведения, как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие. Анализ
исследований и данных педагогической практики свидетельствуют о том, что основой дружбы
становятся общие интересы детей и увлеченность общим делом. Кроме того, ребенок всегда ждет
от друга более высоких оценок в свой адрес и доверительного общения, чем от других
сверстников. Наши данные подтверждают вывод о том, что с одними из товарищей по группе он
дружен, к другим относится равнодушно, к третьим проявляет выраженную антипатию. Часто
именно эти личные взаимоотношения в коллективе являются определяющими в формировании
характерологических черт личности отдельного человека. Так, чувствуя недоброжелательное, без
сочувствуя отношения к себе членов коллектива и не зная причины такого отношения, ребенок
становится
замкнутым,
сдержанным,
или,
напротив,
раздражительным,
агрессивным.
А
доброжелательное отношение
к нему со стороны товарищей, проникнутое сочувствием и
сопереживанием, возможность поделиться с ними своими радостями и огорчениями, надежда на
то, что они в трудную минуту помогут, делает человека жизнерадостным, счастливым, создает
оптимистическое настроение.
Как же развивается удивительный феномен дружбы в дошкольном возрасте? В младшем
дошкольном возрасте дружба представляется в виде детских привязанностей и симпатий, которые
являются кратковременными эмоциональными проявлениями и вызываются незначительными
фактами одновременного значения. Постепенно эти кратковременные чувства, испытываемые
ребенком по отношению к своему сверстнику, как бы накладываются одно на другое. Так если
малыш часто испытывает удовольствие от общения ос сверстником, то постепенно оно
перерастает на следующем возрастном этапе в относительно устойчивое отношение – чувство к
нему. Ребенок тянется именно к определенному сверстнику в группе, ему приятнее с ним, чем с
кем-либо другим. Таким образом, симпатия превращается в устойчивое чувство, которое
характеризуют как дружбу между детьми.
Зарождаясь из потребности к общению, имея
социальный характер и являясь, в сущности, результатом взаимоотношений дошкольников,
симпатии и привязанности лишь постепенно становятся избирательным отношением ребенка к
сверстнику. У малыша еще нет в достаточной мере устойчивого эмоционального отношения к
товарищу и его поведение еще не опосредуется этим отношением.
Вместе с тем нельзя отрицать и тех фактов, которые говорят в пользу существования у
маленьких детей заботливого и трогательно нежного отношения друг к другу. Анализ подобных
проявлений дает основание считать, что причины кроются, скорее всего, в каких-то внешних и
случайных обстоятельствах: дети рядом сидят за столиком, шкафчики находятся рядом в
раздевальной комнате и др. в силу обстоятельств они общаются чаще, чем с другими детьми, и на
этой почве могут возникнуть симпатии и привязанности. Однако это еще не дружба, так как
младшего дошкольника в «друге» пока не привлекают личностные качества, потому что он в них
еще не разбирается и самостоятельно оценить их не в состоянии. И только по мере развития
ребенка, накопления им опыта нравственного поведения,
формирования отношений в
коллективе, понимания им моральной стороны поступка товарища и умения дать ему
соответствующую
оценку,
те
кратковременные
отношения
симпатии,
которые
ребенок
переживает по отношению к сверстнику, накладываясь одно на другое, как бы преобразуются со
временем в устойчивое образование личности. Очевидно, на этом складывается дружба,
выражающаяся в форме желания общаться с конкретным ребенком чаще и больше, чем с другими
детьми.
Постепенно изменяется динамика отношений в группе, да и сама ее структура: заметно
выступают дружеские пары, группировки, устойчивые объединения детей. Эта устойчивость
проявляется в уверенности, с какой старшие дошкольники отвечают на
вопросы, типа: «Кого ты считаешь своим другом?» или «Кто из детей тебе больше
нравится?». Отвечая на подобные вопросы, они уже не отыскивают взглядом близ стоящего
сверстника, а смело называют того ребенка, с которым приятнее общаться.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Семья»
Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная
с большого. Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).
«Дружные ребята»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (пальцы ритмично
сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие
пальчики.
(подушечки
всех
пальцев
одной
руки
одновременно
дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередно
соединяем
одноименные
пальцы:
большой
с
большим,
указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять (одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять… (поочередно соединяем одноименные
пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
Мы закончили считать. (одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)
Пословицы и поговорки о дружбе
Нет друга, так ищи: а нашел - береги
Друг за дружка держатся- нечего не боятся
Не мил и свет, когда друга нет
Без беды, друга не узнаешь
Доброго человека в красный угол сажают
Доброму везде добро
Добрые слова лучше мягкого пирога
Доброе дело два века живёт
От теплого слова и лед тает
Мир не без добрых людей
Чего себе не хочешь, того и другому не делай
Видно птицу по полёту – человека по делам
Сделав добро, не хвались
Доброму добрая и память
Ситуативные игры для детей, отражающие способы организации
сотрудничества
Ситуация «Настоящая помощь»
Цель:
выявить
понимание
детьми
состояние
сверстника,
оказавшегося
в
затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации.
Содержание ситуации
Катя, Вика и Лена расписывали красками тарелочки для выставки. Катя сразу
красиво расписала свою тарелку, а у Вики никак не получалось. Когда Лена это
увидела, она громко засмеялась и сказала: «Ну как всегда, у тебя ничего не
получается!»
А когда Катя увидела, что у Вики ничего не получается, она
поступила по-другому, не так, как Лена. Как вы думаете, ребята, что она сделала?
Ситуация «Мы вместе»
Цель: выявить понимание детьми эмоционального состояния сверстников,
не участвующих в общей деятельности, и нахождение правильного решения.
Содержание ситуации
На прогулке дети вместе строили крепость из песка. А два новеньких мальчика,
Дима и Коля, стояли и наблюдали за ними. Дети заметили, что мальчики грустно
стоят в стороне, и они решили…
Вопросы для обсуждения
- Как вы думаете, что дети решили?
- Почему вы так думаете?
- Как бы вы поступили в такой ситуации?
Ситуация «Обида»
Цель:
выявить
представления
дошкольников
о
проявлении
эмоциональной
отзывчивости в общении и понимание состояния сверстника.
Содержание ситуации
Марина упала, ушибла ногу, расплакалась. Но тут к ней подбежали Катя и Оля и
спросили: «Что ты тут сидишь одна? Пойдем скорее с нами играть в мяч».
Марина вытерла слезы и ответила: «Я сейчас не могу, у меня нога болит». Тогда
девочки рассердились на Марину и сказали: «Вот ты какая, мы тебя
приглашаем, а ты не хочешь. Мы больше не будем с тобой дружить и играть
вместе! Мы на тебя обиделись». И ушли.
Вопросы для обсуждения
- Правильно ли поступили Оля и Катя? Почему?
- Поняли ли девочки состояние Марины?
- Как надо было поступить Оле и Кате?
- Как вы думаете, кто по-настоящему обижен - Катя и Оля или Марина?
- Можно ли Олю и Катю назвать настоящими подругами Марины?
Ситуация «Строим мост»
Цель: учить воспитанников договариваться, уступать друг другу.
Содержание ситуации
На занятии воспитатель разделила детей на пары и дала задание построить широкий
мост на две полосы, чтобы можно было проводить машинки каждому в свой гараж.
Маша сразу предложила Пете:
— Давай вместе строить мост, чтобы наши машины свободно по нему проезжали.
— Нет! Я сам знаю, как нужно делать, — отказался Петя и начал строить мост один.
Когда мост был готов, Маша и Петя начали проводить машинки каждый в свой
гараж. Вскоре встретились на мосту, но он оказался узким, только одна машинка
могла проехать по нему.
— А ну-ка дай я проеду, — потребовал Петя.
— Нет, пропусти меня, — попросила Маша.
— Еще чего! Это ты уходи с моего моста! — разозлился Петя, схватил Машину
машинку и сбросил с моста.
— Я не буду с тобой играть, — обиделась Маша. Так и
не получилось у ребят ничего, одни слезы и обиды.
Вопросы для обсуждения
- Как вы думаете, ребята, почему у Маши и Пети ничего не получилось?
- Посоветуйте ребятам, что надо было сделать, чтобы избежать ссоры?
- Как бы вы поступили, если бы вам и вашему другу дали задание построить мост,
чтобы по его полосам свободно двигались ваши машины?
- Что нужно делать, если вы не согласны друг с другом, если у тебя или у твоего
друга другое мнение?Как найти согласие между собой и не поссориться?
Ситуация «Добрые пожелания»
Цель: помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к
сверстникам. Развивать добрые чувства и культуру общения
Содержание ситуации
Инсценировка с игрушками (куклы, мягкие игрушки).
Медвежонок:«Я собираюсь в гости к своему другу Кролику. Приготовил подарок
(показывает коробку). Но как же мне быть? Я совсем не знаю, что мне сказать
ему. Помню, мне говорили: когда вручаешь подарок, надо сказать пожелание, но
я совсем забыл! Скажу так: «Я пришел, вот бери подарок!» Или лучше скажу:
«На мой подарок! Радуйся!»Кажется, у меня хорошо получилось»?
Вопросы для обсуждения
-Ребята, как вы считаете? Будет ли Кролик доволен таким поздравлением?
- А с какими словами нужно было Медвежонку вручить подарок?
Ситуация «Краски»
Цель: выявить представления дошкольников о сущности проявления дружеских
взаимоотношений между детьми.
Содержание ситуации
Нина, Лена, Света и Ксюша всем говорили, что они настоящие друзья. Однажды
воспитатель Татьяна Николаевна предложила им нарисовать рисунки осени.
Девочки сели за один стол. Воспитатель дала им бумагу, кисточки, поставила
баночки с красной, желтой, зеленой и синей красками. Когда воспитательница
отошла, Нина схватила баночку с красной краской и сказала: «Это будет моя
краска!» «А вот эта — моя!» — сказала Оля и придвинула к себе зеленую краску.
Тогда Ксюша и Света взяли себе синюю и желтую краски. Девочки стали рисовать.
Когда Татьяна Николаевна просмотрела их рисунки, она очень удивилась: у Нины
весь рисунок был нарисован только красной краской, у Ксюши — зеленой, у Светы
— желтой, а у Лены — синей. Покачала головой Татьяна Николаевна и сказала: «Я
думала, что вы настоящие друзья, а теперь вижу, что вам еще надо учиться
дружить».
Вопросы для обсуждения
- Ребята, как вы думаете почему так сказала воспитательница, после того как
увидела рисунки девочек?
- Как поступают настоящие друзья?
Строительная игра «Дом для друзей»
Цель:
выявить осознание детьми причин, нарушающих взаимопонимание в
совместной деятельности; сформировать представления о правилах и способах
поведения, устраняющих конфликты в общей деятельности; учить детей работать
вместе сообща, умея договариваться.
Ход игры
Ребенку
поочередно
предлагаются
2
серии
картинок
(по
3
картинки)
с
изображениями детей, строящих дом.
Первая
серия
демонстрирует
дружное
строительство
дома:
дети
договариваются
(1-я
картинка),
строят
дружно
вместе
(2-я
картинка),
с
удовольствием смотрят на результат — красивый высокий дом (3-я картинка).
Вторая серия картинок раскрывает аналогичное начало, затем — ситуацию
ссоры во время строительства, на последней картинке демонстрируется
неутешительный результат, вместо готового дома — разбросанные детали,
разочарованные дети.
Вопросы для обсуждения
- Что делают дети на этих картинках?
- Как они строят дом? (Дружно или ссорятся, внимательны ли друг к другу,
помогают или нет.)
- Как вы об этом догадались?
- Каким детям хорошо вместе, а каким плохо?
- Как вы думаете, что эти дети говорят друг другу/ во время работы?
- Почему этим детям не удалось построить красивый дом? Какие правила дружных
ребят забыли эти дети?
Ребята, сейчас мы с вами разделимся на 2 команды и построим дом для
друзей. Одна команда будет строить дом из конструктора «Лего», вторая команда из
кубиков. Чтобы у нас получился красивый и прочный дом нам необходимо работать
дружно, сообща и, умея договариваться. И тогда у нас получится такой же дом как
на первой серии картинок.
Рассматривание серии картинок «Эмоции»
Беседа «Настроение».
Психолог показывает детям 2 картинки (на одной грустное лицо, на другой
веселое). Психолог задаёт детям вопросы:
•
Ребята, посмотрите, одинаковые ли эти человечки? Чем они отличаются?
•
Ребята, а когда вам бывает грустно?
•
А когда вы радуетесь?
•
Какое у вас сегодня настроение?
Психолог показывает картинки с эмоцией удивление, страх, злость, обида и
т.д. К каждой эмоции дети дают объяснение, когда у нас бывает такое
чувство?
Игра «Моё настроение».
Психолог ладошками закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое,
потом просит детей открыть лицо и показать:
Какое у вас лицо, когда вы:
-
Съели шоколад.
-
Попробовали лимон.
-
Увидели друга.
-
Мама огорчена.
-
Друг подарил вам подарок. - Вас наказали.
-
Когда друг вам улыбнулся.
-
Когда вы увидели что- то страшное.
-
Когда у вас что - то не получается.
-
Ребята, а сейчас я вам предлагаю присесть за столы. Мы с вами сейчас будем
рисовать…свое настроение. Вы удивлены? Да, да, свое настроение можно
изобразить на бумаге красками или карандашами. Вот, например, у меня сейчас
отличное настроение и оно похоже на яркое солнышко и радугу. Я возьму лист
бумаги и краски и нарисую солнышко и радугу, то есть свое настроение. А в виде
чего будет ваше настроение мы сейчас и узнаем.
Дети рисуют свое настроение. По окончании организуется выставка и анализ
работ. Общее фото детей с рисунками.