Автор: Титова Наталья Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГОДОВ "ДЕТСКИЙ САД № 193 Г. О. МАКЕЕВКА" ДНР
Населённый пункт: Макеевка
Наименование материала: Деловая игра по формированию нравственно-патриотического воспитания
Тема: Самое слабое звено
Раздел: дошкольное образование
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №193 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО
ОКРУГА МАКЕЕВКА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Деловая игра
по формированию нравственно-патриотического воспитания
«Самое сильное звено»
Старший воспитатель:
Н.В. Титова
2025
Тема: «Самое сильное звено»
Цель: актуализировать и систематизировать знания педагогов по формированию
нравственно-патриотических качеств у дошкольников, выработке стратегий по внедрению
современных подходов в воспитательный процесс.
Задачи:
- познакомить педагогов с основными аспектами нравственно-патриотического
воспитания,
- сплотить педагогический коллектив через совместное решение задач,
- мотивировать педагогов к внедрению новых форм работы с детьми и их родителями.
Ход игры
1. Подготовка:
Педагоги делятся на команды (звенья). Игра состоит из нескольких раундов, каждый из
которых посвящен определенному аспекту нравственно-патриотического воспитания.
Правила игры: после каждого раунда проводится голосование, определяющее "самое
слабое звено" – команду, чьи ответы и аргументы оказались наименее убедительными.
Эта команда выбывает из игры. Победителем становится команда, которая успешно
прошла все раунды и продемонстрировала наиболее глубокое понимание темы, а также
умение применять теоретические знания на практике.
2. Формирование команд:
- Разделить участников на небольшие группы (по 4-5 человек). Это поможет
активизировать обсуждение и сотрудничество.
- Каждой команде предоставить название, которое отражает их идеи по
патриотическому воспитанию (например, «Защитники», «Патриоты», «Наследие» и т.д.).
3. Раунды игры:
Раунд 1: Викторина
Каждая команда отвечает на вопросы викторины, связанные с историей и культурой
России, значением патриотизма и нравственного воспитания. За правильные ответы
команда получает баллы.
1. В каком году была принята Конституция Российской Федерации?
- a) 1991
- b) 1993
- c) 1995
2. Какой документ положил начало Российской демократии?
- a) Устав 1861 года
- b) Основной закон 1906 года
- c) Конституция 1993 года
3. Какой праздник отмечается 12 июня в России?
- a) День Победы
- b) День России
- c) День Конституции
4. Какой вид народного творчества является характерным для русских традиций?
- a) Живопись
- b) Народная музыка
- c) Скульптура
5. Как называется русский народный танец, который исполняется в круге?
- a) Полонез
- b) Хоровод
- c) Казачок
6. Кто из великих русских писателей написал заповеди о нравственности в своих
произведениях?
- a) Лев Толстой
- b) Александр Пушкин
- c) Фёдор Достоевский
7. Какой известный советский и российский космонавт первым совершил полёт в космос?
- a) Алексей Леонов
- b) Юрий Гагарин
- c) Валентина Терешкова
8. Какую из следующих личностей мы можем считать символом русского патриотизма?
- a) Пётр I
- b) Александр Невский
- c) Николай II
9. Какие из перечисленных качеств являются основными для формирования патриотизма
у детей?
- a) Забота, любовь, ответственность
- b) Честолюбие, зависть
- c) Стремление к власти
10. Каковы основные принципы нравственного воспитания детей?
- a) Использование запугивания
- b) Поддержка и понимание
- c) Достижение результатов любой ценой
11. Что такое "гражданская позиция"?
- a) Участие в выборах
- b) Забота о Родине и её будущем
- c) Безразличие к социальным проблемам
Раунд 2: Брейк-ауты
Участники получают ситуации, связанные с нравственно-патриотическим воспитанием.
Группы должны представить свои решения и подходы. За креативные и конструктивные
идеи также начисляются баллы.
Ситуации для обсуждения
1. Ситуация 1: Конфликт между детьми
- Два ребенка из разных национальностей вступили в конфликт на игровой площадке.
Один из них обидел другого, сказав, что его традиции «странные». Как бы вы подошли к
разрешению этого конфликта, чтобы поддержать атмосферу уважения и понимания между
разными культурами?
2. Ситуация 2: Праздник в детском саду
- У вас в детском саду планируется праздник, посвященный Дню России. Как бы вы
организовали мероприятия так, чтобы все дети, независимо от их культурных и
национальных корней, чувствовали себя вовлечёнными и важными участниками
праздника?
3. Ситуация 3: Патриотическая акция
- Вам предложили провести акцию по сбору средств на помощь ветеранам. Как бы вы
объяснили детям смысл этой акции и как вовлечь их в процесс, чтобы они не только
понимали, но и почувствовали важность помощи тем, кто защищал Родину?
4. Ситуация 4: Интересные личности
- Один из детей пришёл в детский сад с книгой о жизни известного патриота (например,
о Марино Роше, Льве Толстом и т.д.). Как вы могли бы использовать интерес этого
ребенка для того, чтобы провести занятие по нравственно-патриотическому воспитанию,
привлекая других детей?
5. Ситуация 5: Природа как символ Отечества
- На прогулке дети заметили мусор на территории парка. Как бы вы организовали
обсуждение о важности сохранения природы и её связи с патриотизмом, а также какие
мероприятия можно провести, чтобы дети сами начали заботиться о своей окружающей
среде?
6. Ситуация 6: Память о героях
- В преддверии Дня Победы вы хотите научить детей о значении этого праздника. Как
вы можете создать увлекательную и запоминающуюся программу, которая поможет детям
понять важность памяти о героях войны и нравственные ценности, связанные с этим?
7. Ситуация 7: Уважение к родителям
- Ваша группа наблюдает, что некоторые дети недостаточно уважительно относятся к
старшим. Как бы вы могли организовать игру или занятие, которое помогло бы развить у
детей ценности уважения и заботы о родителях и старших членах общества?
Раунд 3: Творческий проект
Команды разрабатывают краткий проект по внедрению нравственно-патриотического
воспитания в повседневную практику детского сада. Нужно определить цель, задачи,
необходимые ресурсы и методику работы. Каждая команда представляет свой проект, и
по итогам представления участники голосуют за наиболее интересные идеи.
4. Подведение итогов:
Подсчёт баллов. Определение команды-победителя. Обсуждение представленных
проектов. Выбор лучших решений для внедрения в практику работы детского сада.
5. Заключение:
Принятие решений о внедрении и реализации наиболее интересных идей по нравственно-
патриотическому воспитанию в образовательный процесс детского сада. Эта деловая игра
не только позволит педагогам активнее включиться в обсуждение важной темы
нравственно-патриотического воспитания, но и поможет наладить сотрудничество, обмен
опытом и идеями между ними.