Автор: Баранова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА 1236
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект занятия в подготовительной к школе группе по пожарной безопасности "Осторожнее с огнем!"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по пожарной
безопасности «Осторожнее с огнем!»
Цель занятия – воспитание культуры пожарной безопасной и навыков безопасного
обращения с огнем.
Задачи занятия:
1. Обучающие:
- формировать осознанные представления о понятии «пожарная безопасность»;
- совершенствовать представления о причинах возникновения пожаров;
- обучать правилам безопасного поведения в случаях возникновения пожара;
- углублять представления о значении профессии пожарных.
2. Развивающие:
- развивать интерес к правилам пожарной безопасности и стремление соблюдать их;
- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные
связи в ситуациях возникновения пожара;
- развивать познавательную самостоятельность и инициативность.
3. Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду пожарных;
- воспитывать стремление бережно и ответственно обращаться с огнеопасными
предметами;
- воспитывать ответственность за свои действия в пожароопасных ситуациях.
Материалы и оборудование: искусственный цветок,
картинки «Спичка», «Утюг», «Костер».
Предварительная работа:
- познавательные беседы: «Наш друг и враг – огонь», «Отважные пожарные», «Что
нужно делать, если начался пожар?»;
- чтение произведений детской литературы: «Кошкин дом» С. Я. Маршака, «Дым» Б.
С. Житкова, «Пожар» Л. Н. Толстого;
- отгадывание загадок об огне, спичках, огнетушителе, пожарных;
- рассматривание плакатов «Как вести себя при пожаре»;
- изобразительная деятельность: рисование «Пожарная машина»,
аппликация «Костер».
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель приглашает детей за столики.
Воспитатель: Рада приветствовать вас, ребята, на нашем занятии! У меня сегодня
отличное настроение, я хочу поделиться им с вами, чтобы наше занятие прошло весело и
интересно.
Проводится ритуал «Дарим хорошее настроение»
Воспитатель берет искусственный цветок:
- Я вам всем с самого утра желаю счастья и добра! Пожелай и ты дружок!
Воспитатель передает одному из детей цветок. Он должен передать цветок, пожелав
сверстнику счастья и добра.
После ритуала воспитатель обращается к детям: Молодцы! Теперь начнем
наше занятие!
2. Основная часть
2.1. Сообщение темы занятия
Воспитатель: Я попрошу вас внимательно послушать загадку и отгадать ее. Это
подскажет вам, о чем мы сегодня будем говорить, о чем мы узнаем.
Загадка:
Он ребятам верный друг,
Но когда с ним шалят они.
Он становится опасным
И сжигает все вокруг!
Дети отгадывают загадку: Огонь.
Воспитатель: правильно, это огонь. И сегодня мы будем говорить с вами о пожарной
безопасности, а девиз нашего занятия – с огнем будь осторожен!
2.1 Рассказ воспитателя об огне
Воспитатель: «Огонь – это такое загадочное явление. Он может быть нам лучшим
другом: освещать нам помещение, согревать нас, помогать нам готовить еду. Это добрый
огонь! Но он может быстро превращаться в нашего врага. Сжигать наши дома, поля и
леса. А превращение этого друга во врага зависит от нас с вами. От тех правил, что мы
соблюдаем при обращении с ним. И чтобы нам огонь служил верно, не обижал нас, мы
сегодня будем учить правила пожарной безопасности».
2.2 Разучивание правил безопасности
Воспитатель: посмотрите на картинку? Что на ней нарисовано?
Вывешивает на доску картинку
Дети отвечают: Спичка.
Воспитатель: правильно это спичка. А почему взрослые часто говорят, что спички не
игрушки?
Дети дают объяснения.
Воспитатель: Спички не могут быть игрушками. Они могут быть причиной пожара,
так как искры от спички могут попасть на мебель, на пол, на сухую траву и листья, на
тополиный пух, что может вызвать пожар. Огонь может очень быстро распространяться и
его трудно будет потушить.
- Поэтому правило № 1 – «Со спичками не играй, пожар не начинай!».
Воспитатель: посмотрите на следующую картинку? Что на ней нарисовано?
Вывешивает на доску картинку
Дети отвечают: Утюг.
Воспитатель: правильно это утюг. Он помогает нам быть опрятными и красивыми,
гладит нашу одежду. Но в нем нет огня! Почему же говорят о том, что пожар начался из-
за утюга?
Дети дают объяснения.
Воспитатель: Утюг – это электроприбор. Его включают в розетку. По шнуру к нему
поступает электрический ток, и он начинает нагреваться. Но если утюг надолго оставить
включенным, не следить за ним, а еще положить его на ткань, то утюг перегреется,
произойдет замыкание и появиться искра, а она приведет к огню.
Поэтому правило № 2 – «Погладил, утюг выключай!». Заметили, что взрослые не
выключили утюг, то сообщите им об этом! Запомнили?
Дети отвечают: да!
Воспитатель: чтобы продолжить наше занятие и запомнить все правила пожарной
безопасности, нужно нам немного размяться!
Физкультминутка
Спички очень опасны (дети грозят друг другу указательным пальчиком)
Их только тронь и сразу появиться яркий и безжалостный огонь (дети вверх
поднимают руки, шевелят, изображая пламя).
Сначала он маленьким будет (руки опускают до середины груди, продолжая
изображать пламя).
А потом станет большим-пребольшим (вновь поднимают руки вверх, выше головы).
Тогда насос включать надо и воду качать из реки (дети вытягивают прямые руки в
стороны и совершают наклоны влево и вправо, имитируя действия насоса)
Раз, два, три и четыре!
Вот огонь мы и потушили (хлопают перед собой в ладоши).
Воспитатель: Молодцы, размялись, присаживайтесь за столики. Посмотрите на
следующую картинку? Что на ней нарисовано?
Вывешивает на доску картинку
Дети отвечают: Костер.
Воспитатель: правильно это костер. Разводя его в лесу, люди часто становятся
виновниками лесных пожаров. А почему маленький костер может сжечь весь лес, оставив
животных без дома, уничтожив красивые и полезные растения?
Объяснения детей.
Воспитатель: Костер в лесу очень опасен. Вокруг много сухих веток, травы, если
костер доберется до них, то побежит он по лесу, как самый быстрый спортсмен. Но по
пути он уничтожит все: деревья, цветы, травы, животных и птиц. А после на месте
лесного пожара долго не вырастет новый лес, не поселятся новые животные и птицы.
Если разожгли костер в лесу, то лучше его обложить камнями или окопать его, вырыть по
кругу ямку. Пока он горит, нужно следить за ним. А потом обязательно затушить: залить
водой, закидать песком или землей. И обязательно убедиться, что больше нет была и
тепла от него. Вот и наше правило №3 – «Костер за зря не разжигай, а разжигая, следи
за ним, не оставляй!». Запомнили это правило?
Ответ детей: да!
Воспитатель: Три правила пожарной безопасности мы сегодня изучили. Давайте их
вспомним: со спичками… (не играем, следим, чтобы утюг… (выключали, костер
напрасно… (не разводим, а если нужно, то потом его мы дружно… (тушим!
2.3 Беседа о признаках пожара и правилах поведения во время него
Воспитатель: Молодцы, все правила запомнили! Но если кто-то эти правила нарушит,
то начнется пожар. Какие признаки пожара вы знаете?
Дети отвечают: дым, запах гари (горелого, трудно дышать, жарко становится, огонь
виден и т. д.
Воспитатели: если мы заметили эти признаки, то, что нужно делать?
Дети отвечают: позвать взрослых, вызвать пожарных и пр.
Воспитатель: А теперь давайте запомним, что и как мы делаем, если заметили пожар:
сообщаем взрослым, если их нет рядом, то звоним пожарным. На домашнем телефоне
набираем «01», а на сотовом – «101» или «112». Не пытаемся сами тушить пожар, а
одеваемся и выходим на улицу, стоим подальше от огня.
2.4 Беседа о пожарных
Воспитатель: Мы с вами с пожаром не справимся, а кто это сделает лучше всех?
Дети отвечают: Пожарные.
Воспитатель: правильно, это пожарные!
Огонь бывает добрый, он греет нам еду.
Но, иногда, бывает, приносит нам беду.
Выходит, с ним сражаться пожарный в час любой,
Решительный, отважный, бесстрашный, наш герой!
(О. Повещенко).
Воспитатель: А скажите мне ребята, почему пожарных называют храбрыми?
Дети дают свои варианты ответов.
Воспитатель: да, пожарные самые храбрые. Они сражаются с пожарами, тушат их и
спасают людей, животных, леса. Без них много бы сгорело, потому что не все соблюдают
правила пожарной безопасности.
2.5 Закрепление материала
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Когда случается пожар?». Я буду
называть предложения, а вы должны хлопнуть в ладоши, если в нем описана ситуация,
приводящая к пожару:
- Гладили-гладили и утюг оставили;
- Папа на рыбалке жарит рыбку на огне, он костер свой обложил кирпичом;
- Дети спичками играют, пух тополиный поджигают;
- Свет отключили, бабушка свечку зажгла, а потом его дали, бабушка лампу включила,
а свечку потушила.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. О чем мы узнали сегодня?
Дети отвечают: о правилах пожарной безопасности.
Воспитатель: А какие правила мы сегодня изучили?
Дети перечисляют: не играть со спичками, выключать утюг, не разжигать костры в
лесу, а если разожгли, то следить за ним, а потом тушить.
Воспитатель: Вы будете выполнять эти правила?
Дети отвечают: Да!