Автор: Данилова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад№12"Золотой ключик"
Населённый пункт: город Новочебоксарск,Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Пластилинография для малышей"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Пластилинография для малышей»
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного
искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с
изображением полу - объёмных и объёмных картин при
помощи пластилина с использованием дополнительных материалов/
Основной материал — пластилин, а основным инструментом
в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно,
уровень умения зависит от владения собственными руками) .
Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего
дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и
вносит определенную новизну в творчество детей.
Работая с детьми, я сталкиваюсь с такой проблемой как повысить
мотивацию ребят к творческой деятельности. Не раз встречала детей, у
которых плохо развита мелкая моторика рук. Всё это подталкивает на то, как
организовать творческую деятельность, которая бы воздействовала на
эмоциональное состояние ребёнка и была бы направлена на развитие мелкой
моторики рук.
Занимаясь пластилинографией, дети получают знания, умения, навыки,
так же происходит закрепление информации полученной в непосредственной
образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим,
коммуникации, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных
предметов в процессе частичного использования бросового материала,
расширяются возможности изобразительной деятельности детей. У детей
развивается мелкая моторика, координация движения рук, глазомер.
Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность
занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной
деятельности «Пластилинографии», способствовала формированию и
развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
отслеживала по разработанной мною педагогической диагностике.
Данная техника «пласилинография» - хороша тем, что она доступна
детям, начиная с младшего возраста позволяет быстро достичь желаемого
результата, тем самым вносит определённую новизну в деятельность детей,
делает ее более увлекательной и интересной.
• Дети экспериментируют с пластилином.
• У детей продолжают развиваться сенсорные способности.
• Стараются выполнять задания самостоятельно, без моей помощи
(самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают
выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца) .
Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и
продуктов детского творчества, количество участников конкурсного
движения показывает, что использование нетрадиционной техники работы
с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии
творческих способностей дошкольников.
На занятиях, с использованием нетрадиционной техники пластилиновой
графики, развивается:
-опыт при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по
созданию выразительных образов;
-знания детей об окружающем мире;
-активный и пассивный словарь ребенка.
Пластилинография способствует умениям правильно держать карандаш.
Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной
картины с изображением выпуклых, объектов на горизонтальной
поверхности. Каждое новое изображение, содержит знакомые формы и
выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено
новыми, более сложными, рисование на файле плотном, стекле еще не
знакомыми ему элементами.
Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с
удовольствием придумывали новые, интересные темы для картин,
использовали в своих работах разные приёмы лепки. Первые успехи
вызывали у детей желание создавать композиции в собственном,
самостоятельном творчестве. Они с удовольствием принимают участие в
занятиях, коллективных работах. Это техника необычная, привлекает к себе
внимание и интерес не только детей но и взрослых. В одной работе дети
могут использовать множество приё мов: круговое раскатывание, прямое и
сдавливание, выкладывание кружочков один на другой в определённом
порядке и цвете.
Много работ дети подарили родителям.
Работая с детьми над индивидуальными и коллективными картинами, я
сделала вывод, что работая с пластилином, дети помогали друг другу,
старались вместе довести работу до конца.
Используя в работе разные рабочие материалы: пластилин, стеки,
бросовый материал способствовало нам получать интересные, увлекательные
работы.
Подводя итог нашей работе с пластилином, мы поняли, что у детей
сформировалась любознательность, наблюдательность, самостоятельность и
умение оценивать не только других, но и себя. Дети научились планировать
свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты.
Тем самым проявляют уважение к индивидуальным работам своих
товарищей, помогают им контролировать свою деятельность в работе.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир, удивляет своей
необычностью, повышает сенсорную чувствительность (способствует
тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики, развивает
воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат, а самое главное - способствует развитию творческой
личности.
”Пластилинография” способствует более успешному освоению
образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую
направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный
опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и
явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в
долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания,
расширить их, применять побобще