Автор: Суханова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ Здвинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Новосибирская область, село Здвинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Путешествие в страну Правильной речи"
Раздел: дошкольное образование
НОД по развитию речи в подготовительной группе в
«Путешествие в страну Правильной речи»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-
эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое
развитие.
Цель: Обогащение словарного запаса, развитие зрительного и слухового восприятия,
внимания, мышления, памяти.
Задачи:
1.
Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
2.
Закрепить и обобщить знание детей об антонимах.
3.
Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма
способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
4.
Создавать положительный эмоциональный фон.
Словарная работа: фантазия, терем, цвет лиловый, золотой, багряный.
Материалы и оборудование: Аудиозапись полет воздушного шара, аудиозапись отрывка
стих. И.Бунина «Листопад», муз. воспроизведение песни «От улыбки», плакат города
Правильной Речи.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети входят, встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие:
«Ладошки»
Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)
Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)
Ладошки «набочок» (ладошки ставим «стеночками»)
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)
И «здравствуйте!» - сказали (дети здороваются)
Логопед:
Молодцы! Вы дружные ребята?
Дети: Да!
Логопед: Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие.
Ребята вы любите путешествовать?
Дети: Любим!
Логопед: А где бы вы хотели попутешествовать? Ответы детей
Логопед: Я вам предлагаю отправиться в город Правильной речи. Попадая в него, дети
меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, голодные-сытыми,
драчливые-дружными, неряшливые-аккуратными, темные – светлыми, маленькие -
большими (дети помогают, говорят антонимы).
Логопед: Но, ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились
правильно и красиво говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, правильность и
красоту нашей речи.
Ребята, поможем городу и его жителям?
Да: Да!
Логопед:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
как заботится, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
будет радостно, светло.
Логопед:
Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным
образом: с помощью фантазии.
А что такое фантазия? – ответы детей (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то
мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).
Основная часть
Логопед: Итак, отправляемся в город Правильной речи. А полетим мы с вами на воздушном
шаре. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре
сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим
журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха
Открываем глазки и повторяем за мной:
-У-У-У – я лечу
-О-О-О – далеко
- Ши-Ши-Ши – выше крыши
- Шо-Шо-Шо — хорошо.
Вот мы и прибыли (дети повернулись и увидели ворота, а на них большой
замок). Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем.
А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют
пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не
расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно
меняя их.
Потянули, (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок
полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
— Замок, мы открыли, молодцы!
Логопед: Ой, ребята, а здесь записочка! Что же написано? Сейчас прочитаем.
«Город Красивой речи заколдован. Чтобы его расколдовать, нужно ответить на все
вопросы, которые спрятаны в замочках».
Логопед: Ребята, поможем расколдовать город?
Дети: Да!
Присаживайтесь.
Открываем замочек №1 (один ребенок) и слышим аудиозапись стихотворения.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Логопед: Ребята, куда мы попали? О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении говорится про лес (полный ответ).
Логопед: Лес какой? Какие слова говорят об этом?
Дети: Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Логопед: Что такое терем?
Дети: Отдельная комната вверху здания или отдельно построенный дом в виде башни.
Логопед: Желтый цвет все знаем. Золотой цвет- это какой цвет?
Ответы детей: Золотой, т.е. ярко-желтый цвет, листья как золото.
Логопед: Багряный цвет- это ярко красный (показывает этот цвет). А вот лиловый цвет
сейчас посмотрим.
Воспитатель показывает лиловый цвет: смешивает в банке с водой розовый и голубой
цвета.
Логопед: Молодцы! А про какое время года говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится об осени.
Логопед: Хорошо, первый замочек мы открыли, замочек №2 «Выполните упражнения»
1. Упражнение. «Дополните предложение нужным словом»
Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, какие, назовите их? (ель, сосна,
осина, клен, береза, дуб). Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их?
(полный ответ). – В лесу живут волк, заяц, лось, косуля, медведь, лиса. Птицы живут? Какие?
– Дятел, сорока, сова, кукушка. Что еще растет в лесу? (Ягоды, грибы, кустарники).
Логопед: Второе упражнение “Закончите предложение нужным словом”
В поле росли (береза) и (березка)
В ельнике росли (елка) и (елочка)
В бору росли (сосна) и (сосенка)
В парке росли (рябина) и (рябинка)
В сквере росли (клен) и (кленок)
В дубраве росли (дуб) и (дубок).
Логопед: ( дети встают). Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают
руки вверх и тянуться на носочках). Деревья высокие. Вдруг подул ветер и закачались наши
деревья (наклоны вправо, влево).
— Молодцы! Мы открыли это замочек!
В городе Правильной речи нужно чётко и ясно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся,
будем четко и ясно проговаривать все звуки скороговорок.
Ж: Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно
Физминутка:
Логопед: А сейчас мы отдохнем - физминутку проведем.
Смотрите на меня и повторяйте движения за мной.
Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
Ветер подул (качаем руками)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели……………………(машут ладошками)
Логопед: Запомнили? А теперь я говорю, а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т.д.
Логопед: У нас остался последний замочек№3
Упражнение «Лабиринт». Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и
решили собрать в корзину листья. Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком, потом
обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашёл? (Белочка нашла
зелёный дубовый лист.
Ёжик нашел жёлтый березовый лист. Медведь нашёл красную веточку рябины. Заяц нашёл
жёлтый кленовый лист. Лиса нашла жёлтую веточку рябины. Воробей нашёл
Логопед: Молодцы. Мы выполнили все задания, последний замочек окрыли.
Ну вот вы и в городе Правильной речи, чтобы город окончательно расколдовать, поделитесь
своей улыбкой (наклеиваем улыбки на картинку с городом) – музыка от улыбки станет
всем светлей.
Жители города говорят вам «Спасибо».
Итог: Город Правильной речи расколдован. Молодцы ребята!
-А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на
воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки,
чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
-Вот и прибыли мы в детский сад.
Логопед: Скажите, какими вы стали после этого путешествия? Стали добрее? Сильнее?
Увереннее?
Дети: Добрыми, радостными, дружными, аккуратными, воспитанными.
Логопед: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране?
А что больше всего понравилось? Какое задание больше всего?
— Что было особенно трудно? Дети: (ответы).
Логопед: Путешествие закончено, Молодцы!